Характеристика нейропсихологических синдромов,или как определить к какой частью мозга " что-то не та
В последнее время стала замечать,что все больше мамочек начинают проявлять интерес к нейропсихологии,да и я со своим ребенком тоже занимаюсь по программе нейропсихолога. Очень важно,это конечно,выявить в какой части мозга что-то пошло не так.Когда нам сказали в чем проблема( а у нас синдром дефицитарности подкорковых образований), я полезла в интернет читать по этой теме и нашла эту табличку.В нашем случае диагноз поставленный нейропсихологом,и то,что я прочла в табличке,полностью совпало.Признак синдрома у нас присутствуют где-то на 80 процентов.Так что табличка достаточно достоверная.Думаю,будет интересна мамам,детям которых диагностировали ММД, но не сказали,где эта дисфункция " прописалась ".
Характеристика нейропсихологических синдромов (признаков, симптомов, маркеров)
1. 1. Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований (базальных ядер) головного мозга
Название синдрома |
Признаки синдрома |
Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований (базальных ядер) головного мозга |
- эмоциональная неустойчивость, что может выражаться в частой смене настроения; - быстрая утомляемость; - неустойчивость и трудность переключения внимания; - неадекватные поведенческие реакции на происходящее; - малоподвижность таких детей может резко сменяться гиперактивностью; - капризность, чувствительность, неуправляемость в поведении; - патологическое упрямство; - патологическая лень; - нарушение формулы тела (излишняя полнота или недостаток веса); - длительный энурез (до 10-12 лет); - нарушения аппетита и сна; - проявления аллергии или псориаза; - метеозависимость; - синкинезии, вычурные позы, ригидные телесные установки; - недоразвитие тонкой моторики; - излишняя активность и нерасчетливость движений, мимики и жестов; - гримасничанье, тики, вскрикивания, похрюкивания, неконтролируемый смех; - первичное нарушение праксиса поз (неспособность осуществлять сложные целенаправленные движения и действия); - затруднено формирование графической деятельности (почерк, рисование); - речь хорошо развита, грамматически правильно построена, но характеризуется многословностью и нравоучениями (резонерство); - мышление непродуктивно, неконкретно, не опирается на опыт, отсутствует обобщение; - могут встречаться элементы заикания или скандирования, дизартрические проявления, преддыхание; - большой период врабатываемости, инертность вплоть до повторения задания; - эхолалия; - эхопраксия; - темп деятельности снижен; - низкая работоспособность с истинными признаками утомляемости: зевота, ухудшение деятельности, колебания внимания или даже сознания, следовательно, ухудшение памяти; - могут наблюдаться тонические нарушения в руках; - в школе могут нарастать признаки церебростении, головные боли, головокружение, давление; - слабый вестибулярный аппарат; - мнестическая деятельность, как правило, в рамках возрастной нормы. |
Возрастной период возникновения синдрома |
Внутриутробный период развития ребенка |
Основные причины возникновения синдрома |
Повреждающие факторы в период внутриутробного развития ребенка: - заболевания матери, употребление лекарственных препаратов; - вредные привычки матери (алкоголь, курение, наркотики); - неблагоприятная экологическая среда; - стрессы, испуги, негативный эмоциональный фон матери. |
Основные методы коррекции синдрома |
- обеспечение неврологического здоровья ребенка; - развитие вестибулярно-моторных координаций; - развитие лобных структур головного мозга. Если лобные отделы не сформированы, то прогнозируется интеллектуальная недостаточность. «Я хочу» - ведущая позиция на всю жизнь. |
2. Синдром функциональной дефицитарности стволовых образований головного мозга (дисгенетический синдром)
Название синдрома |
Признаки синдрома |
Синдром функциональной дефицитарности стволовых образований головного мозга (дисгенетический синдром) |
- психическое развитие дисгармонично, со смещением этапов; - лицевые асимметрии (асимметрия глаз, ушей, улыбки); - неправильный рост зубов (часто зубы формируются неправильно, не в срок, а раньше); - нарушение формулы тела (излишняя худоба или полнота); - нарушение формулы сна, трудности с засыпанием; - гипо - и гипертонус мышц; - телесные стигматы (стигмы, знаки) о патологии: например изменена форма уха, эпикантус, монголоидный разрез глаз, фаланги пальцев в форме барабанных палочек, грыжи, нарушение развития внутренних органов, крипторхизм, фимоз; - искажение моторного развития: тики, заикания, тремор, тенденция к тикам (гипертонус, инертность); - обилие пигментных пятен и родинок; - нарушение деятельности черепно-мозговых нервов: косоглазие, астигматизм, нистагм, слюнотечение; - глазодвигательные дисфункции (неравномерность парного движения глаз, отсутствие конвергенции глаз); - выраженные девиации языка; - обилие синкинезий, вычурных поз и патологических ригидных установок; - латеральный профиль характеризуется несформированностью моторной (ведущая рука, ведущая нога) и сенсорной (ведущий глаз, ведущее ухо) асимметрий, что может выражаться в псевдолеворукости, обоерукости, обоеухости и т.д.; - специфические особенности гормонального и иммунного статуса; - аллергии, диатезы, нарушение работы эндокринной системы; - проблематичное формирование навыков опрятности; - энурез, энкопрез; - у девочек изменение полового развития, в дальнейшем нарушение цикла, сложности с зачатием; - искажение порогов болевой чувствительности; - неспособность к выполнению реципрокных (разнонаправленных) движений; - нарушение автоматизации; - нарушение ритмирования; - школьная дезадаптация; - нарушения фонематического анализа, отсутствие четкой связи между образом и словом, обедненность или несформированность речи, задержка в развитии обобщающей функции слова, склонность к речевым штампам; - грубая патология пространственных представлений (90-градусные реверсии (развороты листа) при копировании и рисовании); - восприятие фрагментарное с тенденцией к левостороннему игнорированию пространства; - мерцающая функциональная включенность левого полушария в психическую деятельность, что является причиной нарушения поведения, трудностей при формировании учебных навыков (чтение, письмо, счет); - избирательность памяти, тенденция к реминисценции; - сложности с ударением; - проявление неуклюжести на уроках физкультуры. Эмоциональные расстройства (совместно с синдромом функциональной дефицитарности подкорковых образований): - незрелость эмоциональной сферы, при которой эмоции не выполняют функции регуляции поведения и межличностных отношений, и адаптивные функции эмоций, аффективный контроль больше ориентированы на витальные потребности и потребность в поддержании стереотипных взаимосвязей с окружающей средой; - эмоциональная «вязкость», тенденция к образованию зависимостей, невротических привычек и страхов; - (реже) эмоциональная лабильность, выраженные колебания настроения; - раздражительность и агрессивные проявления; - негативные эмоции или своеобразная «эмоциональная тупость»; - тенденция к стереотипному реагированию при необходимости адаптации к новым условиям. Эти расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости. |
Возрастной период возникновения синдрома |
От рождения до 1,5 лет |
Основные причины возникновения синдрома |
- родовая травма шейных отделов спинного мозга; - инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками; - чрезмерное использование памперсов; - депривация (недостаток телесного контакта); - общий наркоз. |
Основные методы коррекции синдрома |
- обеспечение неврологического здоровья ребенка; - развитие вестибулярно-моторных координаций; - невесомость (плаванье, качели, батут, фитнесмячи и т.д.); - дыхательные упражнения. Дети трудно поддаются психологической коррекции, часто обучаются в коррекционных классах. |
3. Синдром функциональной несформированности правого полушария головного мозга
Название синдрома |
Признаки синдрома |
Синдром функциональной несформированности правого полушария головного мозга |
- недостаточность развития пространственных представлений во всех формах; - левостороннее игнорирование пространства; - метрические и структурно-топологические метаморфозы (ошибки при оценке расстояний, углов, пропорций и т.д.); - мозаичное восприятие; - нарушения соматического и лицевого гнозиса, цветоразличения; - нарушение дифференциации эмоций; - склонность к обильному фантазированию, творческой активности, способности к перевоплощениям и, нередко, незаурядные артистические способности; - наличие контаминаций («слепков» из двух фигур); - в 80% случаев наблюдаются конфабуляции (вымыслы, допридумывания); - псевдореминисценции (искаженные воспоминания, иллюзии памяти); - в ряде случаев интеллектуальные операции имеют штамповый характер, который сохраняется с возрастом; - дезориентация в собственном теле (соматические обманы): нарушение ориентации прикосновения; ощущение изменения величины, фактуры конечностей (особенно левой половины тела); - ощущение множественности конечностей, фингерагнозия (нарушение ощущения пальцев), схемы тела; - резонерство (нравоучения); - вычурность; - нарушение ритма речи; - нарушение постановки ударений; - речь и мышление остаются в пределах возрастной нормы. |
Возрастной период возникновения синдрома |
От 1,5 до 7-8 лет |
Основные причины возникновения синдрома |
- родовая травма шейных отделов спинного мозга; - инфекционные заболевания ребенка и лечение антибиотиками; - депривация (недостаток телесного контакта); - общий наркоз; - сотрясение мозга; - эмоциональный стресс; - раннее начало формирования учебных навыков. |
Основные методы коррекции синдрома |
- обеспечение неврологического здоровья ребенка; - развитие таких высших психических функций как наглядно-образное мышление, наглядно-действенное мышление, пространственные представления, соматогнозис (восприятие тела), чувство ритма, зрительное восприятие, зрительная память, обоняние, осязание, вкус, восприятие шумов (звукоразличение), копирование. |
4. Синдром функциональной несформированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела)
Название синдрома |
Признаки синдрома |
Синдром функциональной несформированности межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела) |
- несформированность реципрокной координации рук и конвергенции глаз; - левостороннее игнорирование пространства; - из-за обилия реверсий, восприятие перцептивного поля происходит справа налево, вычитание из нижнего числа верхнего, из левого правое, что снижает успешность формирования учебных навыков; - несформированность фонематического слуха; - аномия (отсутствие связи между образом и словом); - «краевые» эффекты памяти (воспроизводятся первый и последний эталоны, середина информации забывается); - использование различных стратегий решения интеллектуальных задач; - «функциональная автономность» полушарий головного мозга; - амбилатеральность (несформированность) в отношении ведущей руки, ноги, глаза и уха. Эмоциональные расстройства (совместно с синдромом функциональной несформированности правого полушария) (Горячева Т.Г., Султанова А.С. Эмоциональные расстройства при различный нейропсихологических синдромах в детском возрасте //Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2006): - сниженный фон настроения; - повышенная тревожность и склонность к аффективным вспышкам; - (реже) нечувствительность в эмоциональных контактах, скупые проявления собственных эмоций; - эмоциональная неустойчивость, раздражительность, обидчивость, сензитивность, гиперчувствительность к интонации речи; - неадекватные привязанности (к матери, психологу, учителю и др.); - недостаточная дифференциация эмоций, тенденция к выбору негативных эмоций при их распознавании; - непонимание юмора в карикатурах. |
Возрастной период возникновения синдрома |
От рождения до 7-8 лет |
Основные причины возникновения синдрома |
- родовая травма шейных отделов спинного мозга; - внутричерепное давление; - общий наркоз; - сотрясение мозга; - эмоциональный стресс. |
Основные методы коррекции синдрома |
- обеспечение неврологического здоровья ребенка; - развитие межполушарного взаимодействия. |
5. Синдром функциональной несформированности левой височной области головного мозга
Название синдрома |
Признаки синдрома |
Синдром функциональной несформированности левой височной области головного мозга |
- неспособность к речевому звукоразличению и пониманию речи, воспринимаемой на слух, что приводит к снижению успеваемости в школе по всем предметам; - ребенок может жаловаться на то, что учитель говорит очень быстро, много непонятных слов, в классе всегда шумно; - такого ребенка приходится несколько раз окликать, прежде чем он услышит и поймет, что от него требуется; - ребенок не слышит не только чужую речь, но и свою собственную; - при чтении выявляется проглатывание окончаний; - не развиты эмоциональная выразительность и интонации речи; - в большей степени нарушается письменная речь и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха ребенка; - не сформирован самоконтроль над собственной речью, в результате чего появляется многословие, но чаще - замкнутость, молчаливость; - размытость границы слова, слитное написание двух слов, пропуски букв, особенно в конце слова, замены букв по мягкости-твердости, глухости-звонкости; - слухо-речевая память развита недостаточно; - дислексия; - остальные психические функции развиты в пределах возрастной нормы. |
Возрастной период возникновения синдрома |
От 7-8 до 9-10 лет |
Основные причины возникновения синдрома |
- родовая травма шейных отделов спинного мозга; - внутричерепное давление; - общий наркоз; - сотрясение мозга; - эмоциональный стресс; - все предыдущие синдромы. |
Основные методы коррекции |
- обеспечение неврологического здоровья ребенка; - развитие межполушарного взаимодействия; - слухо-речевое развитие ребенка. |
6. Синдром функциональной несформированности лобных отделов головного мозга
Название синдрома |
Признаки синдрома |
Синдром функциональной несформированности лобных отделов головного мозга |
- нарушение динамического пракcиса; - не запоминают пробу «ладонь, кулак, ребро»; - повышенная утомляемость; - ребенок легко отвлекается, не может сосредоточиться, быстро устает, часто бывает равнодушным ко всему окружающему, имеет проблемы с логикой, вниманием, самоконтролем над поведением, речью и эмоциями; - недостаточность саморегуляции, произвольного внимания, программирования, целенаправленности и контроля над протеканием собственной деятельности; - нарушена социальная адаптация к новым условиям; - наблюдается склонность к упрощению программы, стремление к привлечению внешних опор при выполнении того или иного задания; - школьная программа усваивается с трудом, социальная неспособность к обучению; - речь бедная; - фразы примитивные; - слова, предлоги, слоги - не дописываются; - не запоминаются простейшие правила; - в письме характерны пропуски букв, снижена обобщающая функция речи; - в возрасте 3-4-х лет наблюдается нарушение коммуникаций; - в 6-7 лет, когда активно формируется произвольное внимание, обнаруживаются элементы полевого поведения, повышенная отвлекаемость; - к 12-ти годам на первый план выступают снижение интеллектуальной активности, невозможность самоконтроля и прогнозирования, отсутствие критичности к самому себе; - восприятие и память, как правило, бывают в пределах возрастной нормы. Эмоциональные расстройства: - нарушение контроля над эмоциями и незрелость высших уровней аффективной сферы; - капризы; - импульсивность; - эмоциональная лабильность; - агрессия и негативизм, особенно при попытках регламентировать их деятельность; - нарушено «чувство дистанции» (особенно по отношению к взрослым); - снижена потребность в общении и стремление к образованию глубоких эмоциональных связей, общение является более поверхностным; - нарушение социальной адаптации. |
Возрастной период возникновения синдрома |
От 9-10 лет до 12-15 лет |
Основные причины возникновения синдрома |
- родовая травма шейных отделов спинного мозга; - внутричерепное давление; - общий наркоз; - сотрясение мозга; - эмоциональный стресс; - все предыдущие синдромы. |
Основные методы коррекции синдрома |
- обеспечение неврологического здоровья ребенка; - развитие межполушарного взаимодействия; - развитие таких высших психических функций как абстрактно-логическое мышление, логика, анализ, внимание, самоконтроль, саморегуляция, ответственность, воля, любовь, альтруизм, удержание программ, коммуникации, рефлексия (самопонимание, самоанализ, чувство вины). |