Простые упражнения для развития речи детей 2-3х лет
Упражнение «Бегемотик» . Максимально широко открываем рот. Закрываем рот.
Упражнение «Поцелуй маму». Вытягиваем губы трубочкой.
Упражнение «Покажи зубки». Растягиваем губы в улыбке.
Упражнение «Прогулка» .Движение языка вперед-назад, вправо-влево.
Упражнение «Надуй щеки». Поочередно надуваем и втягиваем щеки- «Щеки толстые-худые»
Упражнение «Язычок гуляет»
Язычок пошел гулять. (Широкий расслабленный язык на нижней губе.)
В домик спрятался опять. (Язык за нижними зубами.)
Звук [А]
Упражнение «Птенчики». Малыш широко открывает рот(беззвучно). Взрослый кладет ему на кончик языка витаминку. Ребенок произносит :“Ам»
Кушать птенчики хотят,
Маму ждут ,но не шумят,
Мама зёрнышко несет!
Открывай пошире рот!
Звук [И]
Упражнение «Улыбка». Улыбаемся (без напряжения), показываем верхние и нижние зубы.
Улыбнулись губки, показались зубки.
Губы улыбнулись, к ушкам потянулись.
Звук [О]
Упражнение «Шарик». Используются шарики разного размера. Помещаем шарик между губами , округляем губы и выдвигаем вперед :
Шарик губками возьми,
«О-о-о» тихонько потяни.
Звук [Э]
Упражнение «Мишка». Используются игрушечный медведь. Взрослый и ребенок встают на четвереньки. Эта поза помагает выведению языка в передние отделы полости рта, снятию напряжения в области корня языка. Положение полуоткрытых губ в виде овала.
«Э-э-э», -как мишка вы пропойте ,
Ротик широко откройте.
Звук [У]
Упражнение «Слоник». Ребенок вместе со взрослым повторяет упражнение «Поцелуй маму» и произносит «У-у-у-у-у».
На слоненка погляжу ,
Губы трубочкой сложу.
Звук [Ф]
Упражнение «Зайка». Нижняя губа касается верхних зубов, верхняя-слегка приподнята. Обращаем внимание ребенка на то,что в «заборчике»между губой и зубами остается узкая щель, посередине которой проходит воздушная струя. Чтобы ее почувствовать ,используется тактильный контроль- ко рту ребенка подносится ладонь взрослого и малыша.
Ушки — на макушке,
А зубки — на губке:
Ф-ф-ф-ф-ф-ф!
Звук [В]
Упражнение «Ветер».Выполняется аналогично упражнению «Зайка» с использованием голоса.
Сильный ветер налетел,
Голосок у нас запел.
Ручку к шейки прижимай,
Голосочек подключай : в-в-в-в-в-в!
Звук [П]
Упражнение «Рыбка». Ребенок беззвучно размыкает, а затем плотно, плотно, но без напряжения смыкает губы:
Открывает рыбка рот,
Да не слышно, что поет.
Воздух в носик набирайся,
«П»сквозь губы прорывайся!
Звук [Б]
Упражнение «Голосок». Выполняется аналогично упражнению «Рыбка» с использованием голоса. Если озвончание звука [П] идет трудно, необходимо подключить тактильный контроль, приложив ручку ребенка к гортани взрослого, чтобы он ощутил, как дрожит горло( «домик» голоса).
“Б» легко произнести,
Голосочек подключи.
Упражнение «Колыбельная»
Баю-баюшки -баю,
Баю куколку мою!
Звук [Т]
Упражнение “Язычок». (Стучим кончиком языка за верхними зубами.)
Кто же так стучит — тук,тук?
Язычок, наш верный друг.
Звук [Д]
Упражнение «Строим дом». Ребенок легко ударяет кончиком языка за верхними зубами , как в упражнении «Язычок», но выполняет это с голосом . Чтобы почувствовать работу голоса , используем тактильный контроль-прикладываем к горлу тыльную сторону ладони.
Мы построить дом хотим.
Работу язычкам дадим .
Молоточки мы возьмем,
Дружно гвоздики забьем .
«Д» легко произнеси,
Голосок свой подключи!
Звук [М]
Упражнение «Корова». Произносить звук [М], используя тактильный контроль. Взрослый произносит : «М-м-м-м-м-м-м-м-м», при этом тыльная сторона ладони ребенка подносится к губам взрослого — ребенок должен ощутить дрожжание губ, затем это же проверять у себя.
«Му-му-му,- мычит корова.-
Забодаю Таню с Вовой».
Звук [Х]
Упражнение «Тёплый ветерок». Выдыхаем теплый воздух на ладони, при этом произносим звук [Х]. Иcпользуем тактильный контроль -ребенок тыльной стороной ладони должен ощутить тёплую выдыхаемую струю сначала у взрослого , затем у себя.
Теплый воздух выдыхай,
Свои ручки согревай!
Звук [С]
Упражнение «Язычок отдыхает».Улыбаясь, ребенок приоткрывает рот и выводит широкий кончик языка на нижнюю губу, боковые края языка должны касаться уголков рта.
Язычок наш загорает.
Лежит, спокойно отдыхает
И тихонько напевает : «И-и-и».
Упражнение «Насос». Обращаем внимание ребенка на то, что свист воздуха, выходящего из «насоса», напоминают звук [С]. Малыш должен почувствовать холодную струю воздуха, используя тыльную сторону ладони.