Важные моменты детской психологии и воспитания. Часть 2.
Продолжаю пост , где записываю важные для меня моменты воспитания и детской психологии, почерпнутые из книг. Начало здесь.
1. Когда у ребенка что- то не получается сделать ( например, построить из конструктора ракету или ровно вырезать что- то) , и он расстраивается , психует или плачет, не стоит врать ребенку, что у него все получилось, говорить : " как красиво, как здорово у тебя получилось" . Такое поведение родителей не воспитывает в ребенке желание добиваться своей цели.
Лучше сказать : " ты немного потренируешься или немного подрастешь и у тебя все получится или попробуй еще раз, у тебя получиться"
Родителям не нужно, пытаясь улучшить настроение расстроенного неудачей ребенка, делать вместо него ( собрать из конструктора ракету или вырезать ровно). Тем самым родители учат ребенка беспомощности. Нужно позволить ребенку пережить неудачу, лучше посочувствовать ему и решать проблему вместе, а не вместо ребенка.
2. В одной книге, сейчас уже не помню какой, про психологию мальчиков и девочек автор писала о том, что у мальчиков и у девочек есть вопросы и темы, которые они могут обсудить только с мамой, а есть которые только с папой. И мне очень понравилась идея автора, я взяла ее на вооружение - идея " папиного и маминого времени". У каждого ребенка должно быть папино и мамино время- это время, когда ребенок остается один на один с одним из родителей, когда он может что- то рассказать, что не может рассказать другому родителю.
У нас мамино время , конечно, с избытком, а вот папиного времени, как такового регулярного , чтобы один на один, не было ( купание , которым занимается муж , я не считаю, т. к. мне кажется , оно больше располагает к игре , нет настроя на откровенные разговоры). Мы немного поменяли ритуал укладывания Ярослава спать. Теперь сначала папа укладывает Яра ( читает, рассказывает сказку или просто болтает с сыном в кровати), а потом мама сменяет папу.
3. О, эти детские истерики!!! Сколько о них написано. Почти в каждой книге о воспитании ребенка есть раздел о детских истериках. Больше всего мне понравилось, как об этом пишет Петрановская Елена. Я считаю, чтобы определиться, как вести себя во время истерики с ребенком, нужно понимать, что с ним происходит в этот момент. Петрановская очень подробно и доступно об этом пишет.
Истерика ребенка проходит 2 стадии:
1. Мобилизоваться и преодолеть преграду, всеми силами добиться своего. Для этого в организме ребенка выделяются гормоны стресса, они усиливают обмен веществ, помогают выложиться в борьбе. С физиологической стороны этот процесс должен закончиться победой , стресс должен смениться радостью, т. е. в кровь должны выделиться эндорфины ( гормоны радости) и заменить гормоны стресса.
2. Если же победить препятствие не удается или добиться своего не получается ( взрослый говорит нельзя, нет, не сегодня), гормоны стресса остаются в крови. В этом случае необходимо принять ситуацию и обязательно утешиться. Здесь ребенку поможет плачь, он расслабляет, дает возможность излить свои чувства, причем в буквальном смысле: со слезами выделяются продукты распада гормонов стресса, кстати , довольно ядовитые в больших количествах.
Для перехода от протеста к печали и утешению ребенку необходимо расслабиться, перестать бороться с миром и вообще перестать думать о нем, а погрузиться в себя, отдаться чувствам. Это сложно сделать ребенку, если нет так называемого защитного кокона вокруг, нет кого- то, кто своим поведением даст понять: " положись на меня, в эти минуты за твою безопасность отвечаю я. Я ограждаю тебя от мира, а ты просто расслабься и позволь стрессу уйти."
Чтобы физиологически процесс завершился правильно , без вреда для психики ребенка, необходимы объятия, поглаживания, тогда мощная теплая волна гормона доверия окситоцина смоет стресс, сосуды и мышцы расслабяться.
Если ребенку не давать такого защитного кокона, истерики станут все чаще и сильнее, но не потому, что этотребенок капризный, а потому что мама, не зная психологических процессов и физиологии ребенка, неверно ведет себя.
Моему сыну 2,10 г . Кризиса возраста года, двух, трех лет, о котором многие пишут, как о совершенно кошмарном времени, у нас в таком проявлении не было, или , может, пока не было :)), но истерики иногда случаются ( что- то не купили в магазине, что- то не разрешили сделать и т. д.)
Как я веду себя в таких ситуациях:
1. Во- первых, стараюсь не допустить развития истерики, когда только начинает зарождаться конфликт. Сначала, говорю , что понимаю его, что он хочет, (обязательно нужно дать понять ребенку, что вы его услышали, нужно уважать его желания). Потом пытаюсь объяснить, почему сегодня или сейчас это невозможно, пытаюсь договориться, когда это возможно.
2. Если ничего не получается , и начинается истерика с криком и плачем, немного даю ему выплакаться, потом обнимаю, прижимаю к себе, утешаю словами, поглаживаю, могу взять на ручки. И когда он уже начинает успокаиваться, начинаю о чем- нибудь говорить, чтобы немного отвлечь его и плавно перевести его внимание на что- то другое.
Для меня это единственно применимый и правильный способ справиться с истерикой сына.
Я считаю, что категорически неприемлимо и не только неэффективно, но и губительно для психики ребенка во время истерики ребенка:
1. Кричать на ребенка, ругать его
2. Говорить ребенку: " успокойся, не реви", пытаться отвлекать его во время истерики ( ему необходимо выплакаться)
3. Игнорировать ребенка, оставлять его один на один со своей истерикой
4. Стыдить ребенка тем, что он плачет, истерит ( этим вы прививаете ребенку неуверенность в себе и другие комплексы).
Совсем недавно у Ярослава случилась истерика , когда я не купила ему в магазине то, что он просил. Он был уже уставший ( было время обеда) , и мне не удалось предотвратить истерику. Он кричал и плакал, я поступала, как обячно в таких ситуациях. Когда мы уже подходили к дому, я несла его на руках, он еще плакал, он сквозь слезы сказал мне: " мама, как мне успокоиться ? " . Я была поражена и , честно сказать, очень обрадована. Я очень трепетно отношусь к эмоциональному воспитанию ребенка, считаю это очень важным моментом, и вот я увидела ( вернее, услышала) первые свои плоды. Я сказала: я тебя сейчас крепко- крепко обниму и тебе станет легче. А еще мы придумали использовать такое упражнение: поднимая руки вверх, глубоко вдыхаем, потом резко опускаем руки и выдыхаем, так тоже становится легче и Яр отвлекается.