Автор Гин Анатолий "ТРИЗ-педагогика"
Если ты замечаешь, что скачешь на дохлой лошади, - слезь с неё.
Индейская пословица
Но прежде чем отказаться от дохлой лошади, мы попробуем её хорошенько отстегать - а вдруг поскачет? Потом проведём пару десятков конференций, выделим гранты по тематике чудесного оживления дохлых лошадей. Командировки в дальнее зарубежье по обмену опытом в скачках на дохлых лошадях тоже приветствуются. Ну, и в конце концов, экспертное сообщество предложит турбореактивный двигатель, который решит все проблемы, как только получится внедрить его в дохлую лошадь… 
Примерно так всё и происходит с традиционной системой образования. Её будут стегать (новые квалификационные стандарты для педагогов и пр.), привязывать к ней турбореактивный двигатель (цифровые технологии) и так далее, и тому подобное…
Но объективная потребность в новом берёт своё. И те люди, сообщества и страны, которые понимают это и раньше других поменяют содержание и технологию образования, получат неоспоримое преимущество.
О чём эта книга?
Представьте себе, что ваш ребёнок в возрасте 14-15 лет разгадывает половину фокусов Ури Геллера с первого просмотра; воспринимает физику, химию, биологию не как «нагрузку», а как увлекательные приключения мысли, позволяющие лучше понимать мир; одинаково уважительно относится к гуманитарному и техническому творчеству; настроен на творческую жизнь…
И не только ваш ребёнок, но и его друзья. В идеале - новое поколение.
Вам нравится такая перспектива?
Есть хорошая новость - она достижима.
И есть проблема: чтобы её достигнуть, нужно в корне, решительно менять систему образования.
Почему? Я мог бы привести десятки аргументов, но не буду. Не буду, потому что их и так уже более чем достаточно высказано разными умными людьми. Скажу только один, главный аргумент: традиционная система обучения детей убивает внутреннюю мотивацию, естественную любознательность. Познавательный инстинкт, присущий уже высшим млекопитающим и получивший особое развитие в человеке, заменяется внешней оценкой.
Давайте сойдёмся вот на чём: управление развитием человека - это прежде всего управление его мотивацией.
Можно силой заставить человека развиваться? Можно - как можно заставить раба работать под страхом плётки. Вот только эффективность такого развития будет крайне низкой. За примерами далеко ходить не надо - вы их найдёте в современной массовой школе. Есть важная для понимания мотивации особенность: - чем сложнее труд, тем менее эффективны внешние стимулы. А сильные стимулы (физическое воздействие, например), вообще не работают на результат.
Кстати, это хорошо знают дрессировщики. Если нужно быстро научить простейшему навыку - можно использовать плётку. Если нужно научить животное сложному навыку - приходится обходиться без плёток и даже без сильных поощрений.
Мир становится всё сложнее. Требуемые для успешной жизни человека навыки тоже становятся всё сложнее. И внешние стимулы действуют всё хуже. Исследователи с удивлением обнаружили, что последние годы в благополучных и наиболее развитых странах зарплата становится всё менее значима для молодёжи.
Высокая зарплата в рейтинге ожиданий от работы не всегда входит даже в первую тройку. Надбавка к жалованью действует как мотиватор тоже недолго: по разным данным, от трех месяцев до 48 часов.
Учёба - настоящая учёба, а не «протирание штанов» за партой - весьма сложная деятельность. Надеюсь, вы понимаете, что отметка «за ответ» - не более действенный стимул, чем зарплата.
Великий мудрец, писатель Лев Толстой в своей школе для крестьянских детей не смог заинтересовать их изучением грамматики. Не нашёл способа пробудить внутренний интерес. И тогда он отказался от преподавания этого предмета.
Просто не спеша подумайте о том, почему этот умнейший человек, тонкий психолог, поступил именно так…
• Как зажечь внутренний огонь интереса?
• Чему и как нужно учить детей в современном мире?
• Почему ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - может стать основанием новой педагогики?
• Как обучать ребёнка, чтобы он был успешен, востребован?
• На эти и другие вопросы ответит эта книга.
Глава 1. Чему и как учить?
Чему учить?
Родители научат ребёнка умываться, чистить зубы, здороваться… Учителя - писать сочинения, делать геометрические построения, программировать…
От века основной функцией педагогики было: воспроизводство культуры общества, передача культуры следующему поколению. Культура - это совокупность поведенческих стереотипов, принятых данным обществом; основных научных и бытовых понятий и парадигм, устоявшихся технологий и способов решения задач. Привычка умываться по утрам, уголовный кодекс, технология производства сыра, теорема Виета о корнях квадратного уравнения - всё это элементы культуры.
Но содержание педагогики ХХИ века будет определяться ещё одной функцией, которая вызрела в информационном взрыве ХХ века. Какой? Давайте разбираться…
Известный физик Лео Силард предложил простой образ: изобразим всё знание человечества как шар. Тогда пространство вне шара - область неизвестного. Поверхность шара символизирует границу с неизвестным. Но чем больше объём знаний, тем больше площадь соприкосновения с неизвестным. И каждая точка этой площади - новая задача.
Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться человечеству, резко возросло.
И ответственность за решение новых задач также возросла. Хорошее решение задачи - новые возможности. Плохое - новые неприятности, вплоть до экологических катастроф. Впервые в истории человечества появилась потребность в целенаправленной и массовой (!) подготовке Решателей.
Скажем так: необходима профессия Решателя. Не просто химика или биолога, физика или техника, психолога или социолога, а именно Решателя. Потому что современность всё чаще сталкивает нас со сложными многофакторными задачами, которые значительно шире любой конкретной специальности. Кто-то должен вязать концы в единый узел, кто-то должен понимать язык и интересы представителей разных специальностей. И если творчество вообще подлежит изучению и имеет свои закономерности - кто-то должен уметь ими пользоваться…
А теперь отвлечёмся. И представим себе, что машина времени изобретена. Посадим на неё обыкновенного восьмиклассника средней школы и отправим в Пизанский университет ХИИИ века, где собрались выдающиеся математики Европы, чтобы посоревноваться в делении многозначных чисел. Трудное это дело требует большого опыта и интуиции. Ведь цифры записываются в Римской традиции (арабское исчисление пришло в Европу позже), и методов деления просто не существует - ответ подбирается и проверяется обратным действием… Соревнование математиков заканчивается быстро с «разгромным счётом» в пользу восьмиклассника. Он что - гений? Нет, но зато у него есть простой метод - деление …
