Нескучный вечер с новогодней математикой
МатематикаСоня 5 лет 11 мес.
Математические навыки: считает до ста, иногда забывает десятки, визуально путает 20 и 12, 13 и 31 и т.п., в уме складывать и вычитать может в пределах 10, при этом представляя какие-либо предметы, обратный счет в пределах десяти.
Поскольку дочка все таки любит заниматься в игре и с сюжетом, созрела в моей голове вот такая математическая игра. Здесь изложен план, на самом деле игра была более сюжетно насыщенной и веселой с отвлечением на повествование.
Скоро новый год. И повсюду идет подготовка к этому веселому празднику. К нему готовятся и помощники деда мороза и ребятки, которые его очень ждут. Давай понаблюдаем у кого и как проходит подготовка к этому празднику.
Дед мороз со снегурочкой придумывают узоры для снежинок, ведь они должны быть не только холодные, но и красивые
- Снежные узоры.
Составляем зеркально снежинки из палочек Кюизенера (можно из счетных из спичек и прочего материала).
2. Дед мороз кажется кого-то потерял! Кого? Конечно своих помощников. Надо срочно их найти, а то некому будет паковать детишкам подарки. Ой. Вон вижу в лесу кто-то потерялся, да это же наши снеговики. Давай поможем им выбраться
Выводим затерявшихся снеговичков из леса к деду морозу. Графический диктант. Минуя препятствия нужно вывести снеговиков, указывая путь по количеству клеток: пять клеток вверх, три вниз, одна направо и тд.
3. Снеговики найдены, можно приниматься за работу. Самое главное - это конечно упаковать подарки..
Помощники деда мороза пакуют подарки. Используем маленькие картинки. Складываем в виде судоку. Поле рисуем на бумаге.
4. И конечно в новый год деду морозу не обойтись без сладких подарков. Вот снегурочка старается, пакует конфеты, чтоб всем досталось поровну.
На фабрике деда мороза его помощники фасуют кулечки с конфетами. Кульки нарисовать на листе. Конфеты - палочки Кюизенера.. Сложить одинаковое количество конфет из разного размера палочек.
Задание далось не сразу. Положила две желтые и все, говорит больше таких нет))). Пришлось подсказать, что можно из меньших получить большие.
Вообще это задание планировалось как проверка знаний на состав числа. Здесь у нас пробел, а точнее выявила следующий этап над которым нужно работать. Ребенок не понимает, что число состоит из множества иных чисел. И мы надолго углубились в изучение темы на состав числа, сначала Соне стало скучно, требовала продолжать дальше сказку, но мне пришлось проявить немного настойчивости и пояснить ребенку, что наша цель не просто игрушки играть, а пополнять коробочку знаний, чтоб быть умными. В итоге закончилось все долгими играми на составление примеров, поиск разных вариантов образования одного числа.
Неожиданно дочке это понравилось очень, она сказала, что в цыфры очень интересно играть. И наши игры продолжились уже в ванной:
- назови младшего брата/сестру цифры, либо соседа сверху/снизу (называем соседние цифры)
- какая цифра на один больше/меньше 7.., 10.. и т.д.
- Дочка восклицает: "Какие все таки цифры интересные! А они могут играть в прятки?" Конечно могут: Кто спрятался между 10 и 11, 18 и 20 и т.д.?
- "А в догонялки?!" И в догонялки могут: какую цифру догоняет цифра 5..., 8... и т.д. пока не надоест)))
Интересно, увлекательно и спонтанно получилось ))
5. А чем же в это время занимаются ребятишки. А ребятки как все ребятки радуются зиме и играют в снежки
Персонажи играют в снежки. Магнитная доска с магнитной мозаикой. Тренируем сложение и вычитание. Изначально задано определенное количество снежков. Кидает снежки один - сколько у него остается, сколько получается у другого, записываем примеры
6. И конечно любимая забава ребятишек зимой - это постройка снежных крепостей
Персонажи строят крепости из разного размера кубиков лего. Сравниваем величину: ширину, высоту при равном количестве кубиков. Можно строить крепости по заданной схеме.
Рассуждали так. Маша и Вани пошли гулять на улицу, чтоб поиграть в любимую зимнюю забаву: строительство башен и крепостей. Ребятки слепили по 10 фигур. Задаю вопрос: назвать отличия. Основное для меня услышать надо было, что они разные по высоте. Затем спрашиваю: как думаешь, у кого из ребят получиться выше башня и почему. Дочка без запинки с воодушевлением мне рассказала, ответила все правильно
собственно строим башенки и проверяем правильность своих рассуждений и выводов
Дальше я спрашиваю Соню сколько нужно взять высоких кубиков, чтоб получилась башня, такой же высоты, как меньшая. Отвечаем, проверяем себя
Сколько нужно взять кубиков еще, чтоб сделать башенки одинаково высокими. Во время обсуждения стараюсь сама не отвечать, а путем вопросов подталкивать Соню именно к самостоятельным рассуждениям, которые приведут ее к какому-либо выводу. Даже если я знаю, что ответ будет неверный, то не останавливаю ее, а наоборот даю возможность самой понять к каким выводам могут привести ее рассуждения.
7. Но к новому году ребяткам тоже нужно подготовится, чем они с радостью и занимаются.
Украшаем дом гирляндами.
Рисуем дом схематически. Гирлянды - этикетки разноцветные. Маша украшает гирляндой в заданной последовательности. Были ошибки, но на мой взгляд это от отсутствия сосредоточенности, потому что весь процесс проходит с бесконечными детскими комментариями))
Ваня украшает гирляндой по заданному количеству
На гирляндах делаем еще и узоры. (на первой делала я, вторую украшала Соня, но фото нет к сожалению)
8. Детки также к новому году украшают елку бусами. Отрабатываем состав числа, записывая из каких чисел состоит число 6.
Рисуем на магнитной доске елку, бусы - магнитная мозаика.
9. Ну вот! Дом украшен. Для встречи деда мороза осталось только выучить стишки.
Учим считалки из пособия «Арифметика для самых маленьких».
10. Дед мороз любит не только слушать как ребятки рассказывают стишки, ну и обожает загадывать деткам загадки.
Играем в игры.
Найди не глядя и отгадай какая цифра. Или другой вариант: я загадываю какую цифру найти в мешочке, можно на время. Потом меняемся местами.
Решаем задачки из пособия «Арифметика для самых маленьких», инсценируя задачку с помощью магнитной мозаики задачку с помощью магнитной мозаики.
Ну и напоследок Рисуем открытку для деда мороза из пособия изд-ва Клевер
А за такую отличную работу как детеныша оставить без сюрприза,тем более на протяжении всей игры несколько раз спрашивала меня : "Мама, а в этой игре предусмотрены сюрпризы?"))
Конечно! Ведь мама - волшебница
Правильный ответ найдешь, получишь сюрприз, а неправильный - получишь каприз ))
Конечно нашли правильный. Сюрприз - карандаш, который сразу рисует несколькими цветами. Очень эффектно получается. Дочурка довольная как слон. Сказала, что это ее волшебная палочка и легла с ней спать