Night Angel
8 лет
Ориентируемся во времени (игры для ребенка)
РАЗВИВАЕМ РЕБЕНКА ВМЕСТЕ! Главный пост - не забудь подписаться!!!
Знать дни недели важно, потому что это позволяет ориентироваться в пространстве и во времени.
Для ребенка 4-5 лет ведущим становится абстрактное мышление, которое не позволяет мыслить «конкретными» категориями. Один год может исчисляться одним днем, неделя - одним часом.
Чтобы не происходило такой подмены понятий, необходимо прививать малышу точное значение слов «неделя» и «время». Сделать это можно при помощи наглядных пособий и игр.
Для ребенка 4-5 лет ведущим становится абстрактное мышление, которое не позволяет мыслить «конкретными» категориями. Один год может исчисляться одним днем, неделя - одним часом.
Чтобы не происходило такой подмены понятий, необходимо прививать малышу точное значение слов «неделя» и «время». Сделать это можно при помощи наглядных пособий и игр.
Когда следует начать обучение?
Как только ребенок начал проявлять интерес к окружающему миру и изучать его законы, стоит обратить его внимание на цикличность времени и дни недели.
Обычно это происходит к трем-четырем годам, но в любом случае интерес ребенка стоит поддерживать. Иначе без знания дней недели он не сможет спланировать свои действия в школе.
С чего начать?
Обучение станет эффективным, если вы сопроводите его небольшой историей о происхождении самой недели и о значении каждого дня в ней.
Неделя - отрезок времени, равный семи дням. На Руси поэтому неделю называли седьмицей.
Первый день недели называется понедельник - это первый день после выходных. Второй день недели - вторник, третий - среда. Среда означает середину недели.
Четверг - четвертый день, пятница - пятый. Выходные (суббота и воскресенье) - дни, когда все отдыхают и не работают, больше времени уделяют семье и близким.
Для наилучшего понимания ребенком вашего рассказа, сопроводите его более точными характеристиками каждого дня. Например, в понедельник ты встречаешься с бабушкой, во вторник ты идешь в танцевальный кружок, в среду к нам приходят гости и т.д.
Чтобы ребенок понял разницу между выходным и рабочим днем, скажите ему, что с понедельника по пятницу он ходит в садик, а в субботу и воскресение остается дома.
Таким образом, когда ребенок будет в среду мечтать о субботе, вы ему скажете, что должно пойти еще два дня.
Без вступительной беседы ребенок вряд ли захочет понимать цветные иллюстрации и игры, что вы ему предложите.
Какие методы обучения существуют
Вспомните свое детство. Чего вам больше всего хотелось? Вряд ли сидеть за столом и зубрить названия дней недели. Детство - это прежде всего игра.
Характер игры может меняться (подвижная, спокойная), но основным остается желание ребенка в нее сыграть.
Поэтому не принуждайте малыша «из-под палки» следовать вашим указаниям.
Воспользуйтесь игровым методом обучения.
Если у ребенка есть игрушечный поезд, то каждый вагон обозначьте при помощи маркера или цветной бумаги разным цветом. Это будет символизировать определенный день недели.
Играя с малышом, вы можете пересаживать фигурку машиниста или пассажира в вагон, соответствующий сегодняшнему дню. Эту игру целесообразно повторять каждый день для наилучшего запоминания.
Наиболее эффективным будет конструирование модели поезда из цветной бумаги и картона. Семь вагонов следует обозначить не только цветом, но и словами, соответствующими дням недели.
Когда наступает определенный день недели, ребенок под вашим руководством перемещает фигурку любимого им мультипликационного персонажа. Данное пособие лучше разместить в детском уголке, чтобы малыш обращался к нему и проводил соответствие.
Со временем можно усложнить задачу - попросить ребенка назвать не только сегодняшний день недели, но и тот, что был вчера или будет завтра. Таким образом, вы будете прививать и понятие времени.
Вместо модели паровоза может быть недельный календарь, сконструированный из картона и клейкой бумаги наподобие органайзера, куда ребенок может вкладывать полоску цветной бумаги, обозначающую день недели.
По одной из методик рекомендуется вырезать циферблат, вшить стрелки, которые будут подвижным механизмом. Возможность не просто перемещать, а двигать предмет, становится еще более интересной для ребенка.
Таким образом, вы приучаете видеть малыша не только дни недели, но и сочетаете дни недели с понятием времени. Впоследствии по такому циферблату можно изучать часы, времена года.
На роль наглядных пособий также подойдут лестница, цветик-семицветик, отрывной календарь.
Лестница расскажет о постепенном убывании семидневной недели.
Цветик-семицветик поможет понять, что время движется по кругу, а календарь научит считать, т.к. после окончания семи листочков, ребенок начнет счет заново.
Одним из методов обучения также является беседа. В ходе беседы ведется активный диалог, обозначаются основные мысли, задаются уточняющие вопросы.
Таким образом, ребенок выступает не только в роли обучаемого, но и обучающего, помогая вам «перестроить общение» под его интересы.
Игры, обучающие дням неделиВо время беседы целесообразно обратить внимание на то, какой был вчера день. Попросите ребенка вспомнить, что произошло, чем он занимался. Расскажите о планах на сегодня.
В конце недели попросите ребенка подвести итог - спросите, какой день ему понравился больше, почему. Попросите найти этот день на карте, паровозике, цветке.
Вопросы для повторения:
Расположи дни недели по порядку.
Какой день недели следует за зеленым?
Что за день недели расположен между голубым и красным?
Покажи рабочие и выходные дни.
Назови вчерашний, сегодняшний, завтрашний дни.
Игры
Вы бросаете мяч, называя день недели, например, понедельник. Ребенок бросает мяч в ответ и называет следующий за понедельником день. Игру можно усложнить, начать не с понедельника, а со среды и т.д.
Вы называете ряд предметов, среди которых есть дни недели. Если ребенок услышать день недели, то хлопает в ладоши. Например, кошка, собака, звезды, среда. Мяч, луна, четверг, пятница, жвачка, воскресение и т.д.
Подготовьте 7 карточек с цифрами или точками. С обратной стороны нарисуйте занятие, характерное в этот день.
Попросите ребенка найти карточку с первым днем недели, затем с третьим и т.д.
Называйте день недели, а задача ребенка - показать, что он в этот день делает.
Вырежьте из цветной бумаги жетончики и попросите ребенка каждой игрушке раздать их, но при этом он должен произносить: «Машинке - понедельник, поезду - вторник, кукле - среду и т.д.»