Тематическая неделя "Весна" (проба пера)
Тематическую неделю "Весна" мы провели 25-29 марта 2013 г. (Ване 2 года ровно).
Это был наш с Ваней первый опыт проведения тематических недель. Спасибо, в первую очередь, Свете и Тане за вдохновение, идеи и, конечно же, великолепные материалы-задания.
Нельзя сказать, что неделя получилась очень успешной, но, тем не менее, мне кажется, что кое-что ребенку понравилось и запомнилось.
"Занятия" каждый день мы начинали с рассматривания дидактических карточек на тему "Весна".
попались мне на глаза совершенно случайно в книжном магазине и очень понравились своими в некоторым смысле "детскими" рисунками. На обороте карточек приведены примерные схемы выстраивания беседы с детьми, но я добавляла много своего.
Читали главу о весне в разделе "Времена года" в "Великой книге о Зайке".
Эта книга у Вани вообще пока одна из самых любимых.
Так же рассматривали репродукции на весеннюю тему:
- Левитан, "Март"
- Саврасов, "Оттепель"
- Саврасов, "Грачи прилетели"
- К.Крыжицкий, "Ранняя весна"
- Куинджи, "Ранняя весна"
- Левитан, "Большая вода"
- И.Остроухов, "Первая зелень"
- Левитан "Первая зелень. Май"
(на большее Ваню не хватило)
Посмотрели мультфильм "Весна" из серии про Лунтика.
Слушали звуки природы: капель, журчание ручья, щебетание птиц, стрекот кузнечиков, жужжание пчел.
Слушали "весеннюю" классику: Вивальди "Времена года. Весна", Мендельсон "Весенняя песня", Чайковский "Времена года. Апрель. Подснежник", "Вальс цветов".
Музыку слушали в основном во время приема пищи и/или проведения творческих занятий. Ване очень понравились звуки природы, кроме журчания ручья (почему-то испугался). Особенно радовался щебетанию птиц, прямо заливался хохотом.
Были на этой неделе у нас и творческие занятия:
- делали пластилиновую аппликацию
Пришлось делать дважды... Первый раз Ваня честно практически все делал сам (за исключением раскатывания "колбасок" для будущих листиков): сам искал место, куда приклеить тот или иной листочек, сам "приляпывал"... Не успела я сфоткать... Вечером прихожу с фитнеса, а наш шедевр лежит полностью разобранный на запчасти - ребенок проявил инициативу в отщипывании листиков, а папа благополучно поддержал. Второй раз делали менее самостоятельно. Согласился только "приляпывать" листики, а место для них выбиал недолго, потом этим было велено заниматься мне...
- рисовали ватной палочкой и гуашью ("Мимоза")
- делали аппликацию с птичками и скворечниками
- и конечно же совместно раскрашивали цветущее дерево, т.к. очень ждем уже поздней весны, а на деле у нас еще и ранняя весна только-только второй день как подает признаки
Также на этой неделе мы с Ваней пытались воссоздать несколько типичных для весны ситуаций:
- пускали в ванне кораблики, делали "волны" - Ваня был в восторге от этого занятия
- создали импровизацию на тему ледохода (подкрашенные белой гуашью льдинки в чуть теплой воде; наблюдали, как льдинки раскалываются и тают, а вода становится мутной и пребывает)
- посадили луковицу (будем наблюдать за тем, как она пускает стрелки, и кушать свежий зеленый лучок)
- поставили в воду веточку сирени (надеемся, она порадует нас зелеными листочками)
Конечно же, делали некоторые тематические задания на тему "Весна", которыми с нами любезно поделились Света и Таня. Делали совсем немного, т.к. усидеть на месте Ване было трудновато. Если что-то не получалось, он тут же терял интерес. Вернуться к заданиям позже удавалось не всегда.
Осталось еще несколько нереализованных задумок, которые мы постараемся воплотить в жизнь если не в ближайшее время, то в будущем - обязательно. Напишу для истории, вдруг кому-то пригодится (идеи не мои, почерпнуты в сообществе на ББ, либо взяты из других источников):
- слепить на улице маленького снеговика, а дома поставить его на подоконник в какую-нибудь емкость и наблюдать, как он будет таять;
- сделать аппликацию с гречкой (нарисованная веточка + гречка в качестве набухших почек);
- посадить семена укропа или еще какой-либо съедобной зелени;
- разрисовать окно в комнате красками на весеннюю тему.
Результаты и выводы:
- запомнил несколько новых слов и стал чаще употреблять их в речи: скворечник, волны, веточка, - узнал, что сосулька и лед - скользкие, холодные, в голых руках и под воздействием активных и теплых солнечных лучей тают;
- Ване очень нравятся всякого рода эксперименты и инсценировки, так что в этом направлении будем активно продолжать
- тематические задания нас пока не очень привлекают по сравнению с инсценировками, так что будем вводить очень постепенно