Серёже два с половиной
СерёжаПосле двух он стал как-то невероятно быстро расти. Всё не могу привыкнуть, что он очень-очень многое понимает, и даже может кое-что объяснить…
Дальше очень много букв.
Отношения в семье
Меня любит (уже радует). Папу тоже - и не только за то, что мультики ставил когда-то… но и за то, что печенье домой приносит. С отъездом в деревню бабушек соскучился по их обществу: как выяснилось по поездке к свекрови, к ней он относится теплее, чем мы все думали. И с дедушкой (моим папой) хорошо остаётся - играет и вьёт из него верёвки не хуже, чем из бабушки (моей мамы). Про отношения с Митькой пишу часто, так что здесь краткое обобщение: сумасшедшей любви нет, но вместе пошкодить - всегда за.
Игрушки и игры
На сегодня любимые игрушки - по-прежнему машинки, тракторы и поезда.
Классификация машинок: фах (самосвал), фура, маленькая машина, большая машина, мусоровоз, джип, пикап, грузовой автомобиль, эвакуатор, автокран, цистерна, пожарная машина, полицейская машина, скорая помощь, гоночная машинка, легковой автомобиль. Про легковой автомобиль отдельная история: опытным путём удалось установить, что такого гордого звания удостаиваются лишь машины с запасным колесом снаружи, сзади.
Ну, естественно, в огромном почёте трактора (экскаваторы, бульдозеры и иже с ними) и поезда (таозики = паровозики).
Любит:
- выстраивать длинные «поезда» из машинок;
- прятать машинки под покрывало;
- строить для машин «высокие гаражи» опять же у меня на диване - из одеял и подушек;
- сооружать домик из дедушкиных инвалидных ходунков и подручных материалов;
- прятаться под одеялом: «Митя, где Серёжа? Вот Серёжина нога! Вот Серёжа!». Есть обожаемое одеяло для игры в «ку-ку» и валяний по полу. Но сейчас он из него вырос уже, очень трудно завернуться с ногами и головой полностью, а погрешностей в заворачивании чадо не прощает и начинает психовать. Так что пока убрали…
Любит лего. Раньше собирал из него домики («С арками!»), теперь переключился на машинки и карету.
На площадке полюбил закапывать машинку в песок: «Где машинка? Вот машинка!» Пару раз отвлеклась на Митю, не подглядела, куда закопал, и он забыл - пришлось всю песочницу перерывать…
Про прогулки, надеюсь, всё-таки напишу отдельный пост. Здесь просто напишу кратенько: фанат качелей; в песочнице играет по настроению; после падения стал опасаться горок: съезжает, но, как правило, держась за мою руку, предпочитает катать с них машинки или камешки; не упустит случая повисеть на турнике и покрутить «барабан», если есть скамеечка и столик - непременно поиграет в «ням-ням»; любит деревянные домики: в них, как правило, играем во встречу гостей...
В играх может по моей подсказке развить сюжет и играть долго (на мой взгляд) самостоятельно.
Художественные навыки
Весь в меня. Полная бездарь. Но мы не унываем. Если попадаются в программе развития игры с красками или пластилином - охотно лепим. Сами такие занятия он любит, а это главное. Чаще рисуем «рука в руке», в последнее время при самостоятельной работе старается держать фломастер или кисточку правильно.
В фаворитах - игра с тестом для лепки. Из пластилина леплю только я, он наблюдает и следит за сюжетом игр, иногда может скатать колбаску, но очень редко… Не очень уверен в своих силах и никогда не будет делать того, что, по его мнению, получается у него плохо. Поэтому не давлю пока: ну фиг с ними, с шариками да колбасками, научится ещё катать. Хотя подспудно паника: отстаём, отстаём, отстаём!
Любит раскрашивать, «работать» по развивающим пособиям.
В целом я такими занятиями его не перегружаю, они у нас скорее как праздник.
Самостоятельно оставляю его играть в комнате с тестом для лепки, с раскрасками водой (эти варианты практически без контроля с моей стороны, даже сам убирает за собой), с листом бумаги и одним фломастером, с листом бумаги и парой капелек краски на палитре (одним глазом всё-таки нужно присматривать - всё-таки любит Серёга иногда поэкспериментировать с мебелью, стенами и т.п.).
История в тему. Кормлю Митю на кухне, Серёга занят плей-до в другой комнате, периодически прибегает мне похвастаться «макаронами» или «колбасой», которую порезал ножиком на кусочки… В какой-то момент заходит, растерянно бормоча что-то под нос. Прислушиваюсь:
- Не получается, это ничего, это ничего. Пойдём в магазин и другой купим…
- Что случилось, солнышко?
Берёт меня за руку, ведёт в комнату. Оказывается, не получается вынуть тесто из формочки, так он сам себя утешает: ничего, мол, страшного, другой пластилин купим.
***
Если в играх по программе встречаются части с лепкой, рисованием или аппликацией, то творить надо вместе. Поскольку Митя рядом, занятия проходят в такой форме:
Я:
- Вот мы сейчас приклеим кружочек, будет цыплёнок. Намазывай клеем! Митя, кыш. Митя, отдай кружок.
Сержа:
- Ааааа. Ыыыы... Митька, дай!
Митя:
- Уууууу!
Я:
- Митюшка, вот книжка тебе… Так, где наш кружок? Давай второй скорее намазывай. Так, теперь разглаживай руками… Цыплёнку клювик нарисуем?..
Серёжа:
- Митька, отдай!
Я:
- Митя, ты как здесь появился? Не надо фломастеры в рот запихивать, дай, пожалуйста.
Митя:
(позволяет выковырять из одной руки фломастер, второй стягивает листок с аппликацией на пол).
Я, вытирая слюну с бумаги, сажаю Митю к себе на колени:
- Так, что там у нас… Не бойся, я не дам ему ничего схватить. Воот… какие лапки у цыплёнка. Теперь зёрнышками его покормим. Вот так фломастером, вот такие точки. Теперь сам. Митя!!! Ёпрст, открой рот. Что жуёшь? Не реви. Не реви. Иди на пол. Вот соска. Серёжик, что там? Ах, какие замечательные зёрнышки. И червяк? Здорово! Давай теперь напишем, что цыплёнок говорит... помнишь, как мы играли? Митя, иди сюда! Смотри, какого цыплёнка Серёжа нарисовал!
Книги
Тот ещё читатель. Я на книгах разоряюсь… Тоже весь в меня: всеяден. От «шедевров» «Профпресса» (ушли уже от него, весь этот ужас раздала знакомым, но думаю, если попадётся сейчас одна из этих картонок, чадо с криком: «Новая книжка!!!» - заставит меня ее прочесть) до дорогущее-элитных, которыми похвастаться не стыдно («А мы с Серёжей Бродского, знаете ли, читаем…) Поэтому не могу сказать, какая книжка у него любимая, напишу только, что выложено в «открытый доступ» на этой неделе: «Федорино горе» (изд-во «Яблоко», 2003 г., отличные иллюстрации, тонкая обложка), А. Шевченко «Скороговорочная азбука» (ширпотреб), М. Бонд «Медвежонок Паддингтон» (отлично! Сразу после первого прочтения пытался выговорить «Паддингтон», «Мистер Браун», «Джуди». С Джуди справился, с остальными нет пока…), «Медвежонок Паддингтон в саду» (рановато, другие истории про Паддингтона Серёге нравились больше), Е. Липатова «Несерьёзные истории» (стихи, мне нравятся только три из книги. Но я обязана читать все, пропускать не имею права), Н. Павлова «Мышонок заблудился» (хорошие иллюстрации, Серёга про мыша любит, а история про муравья слишком длинная для него. И не очень понятна пока…), А. Иванов «Как Хома зарядкой занимался» (ужас полиграфический, картинки однообразные, но текст Серёге нравится), Г. Юхансон «Мулле Мек собирает автомобиль» (да! Однозначно нужная книга!), Анн-Гаеэль Бальп, Эва Тарле «Голубой камень» (ммм… картинки очаровательны, смысл у истории есть… но не цепляет), Д. Пикули, Ф. Пийо «Лулу и рассеянный Аист» (третья наша книжка про Лулу - и хватит… домусолим, потом предам забвению этак года на два)… Пока писала список, Серёга раскопал где-то тоненькие книжки: С. Чёрный «Чижик, Чижик, где ты был?» (иллюстрации не очень, ну за такую-то цену... изд-во «Адонис», тем более что Сергей после прочтения в первый раз дал характеристику книге: "Хорошая книжка"), Ш. Дервиль, Ф. Стеэр «Снежок становится лесным пиратом» (лет до двух Серёге серия про Снежка однозначно нравилась, а я плевалась на перевод и по ходу чтения редактировала текст). На даче ждёт ещё стопка книг на субботу-воскресенье, а в понедельник традиционно обновлю дома половину.
Книжки в основном тонкие, потому что Серёжа не приемлет разделения на «Прочитаем до этого места, а после обеда остальное» или «Ещё два стихотворения - и спать! Остальное завтра», ему надо, чтобы книжка была прочитана вся. И если год назад можно было пролистывать сразу несколько страниц, то теперь такое мошенничество не прокатит, перелистнёт на место преступления, ещё на несколько страниц назад - чтобы посмотреть, не было ли и там обмана…
Как-то раз три месяца назад порвал книжку. В клочки. Я ушла Митьку спать укладывать, спровоцировав вандализм фразой: «Аккуратнее, книжка старенькая, не порви). Увидев, что сотворило чадо, была в шоке. Склеила книжку по кусочкам, все остальные убрала далеко, и всю неделю мы читали только этого бумажного франкенштейна. Первой пытку не выдержала я и понемногу стала возвращать книги в открытый доступ.
Мультфильмы
Одно время смотрел. Потом ввели запрет (были причины), месяца три без мультов жил. Теперь раза три в неделю, по 10 минут. В основном один или два из четырёх: "По дороге с облаками", "Бобик в гостях у Барбоса" и мизяко-дизяковские "Паровоз-зоопарк" и "Алфавит". Не спрашивайте, почему именно эти.
Остальное
Освоил собирание пазлов из девяти кусочков без моей помощи, двенадцать пока ещё не может собрать.
Знает некоторые буквы алфавита (А, В, Д, З - может перепутать с Э, Ж - в его исполнении звучит как то же З, но различает, Й (говорит "краткое"), К, М, О, П, С, Х, Ц, Ш (может перепутать с Щ - естественно), Ъ и Ь не различает, называет одним словом "знак", Я), счёт до пятнадцати, но это именно счёт - как речевое упражнение или тренировка памяти… С арифметикой же всё настолько плохо, что иногда руки опускаются. Строго и объективно говоря, "два" - наш предел. Увы.
Начал недавно радовать меня цитированием стихов, иногда даже не разрешает мне подсказывать: «Сам, сам! Мама, не говори». Чаще всего это литературные шедевры моего «изготовления». Первые строчки каковых звучат так: «Бабушка Люда съела верблюда» и «Чи-чи-чи, чи-чи-чи, вёз Серёжа кирпичи»… Ндааа… Справедливости ради отмечу, что «Лукоморье» ребёнок тоже знает. Но сам пока не цитирует…
"Я моряк - с печки бряк!" Это уже из бабушкиного репертуара.
Несколько дней назад попробовал спеть: "Ми-ми-ми-ми-миска молока..." Но застеснялся моего ошарашенного взгляда. К слову сказать, музыкальным образованием ребёнка я возмутительно (как и многими, впрочем, вещами) пренебрегаю.
Общая моторика
Месяца три назад научился прыгать и спрыгивать. Теперь любимое занятие.
Мячик кидает «далеко» и «высоко». Ловит только если кинуть прицельно в руки, и то предупреждать надо…
От двоюродного брата научился ходить спиной вперёд.
Может пройти немного один по бордюру (пардон, поребрику), но, как правило, просит дать руку.
Когда кружится, отставляет руку в сторону - так быстрее упадёшь, весело же!
Если я разминаюсь при нём, может из интереса повторить некоторые несложные движения. Пытался как-то даже отжаться.
Катается только на машинке-каталке, в основном дома, на улице гулять с ней и Митькой в коляске меня как-то не вдохновляет... Пытаясь объяснить ребёнку, как поворачивать с помощью руля, чувствовала себя инструктором в автошколе с престарелым, впавшим в маразм учеником. В результате моих педагогических усилий Сергей теперь поворачивает не с помощью руля, а методом подпрыгивания. Кстати, при приличной скорости (у нас длинный коридор) ездит довольно аккуратно, почти всегда вписываясь в повороты и не сшибая трусящего рядом Митьку.
Речь
Уже многое освоено. Теперь понимаю не только я, но и папа. У бабушек и дедушки слух не такой хороший, да и видят ребёнка реже, поэтому с ними нужен переводчик.
Из сложных звуков появляется потихоньку (не во всех словах ещё) «ш».
Вопросительных предложений почти нет, сплошные повествования и восклицания.
Еда и сон
Спать Серёжа любит. Днём готов отрубиться ещё на прогулке, но я не даю ему заснуть до обеда - чтобы одновременно с Митькой ели и спали. Спит днём в среднем два часа, ночью - девять ил идесять (в десять отбой, в восемь - в девять подъём). Недосыпы, как правило, резко негативно отражаются на настроении, поэтому пока есть возможность, даю подрыхнуть.
Есть хочет только с утра (снова мамин ребёнок). Одно время были проблемы с питанием, сейчас тоже не всё гладко, но кое-какую еду впихивает в себя. Обычно половину нормы съедает сам, оставшуюся часть добиваем методом: «Съешь ещё три ложки». Это очень коварный метод, как мне казалось, да ещё с математическим подтекстом. Но Серёня мой хитёр. Я как-то уже писала, что он частенько обмакивает ложку в суп, а потом несёт её в рот и считает с серьёзным видом: «Рааааз…» - «Нет-нет, много должно быть в ложке». Серёга зачерпывает макаронинку на край и говорит, потешно округляя глаза и рот: «Мнооого!»… Или вот ещё: «Давай Серёжа, пять ложек - и всё». Хитропопое чадо начинает отсчёт: «Тъииии, течые, пяяять! Ура!»
Любимое питьё - снежок и всё, что у мамы с папой в чашках. Любимая еда (помимо очевидных вкусностей) - борщ с фасолькой, суп с колбасой, зелёный горошек, солёный огурчик и перепелиные яйца.
Категорически не любит зелень: "Мусор", - говорит.
Характер (в качестве вывода)
До сих пор не разобралась в его характере. Это не классический шилопоп, но и не флегматик. Есть склонность к педантизму и занудству (в конце такого длинного поста всякий, кто прочитает его до этого места, обязан сказать: "Как мама!"), иногда пугает меня проявлениями маниакальной любви к порядку, но, как правило, ненадолго: после очередной пролитой чашки чая с облегчением вздыхаю: «А нет, всё нормально».
Не слишком ласковый: сам редко когда погладит-обнимет, но потыкаться носом в коленки, забраться на ручки любит. Обнять дозволяет, целовать - только если поцелуи переходят в игру-хохоталку «Сейчас съем это вкусное ухо!»
Есть кое-что, чем недовольна, не могу понять пока, это возрастное или нет:
- редкостный повторюша. На детских площадках копирует всё, что делают кругом «громкие» или старшие дети. Вот девочка побежала, упала - надо упасть. Вот мальчик песком кидается - и ему надо. Вот другой мальчик бабушку свою стукнул - и Серёга ни с того ни с сего бежит ко мне, замахивается... Он иногда, правда, поясняет: «Вот так мальчик сделал!» Но всё равно повторюшничество мне такое не нравится, ибо материнское воображение рисует страшные картины попадания Сергея в плохие компании из-за склонности к подражательству…
- слишком быстро «сдаётся», если что-то не выходит. «Мама, не получается» едва ли не популярнее «Не буду!». Я ему в помощи, как правило, не отказываю, но…
Консерватор. Страшно не любит чего-то нового (за исключением книжек и игрушек) - по части одежды, питания: любые новинки встречаются "в штыки", как и изменения в сценариях привычных игр... Вместе с тем любопытен, это в нём сильнее послушания.
Послушность - средней степени. Может в ответ на просьбу, например, об уборке лего, пять минут талдычить «Не буду» - а потом молча уйти в зал и собрать всё в коробку.
Любит «играть на публику» и «давить из себя слезу», но в меру.
Виртуозно умеет делать вид, что не слышит - когда прошу о чём-то неприятном для него на данный момент .
В целом Серёжа вписывается в мои представления о среднестатистическом ребёнке. Есть моменты, в которых мы отстаём, на опережение ничего не замечала… Но с ним становится так интересно!.. Мне этот возраст, несмотря на возросшие "Моё!" и "Не буду!!!", всё-таки очень нравится…
Уф, столько всего написала, нельзя объять необъятное...