Митя. Главное чтобы человек был хороший
МитяПредисловие-нытьё
В последний месяц, читая ленту развития на ББ, я всерьёз задумалась, не отписаться ли мне - для сохранения душевного здоровья. Ибо. С десятимесячным Серёгой, помнится, ходили мы как-то к лору: 
- Говорит ребёнок что-нибудь?
- Мммм... А должен?! Ничего.
- Совсем ничего?
- Ну, лепечет что-то... Па-па-па, ма-ма-ма, та-та-та...
- Ну так я это и имел в виду, не слова же!
- Уффф...
То есть я почти не парилась по поводу его умелок и искренне считала, что в 10 месяцев говорить - это рано... А вот с Митькой реально комплексую. Во-первых, сравниваю его с другими детьми в ленте развития, во-вторых, сравниваю с Серёгой (естественно, в Митином возрасте)... В -третьих, сравниваю себя, любимую, с собой двухлетней давности. И все сравнения меня огорчают, особенно последнее. Потому как понимаю, что неспешные, прямо сказать, темпы Хомячьего развития - моя вина. Если с Серёгой я, бывало, всё что-то тараторила, да книжки читала, да с пирамидками и прочими развивающими штуками разбиралась, то Митя... Митя "развивалки" получает только периодически, песенок я ему пою в разы меньше, даже говорить с ним приходится не переходя на третье лицо: не "Мама сейчас придёт", а "Я сейчас приду" и т.д.
- Митя, нельзя! Митя, не ползи! Мама, Митю на ручки! - эти фразы младший слышит чаще всего от Серёжи. Да и от меня:
- Я тебе, жук...
А почему? А потому как в основном Митяй сосредоточен на оттачивании умения залезть куда не следует, открыть что не надо и испачкаться в чём только можно. И интересует его если не горшки и совки, то непременно Серёгины игры и игрушки. От этого есть несколько плюсов (о них ниже), но они не умаляют моей грусти по поводу отсутствия у Мити умений собирать пирамидки, сортёры и прочую совершенно необходимую для подогрева родительского тщеславия лабудень.
Речь
Итак, про развитие. В интеллектуально-речевом существенных подвижек нет. Лепечет, ворчит, сердится, ноет, любопытничает, радуется, просит, хвастается - для этих действий у него есть определённые наборы звуков, но так, чтобы отдельные слова - пфф. Даже мамкает на слог или два больше положенного, и папу часто мамой называет. На жизненно важные фразы типа "Где часы?" или "А где у нас лампочка?" может посмотреть в правильном направлении, а может и просто зависнуть, влюблённо и преданно глядя в глаза задавшему вопрос.
Проблески интеллекта
встречаются, когда надо открыть дверцу. В деревне за нехваткой блокираторов поставили к шкафу стул. Хома подполз, посмотрел оценивающе, двумя уверенными движениями своротил преграду, издал победный клич и уселся исследовать ножницы и лекарства.
Книжки интересуют, но до сих пор не в смысле посидеть-почитать, а в смысле потрогать-помять. Целенаправленно уже не рвёт. Пытается пролистать, но на самих картинках внимание надолго не задерживает. Когда я читаю что-то Серёге, непременно подползёт, постарается отобрать книгу, но может иногда и послушать, о чём речь.
Общая моторика
Уверенно стоит без опоры. Иногда поднимется посреди комнаты, нагнётся-присядет за чем-нибудь, снова встаёт с предметом в руках. Пару раз замер в позе "перед ходьбой", несколько раз даже заметила микроскопический самостоятельный шажок, но на этом пока всё. 

Может подняться по лестнице, и даже пару раз было, что не ползком, а "по-человечески". Спуститься, правда, никак не удаётся (опять вспоминаю, как Серёга чуть ли не с третьего раза этому научился): понимает, что нужно какое-то движение сделать, вертит попой или зависает, глядя вниз. Даже когда разворачиваю попой назад и помогаю спускаться, он воспринимает этот разворот как предложение ползти вперёд...
В связи с пребыванием на даче и в деревне в жизни Мити появилось много порогов. На них он предпочитает заходить (держась за стенку, разумеется), а не забираться ползком. Раз уж я сравниваю с Серёгой, то здесь Митя в плюсе: старший в его возрасте и лет до полутора штурмовать препятствия не любил...
Освоил залезание в коляску-трость, может взгромоздиться на Серёгины стульчики и табуретки, а также на его машину-каталку.
Опять же теперь надо держать ухо востро: залезает на горку спортивного комплекса - и с пола, и поднимаясь по лесенке.
За ручки ходить не любит - предпочитает или держась за опору, или ползком.
Ползает, кстати, теперь тоже как-то чудно: одну ногу ставит на стопу, а вторая на коленке. Этот способ передвижения у него для улицы: видимо, чтобы не пачкать хотя бы одну коленку у штанов, заботится о маме :-)
Игровые навыки
Одно из преимуществ в развитии погодок: учится у Серёги играть. Буквально живёт его интересами (эх, вот бы старший на время возлюбил пирамидки и сортёр!), что часто ведёт к конфликтам, но это уже другая тема для нытья, а его в этом посте и так слишком много...
Итак, попробую похвастаться.
По-моему, вполне осознанно пытается манипулировать лопаткой, насмотревшись на брата и детей в песочнице: рассматривает совок, вертит в руках, берёт за ручку и скребёт широкой частью землю. Вообще, из собственно игрушек сейчас у него совок в приоритете.
Ползёт Митя в коридор, у коляски встаёт на ноги, начинает шарить в корзине.
- Митюшка, ты куда?
В ответ недовольное бормотание. Из корзины вылетают машинки.
- Митя, ты чего ищешь-то?
- Бу-бу-бу. Ва-ва-ва.
- Ясно, не пристаю.
Митя залезает в корзину вниз головой,ноги и попа снаружи. Потом уркает и вываливается-таки из коляски с совком в руке, укоризненно поглядывая на нас с Серёжей: "Куда хоть вы его кладёте-то всё время, вечно ничего в этом доме не найти!"
Ещё Серёга научил его катать машины по полу, теперь Митька с удовольствием возякает их, даже, хочется думать, более-менее осознанно ворчит - в подражание брумбрумканьям и вжвжиканьям Серёжи.
Ну и последняя высокоинтеллектуальная умелка - научился кидать мяч. Стоит посреди комнаты - берёт мяч в руки, замахивается и кидает. При этом, разумеется, падает на попу. Отдача-с.

Митя в цифрах
Вес 10600. То есть 450 г прибавки от нас никуда не деваются... Охохонюшки, счастье моё десятикилограммовое. 5-й коридор.
Рост 74 намеряли - то есть минус 1 см :-). 4-й коридор.
7 зубов, 8-й на подходе.
Белобрысость 3-й степени. Но, вроде, и тёмненькие волосики на макушке начали отрастать. Чую, мечта мужа о сыне - голубоглазом блондине снова рухнет :-)
Характер и темперамент
Хаос, тайфун, наглость и напор.
Если ему надо куда-то пробраться и что-то достать - заберётся и достанет, хоть со стопервой попытки...
Начал ревновать меня к Серёге. Расстраивается, когда видит Суслика у меня на руках, просится тоже...
Общительный. На площадках любит внимание, всем улыбается, по-прежнему пользуется репутацией обаятельного, никогда не плачущего мальчика. Видимо, придётся заказать ему кофту с надписью "Видели бы вы меня дома!"
В квартире деятельность Митяя, кроме шкод, сводится к тому, чтобы попроситься на ручки и поклянчить еды. Чётко отслеживает, когда без него ухожу куда-нибудь - с жалобными криками со всех ног и рук несётся за мной. Если ухожу от него не просто куда-нибудь, а на кухню, в стонах и криках появляется трагический надрыв: "Опять без меня жрать будете?!"
Дракуля - любит руками перед лицом помахать, схватить за нос, подёргать за уши, повыворачивать губы. Кусается часто - пока в основном меня. Это, говорят умные люди, от большой любви: акт присвоения или что-то в этом роде. Что ж, потерпим. К папе, кстати, демонстрирует любовь щадящим образом: отдаёт ему свою соску, пихает прямо в рот :-)
Когда говорю ему: "Митя, нельзя!" или "Ах ты жук морковный, куда лезешь!" - оборачивается, улыбается во весь рот и продолжает хулиганить.
Режим
То ли поездки в деревни с толку сбили, то ли зубы... То ли вырос парень. Но как-то у него стало всё сдвигаться в сторону одного сна. Точнее, пока "полтора" сна в день: один очень короткий на утренней прогулке, сместился ближе к полудню, второй - полутора- или двухчасовый днём. Вечером стал отрубаться пораньше (в 21.00 вместо 21.30), но зато утром встаёт тоже раненько - в 6.30 примерно... Иногда смешно бывает: в 6 проснётся, откроет глаза, посидит в позе суслика на диване, начнёт слезать на пол. На полу оглядится с оторопелым видом, посидит 5 секунд - и просится обратно, доползёт до подушки - и брык! - уже спит.
Питание
В связи с красными щеками на одно время откатились назад, в "кабачковую эру. Сейчас опять прикорм стал разнообразнее, но и снова щёки зацвели. Опять не поняла, с какого продукта :-( Хотя, может, в деревне крыжовника переел: он ка-то неожиданно его полюбил...

А так... просто пюре не делаю - он не любит, если в еде кусочков нет. Кисломолочку явно и открыто не любит. Остальное - по настроению.
Начала учить пить из кружки. Он пару глотков делает нормально, а потом пытается её сосать.
Вредные привычки
Становится пустышкозависимым. Но пока все зубы не вылезут, не буду отучать. Неделю назад пробовала реже "затыкать" ему рот - так он себе за несколько дней внушительную мозоль на указательном пальце насосал. Вообще, сейчас его цель в жизни - запихать что-нибудь в рот, а там разберёмся.

Irk
Не надо от ленты описываться и тем более комплексовать))) В ленте ведь пишут про умелки, а про неумелки и писать-то неинтересно. Мой не умеет поворачиваться ногами к краю кровати, чтобы слезть, постоянно сама его разворачиваю, но пирамидку собирает)) А про то, что он научился слезать с кровати, я напишу как только он научиться. Зачем говорить и думать о том что не умеет делать. Вот про вечную болтовню и чтение книжек это точно, со вторым ребенком на это гораздо меньше внимания уделять стала. Утешаю себя тем, что у него есть пример для подражания-старший брат. И тараторит он без умолку), книжки только про репку читать не хочет.
14.08.2015
Ответить
Оксана
да про отписку от ленты это я так, пустословлю, у меня зависимость от ББ :-)) конечно, вы правы, про неумелки редко кто пишет.
15.08.2015
Ответить
Norn
По-моему, то что малыш улыбается и продолжает шкодить - это более яркое проявление интеллекта, чем пирамидки и ходьба. У меня младший тоже пока не ходит. И в пирамидке разве что случайно самые крупные кольца наденет. Зато понимает, что с дивана и с лестницы нужно спускаться ногами вперед, а не руками. Гораздо более актуальное понимание на данном этапе жизни :)
14.08.2015
Ответить
Norn
Очень познавательно про "кусает, значит, любит" :) У меня тоже кусается. Когда мне особо больно, могу подхлопнуть по попе. Иногда перестает кусать, мол все понял, переборщил. А иногда обижается. Я никак не связывала это с выражением любви. Теперь буду знать :)
14.08.2015
Ответить
Оксана
по крайней мере, хочется надеяться, что это околонаучное наблюдение, а не байка из серии "бьёт - значит любит", созданная для утешения женщин :-)))
15.08.2015
Ответить
Оля
Клааааассс!!! И жук, и то, как Вы пишете! Ну вот каждый раз с таким смаком читаю!! :):):) Про развивать младшего — о да, да, да!!! С Колей я книжками с пелёнок перед ним трясла, а Мишка, похоже, на днях только был допущен до "погрызть" до своей первой книженции. А я ему почитать надумала. И очень удивилась его неусидчивости! :):):) Он не сидит молчком и не слушает открыв рот! Что делать, батюшки мои.....Кстати, первые шаги-то мелкий сделал, а вот чтобы стоять самому — ни-ни! Либо не умеет, либо скорость шевелений в пространстве не позволяет. Я его поставить не могу! его сразу на этом месте нет — не вадно, каким образом — боком ли, попой, на четвереньках, падая — он не устаканивается в одной точке. Не знаю, хорошо это или плохо....А Жук сладкий :)
13.08.2015
Ответить
Оксана
спасибо за комплименты :-)первый раз слышу, чтобы "ходячий" ребёнок не умел стоять :-)))) это ж надо же :-)
13.08.2015
Ответить
Оля
Я и удивляюсь (и немного беспокоюсь, если честно, из-за этого "нестояния")). Он толком-то и не ходит, страхуется. Может отпустить руки и.... "пропАдать" несколько шагов. Тогда, в первый раз, это было совершенно уверенно и осознанно! Может, не понравилось ему ходить? :)
14.08.2015
Ответить
Оксана
какие его годы! научится :-) Может, не понравилось, решил поосторожничать. У меня Серёга в год и два первые самостоятельные шаги сделал, а потом целый месяц от нас шухерился и тайком учился ходить :-))
14.08.2015
Ответить
ღТатьяна28 ღ
Ничего се, стоит сам!!! Круто круто!
Про лестницу- это ж мы! Тоже никак не могу назад научить сползать.
Красивущий парень!
13.08.2015
Ответить
Татьяна
Я тоже скоро комплексовать начну! Еще как! Все стоят без опоры и ходят! А нам такое и не снится! Может секунд на пару опору отпустить и все, встать — пффф, сделать шажок — какое там ваще( А Митя молодец! Не всем пирамидки собирать, те кто их собирают совки только облизывать умеют. Песок копать у них толку нет)
13.08.2015
Ответить
Оксана
Кнопка просчитает все траектории и необходимые физические усилия для движения — и сразу в путь :-))Ладно, уговорила, все дети разные, каждому своё. (Но меня всё-таки отсутствие значительных успехов в умственном развитии напрягает как-то больше, чем какие-то неумения в физическом.)
13.08.2015
Ответить
Татьяна
Я теперь наоборот только за физическое переживаю) а эти пирамидки-пазлы-сортеры родителей потешить. Миха пирамидку только к полутора собрал и то кое-как, сортеры не собирал, пазлы вообще ел только. И ниче) не тупее других) так что забей! Митя лучший! 

13.08.2015
Ответить
Ольга Лея
Оксан, я, может, не права, но всё же убеждена, что в развитии вообще и в развитии речи, помочь ничего может, ребёнок развивается по собственному графику (замедлить развитие можно, если, прости Господи, посадить на цепь или самим стать немыми, а вот в ускорение я не верю, если, конечно, мы говорим о значительном ускорении, а не недельном). на моих глазах растёт 5 детей, умелки можно ускорить у младшего с помощью примера старшего, а развитие — нет. например, моя мелкая заговорила в год и 3, в лексиконе было много слов (качели, площадка, велосипед, а не просто мама/папа), сейчас ей год и 9, у неё огромнейший запас слов, но её никто не понимает, ни я, ни бабушка, ни, тем более папа)) она может 5 минут не умолкая рассказывать нам что-то в красках, мы же из этой тирады можем вычленить 3-4 слова)) она несколько длинных стихов знает, я -Мишка косолапый она — по еса иё (по лесу идёт)я — шишки собираетона — есеси аё (песенки поёт) и так дальшеодин из моих племяшей заговорил в 2 и 2, до этого только "мама/ папа", зато сразу можно диктором телевидения ставить
13.08.2015
Ответить
Оксана
есть, наверное, вещи, на которые родители не в силах повлиять — например, склонность/талант к чему-либо... Но речь, мне кажется, можно в каких-то моментах помочь, простимулировать развитие... А там дальше да — у каждого своё — кто-то словарный запас будет долго копить, кто-то со звуками сражаться... Но всё-таки стимул со стороны взрослых должен быть. Должна же мама чем-то заморочиться...
13.08.2015
Ответить