Книга для родителей "Общаться с ребенком.Как?" Ю.Б. Гиппенрейтер (отзыв)
Юлия Борисовна Гиппенрeйтер - доктор психологических наук, профессор МГУ, известный ученый, педагог и автор, популярных книг, статей, монографий и учебных пособий.
Она не только специалист в психологии, с большим профессиональным опытом, но и мама, бабушка и прабабушка.
Впервые книга «Общаться с ребенком. Как?» издавалась в 1995 году, с тех пор, она входит в различные популярные списки «Книг для родителей». Есть еще сборник «Самая важная книга для родителей» от издательства «Аст», в состав которого, входит три бестселлера профессора Ю.Б. Гиппенрейтер :
- «Общаться с ребенком. Как?»,
- «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
- «Родители: как быть ребенком».
О книге «Общаться с ребенком. Как?»
Книга написана доступным языком, читается легко. Большим плюсом, является наличие конкретных примеров из жизни, а также, способов решения вопросов, волнующих, многих родителей, и меня, в том числе. Поэтому, данную книгу, я читала, параллельно, конспектируя, важные для меня темы и цитаты, а также, выполняя задания для родителей на практике.
И надо сказать, уже с первых попыток что-то применить из рекомендаций, были ощутимы положительные результаты, хотя есть и непростые задания, но опыт и навыки грамотного общения приходят со временем, ведь воспитание ребенка, как известно, начинается с воспитания себя!
Автор сравнивает это процесс, с обучением кататься на двухколесном велосипеде - сначала сложно, затем получается, все лучше и лучше.
Цитата: «Очень важно почувствовать и пережить первые успехи в ваших практических пробах после каждого урока и только потом двигаться дальше. Постепенно вы станете обнаруживать чудесные перемены в вашей ситуации с ребёнком, даже если вначале она казалась безнадёжной».
Когда читать? Думаю, прочитать эту книгу, стоит даже до рождения ребенка и потом, по необходимости - перечитывать, ибо эти знания, помогут в самом начале, избежать многих «родительских » ошибок, а также, решать проблемы возрастных кризисов и общения с детьми, по мере их поступления.
Существует еще и аудиокнига «Общаться с ребенком. Как?», ее можно прослушать, в качестве «знакомства с содержанием книги», а также, взамен «повторения пройденного», чтобы сэкономить время на чтение. Но если вы хотите конспектировать содержание, удобнее, прочитать бумажный/электронный вариант это книги, и что важно - обязательно попробовать внедрять советы автора в свою жизнь. Тогда появятся положительные результаты.
Изложение и структура книги:
В каждой части книги есть:
- уроки для родителей,
- примеры из жизни,
- правила для родителей и «боксы» (которые можно читать, даже без основного текста),
- и домашнее задание, которые нужно выполнять на практике.
О БЕЗУСЛОВНОМ ПРИНЯТИИ РЕБЕНКА
Аксиомой является то, что детей, нужно любить, обнимать и доброжелательно общаться с ними. Такие знаки принятия ребенка, нужны ребенку, как «эмоциональная пища», для психологического развития. Но на практике у многих родителей, происходит не всегда все идеально.
Цитата: «Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому».
Примеры исследований психологов и педагогов, в области общения родителей и детей, позволяют делать вывод автору, что родителей, нужно «не только, просвещать, но и обучать способами правильного общения с детьми». При этом, в книге уделено внимание и чувствам родителей, даны способы решения проблем и варианты поведения, в той или иной ситуации.
Первый урок, как раз посвящен «безусловному принятию» своего ребенка, именно он, является важной основой, для освоения последующих уроков, предложенных в этой книге. Помогает пересмотреть модель поведения, при которой доминирует «родительский авторитет» в отношениях с детьми.
Цитата: «Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть»!
О РЕЗУЛЬТАТАХ УЧЕНИЯ
Мне очень понравилось рассуждения автора, о четырех результатах учения:
- 1 результат - знание, которое ребенок получает, или умение, которое он освоит.
- 2 результат - тренировка общей способности учиться ребенка.
- 3 результат - эмоциональный след от занятия: удовлетворение или разочарование, уверенность или неуверенность в своих силах.
- 4 результат - след взаимоотношений ребенка с родителями,во время занятий (итог может быть либо положительным - остались довольны друг другом, либо отрицательным - пополнилась копилка взаимных недовольств).
Например, многие родители, стремятся слишком активно заниматься с детьми, навязывать «учение» и «раннее развитие» ( порой, опережая этапы развития самого ребенка), и при этом, концентрируются только на своих амбициях и на том, чтобы ребенок получил знания, не уделяя внимание, другим результатам обучения!
Цитата: «Запомните, родителей подстерегает опасность ориентироваться только на первый результат (выучился?научился?). Ни в коем случае не забывайте об остальных трех. Они гораздо важнее!»
О «ЗОНЕ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ»
Еще, из практических заданий, мне очень пригодились рекомендации о «Зоне ближайшего развития ребенка». Одно из заданий в этом разделе - составить список дел, которые мы делаем с ребенком вместе, и другой список дел, которые ребенок выполняет самостоятельно.
Цитата:«Выготский показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе во взрослым. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал вместе с мамой, и именно благодаря тому, что это было с «мамой».
Цитата:«Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться сознательным».
Цитата :«Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом».
«ВНЕШНИЕ СРЕДСТВА»
Еще, хотелось бы отметить способ, который помогает ребенку научиться организовывать себя и свои дела, (основан, на открытиях Л.С. Выготского), который нам - взрослым, знаком из области тайм-менеджмента. Это - «внешние средства», но для ребенка, они носят несколько иные функции (эти средства, в некоторой степени, заменяют слова взрослого, и ими, ребенок может пользоваться самостоятельно, а следовательно он оказывается на пол пути, чтобы справится с делом сам):
- картинки для напоминания,
- плакаты,
- списки дел,
- записки,
- схемы,
- инструкции.
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
Активное слушание - это когда в процессе общения с ребенком, «возвращаешь» ему (в утвердительной форме, как советует автор) в качестве ответа то, что он поведал родителю, при этом, обозначив его чувство. Например «Сын: Он отнял мою машинку!», «Мама: Ты очень огорчен и рассержен на него».
Использовав эту методику на собственном примере, могу сказать, что она эффективна не только, при общении с ребенком, но и с окружающими и близкими. Хотя, требуется небольшая практика, в такой форме общения (например, в подборе утвердительных фраз или «угадывании» чувств собеседника)!Но результат того стоит, получается, что мы не оставляем ребенка наедине с его переживаниями, а понимаем его и разделяем его чувства.
«Ты-сообщения» - это фразы, в которых присутствуют слова «ТЫ», «ТЕБЕ», «ТЕБЯ». Обычно, мы используем в общении с детьми и своим окружением, подобные «сообщения», ведь они удобны, понятны и привычны. Но по своей сути - они носят характер обвинения, критики. Однако в ответ на них, мы можем получить обиду, упрямство и противоречие. Поэтому их нужно учиться избегать.
«Я сообщения» - позволяет выразить свои негативные чувства, при этом не обидеть ребенка, высказать свое мнение без эффекта «приказа», «упрека» и «выговора». Но бывает, достаточно сложно, сразу придумать подходящий ответ и не «тыкать» в той или иной ситуации, ребенку на ошибки или непослушание. Для этого, автор предлагает применять «безличные предложения». Например - «Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками».
ДЕНЬ БЕЗ КРИТИКИ
В заключении, хочу отметить еще одно задание, которое мне оказалось полезным на практике - это «День без критики» (для себя, в рамках внедрения элементов минимализма в жизнь, я уже проводила подобное мероприятие, под названием «Дзен-день», надо сказать, очень полезно, начинаешь смотреть на многие вещи по-другому).
В отношении «Дня без критики для детей», довольно сложно, сначала провести подобный день, ни разу не сделав «привычные» замечания и спокойно реагировать на любые проявления характера ребенка (но повторюсь, мы же постоянно учимся и совершенствуем свои навыки общения, поэтому, со временем, результаты должны появиться). По итогам, подобный день «без негатива», «критики», «жалоб и упреков», оказывает положительное влияние на отношения с ребенком и личное моральное состояние.
Цитата: «Попробуйте провести один день без слов критики или упрека в адрес вашего сына или дочери. Замените их фразами одобрения по любому подходящему поводу или без повода. Посмотрите на реакцию ребенка.