ТН Формы земной поверхности. День 1. Горы
Занимаемся по материалам Светланы (пост записи).
Чтобы угадать, какова тема наших занятий на ближайшие дни, Алисе пришлось угадать загадку про горы. Справилась со второго раза (сначала в рифму пыталась подставить "волны".)
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстр ые бегут,
Камнепады там и тут,
Ну, какие разговоры -
Знаешь ты, что это… (горы).
Просмотрели
1. видео и урок из Шишкиной школы (Алиса сказала, что и другие серии тоже посмотреть:)
2. предложенную презентацию о формах рельефа, а также презентации от школы Учимся играя и Елены Даниловой (там хорошо расписано про понятие рельефа в принципе). У меня только кусочек занятия про Горы (открытый урок из рассылки), но и это оказалось весьма полезно. Сделали "рельефным" лист бумаги, затем играли с лунным песком - делали отпечатки, барельефы, сооружали горные хребты с пещерами и туннелями, реками.
Разобрались со строением планеты, чтобы понять, как формируются горы. Провели наглядный эксперимент с движением тектоническим плит и образованием круглых гор в результате толчка магмы под корой без выхода наружу (сдвигали полотенца).
В наших раритетных атласах/картах рассмотрели съемку разных рельефов/явлений из космоса, изучили обозначения на картах и искали, сопоставляли это на картах и картинках (горы разной высоты, равнины, разные типы лесов, луга, мосты, мельницы, плотины и т.д. Я сама вспомнила школьную географию, мне это занятие понравилось:))
Рассматривали предложенные репродукции картин известных художников, разбирались, где горы, где равнины.
Поиграли в подвижную игру под музыку из Красной шапочки (равнина - Алиса на полу, Горы - на стул либо стенку).
Вместе соорудили объемный макет с вулканом (на будущее сразу) и горным хребтом, играли с использованием лексикона по теме. Показала макет в начале поста. Попозже ещё с троллями в роли героев поиграем:)
С помощью статьи узнали про самые высокие вершины на каждом континенте, интересные факты о них. Коснулись даже количества погибших на Эвересте 😱
Разложили на карте, попытались запомнить их названия и внешний вид:) Скажу сразу, спустя час после занятия из дочкиной головы все названия вылетели:(( Играли в мемори, распечатав по паре каждой вершины.
Почитали ещё и интересные факты о разных горах из урока Школы удивления Виктории Алексеевой (тут форма подписки на рассылку, рекомендую от души, приходят разные интересные занятия). Там же в уроках есть задачки по типу ТРИЗ. Играли в следующие:
1. Волшебная гора. Выбираются несколько слов-существительных наугад, выделяются их характеристики, они же применяются к слову "гора" и полученное словосочетание объясняется/фантазируется.
Алиса выбрала одно из слов - поднос. Сказала, что он радужный. Радужные горы. Тут как нельзя кстати оказался ещё один урок из рассылки про радужные горы парка Данься (Китай). Чес слово, не реклама рассылки:)) В общем, я Алиске сообщила, что ее фантазия имеет реальное воплощение!!! Вместе посмотрели про это необычное место и решили запланировать себе туда поездку в будущем:))
2. На что похоже (по разным критериям)? Я Алисе объяснила на примере яблока. Ей задала понятие "гора". Немного помогала, чтобы запустить фантазию, но вот ее самостоятельные ответы: на огромный треугольный камень, на дом, на сугроб, на алмаз (скалы-грани), на горбы, радужные горы - на северное сияние.
3. Гирлянда. Начали со слова гора. Далее идет диалог. Какая? - Острая. Что ещё бывает острым? - Карандаш. И т.д. Вопросы "Какой? Что делает? Как что? Что ещё бывает таким? и т.п. Надеюсь, понятно
4. Скелет. Я написала согласные из лексики по теме, Алиса должна была вставить гласные. Было немного психов, когда она сходу не могла понять. Но в итоге с помощью макета смогла найти нужные ответы. Правда, кое где написала те буквы, что слышит, но я ей подсказала потом, как правильно:) Ещё были слова "вулкан" и "камни".
Начали изучать основной материал, из которого состоят горы, - камень. В волшебном мешочке Алиса брала разные предметы, пыталась определить наощупь, что это, и называла свои ощущения (гладкий, шершавый, легкий, холодный и т.п.).
Идей ещё много хочется воплотить, будем продолжать, дополню потом пост. Но поскольку отчитаться нужно сегодня, то пока выкладываю, что есть.