Развитие речи, звукоподражания
Напишу о своем опыте и своем понимании развития речи у ребенка.
Все дети в возрасте около года болтают, что то говорят уже осознанно, но большинство звуков, все таки неосознанная речь, иногда похожая на человеческие слова. Задача мамы на мой взгляд, сделать речь осознанной, т.е. работать над конкретными названиями, звуками иначе у многих так и остатся болтавня ребенка на своем языке до двух и более лет. Но если в год это норма, то когда ребенок около 2-х лет разговаривает на своем языке, в первую очередь мама и переживает по этому поводу, я уже не говорю об окружающих, и мнении бабушек.
В возрасте около года моя дочь говорила осознанно - мама и дай
Я много читала мнения родителей, логопедов и разных специалистов и пришла к выводу, что нужно начинать с ребенком целенаправленно заниматься развитием речи. Это мое решение, многие ждут, что речь появится сама, да может появится, а может и нет. Так почему я должна ждать чуда, а не стремится к нему!!
Звукоподражания - это коротенькие простые для ребенка слова, они дают возможность тренироваться в осознанной речи, ведь слово кошка - произнести сложно и в 1,3 почти невозможно, а вот мяу - это гораздо проще и всем понятно.и чем больше ребенок будет говорить звукоподражаний, чем больше он будет тренироваться в этом тем быстрее он научится управлять своим языком, связывать слово и предмет и тем быстрее начнет нормально говорить!!!!
1) В первую очередь нужно прорабатывать гласные, (т.к. они легче, да и без них никуда) , начали мы заниматься целенаправленно в 1,1:
- распевки ааааа, оооо, ууууу.
-показывать ребенку как произносятся звуки, обращать внимания на свой рот
- Альбом по развитию речи Рид.ру , Озон, My-shop.ru
В начале идут картинки, т.е. упражнения на понимания речи, покажи мяч, куклу и т.д.
Потом идут проработки гласных, мальчик плачет ааааа, ветер дует уууу, т.е. тут уже идет соотношение картинки, ситуации и гласных. очень любили эти упражнения. конечно результаты были не сразу, но уже через месяц дочь легко и с удовольствием произносила все гласные.
2) Параллельно мы учили звукоподражательные слова. Конечно любимая тема у всех детей - животные.
Опять же занимались по "Альбому по развитию речи"
Еще мы пользовались книгой Ш7Г "Это чей голос" Озон , Рид ру , Лабиринт, My-shop.ru - тут очень милые животные и крупные четкие картинки животных.
Очень много мы уделяли внимания животным при чтении обычных книг "Это корова. как она говорит??" ""а это кто? кошка, а она как говорит??" и т.д. Много обсуждаем картинок, я прошу дочь показать в книгах животных и т.д
На улице обращаю внимание на животных и называю как они говорят.
Главное, побуждать ребенка произносить как можно больше узнаваемых звукоподражаний.
Кроме темы животные, можно использовать обычные звукоподражательные слова, бух, ох, и т.д.
Очень помогли нам на этапе звукоподражаний книги - истории:
серия "Новый ребенок" Озон , Read.ru , Лабиринт, My-shop.ru
Очень удачные книги, по хорошей цене (30-50 рублей), лично мне больше нравятся чем аналогичные у Ш7Г и много разноплановых заданий:
- разитие речи - Маленькие истории про ...
-творчество - аппликации, лепка и рисование для самых маленьких, готовые задания, рекомендации для родителей.
У нас есть "Маленькие истории про Котенка" Озон , Рид.ру, Лабиринт
Хорошее содержание - 2 текста по одной картинке,
1- ну очень простой, пара ключевых фраз, которые ребенок должен повторить в будущем(например:Это Свинка плюх-плюх, свинка купается в луже) и
2-ой текст - полноценная небольшая история, описание картинки( во многих подобных книгах первый и второй текст отличается на 1-2 простых предложения)!! На рисунке выделено ключевое слово, которое ребенок может повторить, и внизу станицы предложено выполнить малышу какое-то действие(показать как котик моет лапки, показать на картинке муху и т.д.)!! В общем по этой книге с ребенком действительно интересно заниматься!!
Аналогичная книжечка "Маленькие истории про воробушка" Рид.ру , Озон , Лабиринт, My-shop.ru
Остальные маленькие истории аналогичные, мы очень любили эти коротенькие понятные ребенку истории, и дочь начала использовать некоторые звукоподражания не только при чтении книг но и в жизни. А это уже большое дело!!!
Так же в этой серии есть книги про творчество - лепка, рисование. не буду говорить о том как полезна мелкая моторика для развития речи, просто скажу что творчеством мы активно занимались и по этим тетрадям тоже.
Еще одна хорошая серия "начинаем говорить. Первые фразы" Озон Read.ru , Лабиринт, My-shop.ru
Книги по Зайку, на хорошей плотной мелованной бумаге, мне показались менее содержательными чем "Новый ребенок", но дочери очень понравился Зайка, так что пришлось купить еще несколько книг из этой серии.
Самая оптимальная на мой взгляд книга из этой серии "Топ-топ. Бух", Озон, Лабирин, Рид.ру ,
в ней просто все звукоподражания которые моджно использовать в повседневной жизни.
Очень красивые книги с тактильными вставками "Пушистые животные"
Опять же выбрала книгу про зайку, любим мы их))
"Зайчонок в загадочном лесу" Лабиринт , Рид.ру
В общем главное - побуждать ребенка использовать звукоподражания. Когда он легко будет их использовать можно переходить на следующий этап в развитии речи - использование простых слов!!!
Хорошо способствует появлению и частому употребелению звукоподражаний, а потом и простых слов - проигрывание сказок, ведь ребенок сказку знает, с удовольствием ее смотрит и понимает в какой момент нужно говорить и что нужно говорить. Например когда появляется на сцене собака, он уже без маминых подсказок говорит "ав-ав" и т.д...
Для этого мы использовали матрешек, подробнее наши матрешки
деревянный кукольный театр, подробнее поираем в сказку
За несколько месяцев интенсивных занятий на звукоподражания дочь активно их использовала и постепенно начали появляться нормальные простые слова. постепенно звукоподражания ушли из нашей жизни, некоторые быстрее, некотрые дольше. свою задачу они выполнили - научили ребенка называть вещи своими именами и натренировали артикуляционный аппарат.