Правила конроля условий жизни и соблюдения прав несовершеннолетних при опеке и попечительстве.
ПРАВИЛА
осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни
несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав
и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения
сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями
требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей
(утв. постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. №423 в ред. постановления Правительства РФот 10.02. 2014 № 93)

-
Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных (далее - подопечные), соблюдения опекунами или попечителями (далее - опекуны) прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
-
В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - проверки).
-
Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.
-
При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:
а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.
4(1). При помещении ребенка, оставшегося без попечения родителей, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот), под надзор на период до его устройства на воспитание в семью плановая проверка проводится в виде посещения ребенка в организации для детей-сирот:
а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор;
б) 1 раз в 6 месяцев в течение первого года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о помещении ребенка в организацию для детей-сирот под надзор. (п. 4(1) введен ПостановлениемПравительства РФ от 10.02.2014 №93)
-
При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.
-
При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.
Внеплановая проверка проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении внеплановой проверки.
-
В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.
В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного. (абзац введен ПостановлениемПравительства РФ от 10.02.2014 №93)
-
По результатам проверки составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (далее - акт проверки условий жизни подопечного) по форме, устанавливаемой Министерством образования и науки Российской Федерации. ( в редакции Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 №93)
-
В акте проверки условий жизни подопечного указываются:
а) оценка соблюдения прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества;
б) оценка соответствия содержания, воспитания и образования подопечного требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
-
При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов подопечного в акте проверки условий жизни подопечного дополнительно указываются:
а) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;
б) рекомендации опекуну о принятии мер по улучшению условий жизни
подопечного и исполнению опекуном возложенных на него обязанностей;
в) предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости).
-
Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.
Акт проверки условий жизни подопечного оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется опекуну или в организацию для детей-сирот в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства. (в редакции Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 №93)
Акт проверки условий жизни подопечного может быть оспорен опекуном в судебном порядке.
-
Акт проверки условий жизни подопечного является документом строгой отчетности и хранится в личном деле подопечного.
-
В случае если действия опекуна осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному развитию подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки:
а) принимает акт об освобождении опекуна от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну;
б) осуществляет меры по временному устройству подопечного (при необходимости);
в) принимает решение об устройстве подопечного в другую семью или в организацию для детей-сирот.(в редакции Постановления Правительства РФ от 10.02.2014 №93)
-
В случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью подопечного орган опеки и попечительства вправе немедленно забрать его у опекуна в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации.
____________________________________________
ПРИМЕЧАНИЕ: Помимо требований, установленных данными правилами. Внеплановые проверки орган опеки обязан провести в связи с извещением о нарушении прав ребенка в семье (ст. 56, 121 СК РФ), а так же в случае перемены места жительства ребенка и следующей за этим передачи его дела в другой орган опеки (ст. 9 Федерального закона Об опеке и попечительстве).
КОММЕНТАРИЙ
Рудов А. Г.
К сожалению, вопросы контроля и проверки часто трактуются органами опеки очень широко. Мы перечислим основные нарушения и прокомментируем отдельные части Правил, в которых возникает путаница и завышенные требования при проведении проверок.
Прежде всего, нужно понимать, что проверка производится с посещением места жительства усыновленного или опекаемого уполномоченным на это специалистом органа опеки и попечительства. То есть специалист должен лично побывать в жилье, увидеть ребенка, а по возможности, с ним пообщаться, чтобы оценить, как тому живется. Никаких отчетов ни усыновители, ни опекуны о том, как живется ребенку предоставлять не обязаны, как не обязаны собирать и предоставлять в орган опеки или службы справки за исключением ситуаций, когда ребенок передан в профессиональную семью (в приемную семью или патронатную семью), но и для этих случаев все требования по предоставлению отчетов и справок обязательно должны быть указаны в заключаемом с приемным родителем или патронатным воспитателем договоре. Опекуны обязаны раз в год предоставлять отчет «Об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом», но это особый отчет и он касается только имущества подопечного.
В некоторых регионах приняты региональные акты, по которым усыновители и опекуны получают специальные дотации или пособия и в этих случаях требуется предоставление разного рода справок. Однако напомним, перечень справок дан в этих актах, а другие органы опеки запрашивать не в праве. Так в г. Москве с 2009 года усыновителям принявшим ребенка в семья с 1 января 2009 года в соответствии с Постановлением Правительства г. Москвы от 26 мая 2009 г. № 492-ПП усыновителям выплачивается ежемесячная компенсационная выплата. После назначения такой выплаты «Ежегодно не позднее 1 декабря усыновитель представляет управлению социальной защиты населения, выплачивающему ежемесячную компенсационную выплату, документ, подтверждающий факт совместного проживания с усыновленным ребенком (единый жилищный документ или справку жилищных организаций …». Непредоставление такой справки влечет отмену выплат, но никак не самого усыновления.
При организации проведения контрольного обследования орган опеки обязан заблаговременно известить законного представителя ребенка, согласовать с ним дату и время посещения. Проведение проверок в ночное время не допускается. При проверке условий жизни усыновленного ребенка орган опеки обязан соблюдать условия сохранения тайны усыновления, а это значит, что информирование о проверке и переговоры с иными лицами, кроме усыновителей не допускаются.
Для проведения регулярной проверки орган опеки обязан издать акт о проведении проверки, указать кто и когда, в связи с чем проводит проверку, предъявить этот акт законному представителю при проведении проверки. При проведении проверок вместе с ребенком должен находиться законный представитель. Опрос и общение с ребенком возможно только с согласия законного представителя.
Информацию о состоянии жилья и ребенка, развитии ребенка соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей специалист получает при осмотре жилья, опросе законного представителя ребенка, наблюдении за ребенком и общении с ним. Законный представитель имеет право показать или предоставить в распоряжение органа опеки справки и иные документы по своей инициативе.
Орган опеки может требовать предоставления дополнительных документов только в случае выявления нарушений при проведении внеплановых проверок. В этом случае в акте о проведении проверки, должно быть указано: по какой причине проводится внеплановая проверка, что дает основания для проведения такой проверки, что именно будет проверяться.
При усыновлении правила, регламентирующие проверки просты и, к тому же, обязательно осуществляются только в течение первых трех лет. Если нареканий не последовало, то проверки прекращаются. Если орган опеки выявит проблемы в усыновительской семье то устанавливается особый график проверок, периодичность и назначение которых определяется в специально издаваемом акте.
Проверка условий жизни ребенка, переданного на опеку, более тщательная. Во-первых, в течение первого года устанавливается более частый график проверок, во-вторых, в последующие годы проверки проводятся дважды и проверки проводятся дважды в год.
По окончании проведении проверки орган опеки и попечительства обязан подготовить акт о проведении проверки в двух экземплярах и в течение 3-х дней со дня его утверждения передать его законному представителю ребенка.
Очень важный момент. Поскольку при перемене места жительства подопечного (смене района или региона), при котором меняется территориальная принадлежность к органу опеки, усыновители (если контроль ещё осуществляется) и опекуны обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по прежнему месту жительства, чтобы орган опеки переслал дело ребенка в орган опеки по его новому месту жительства. При получении дела, орган опеки по новому месту жительства обязан в течение 3-х дней провести внеплановую проверку, познакомится с усыновителями/опекунами и ребенком.
________________________________