Игровая деятельность: как играть и во что
Конспект вебинара Натальи Лейкиной "Мама, поиграй со мной!"
Этот вебинар бесплатный. Решила для себя записать основные моменты - если кому-то пригодиться - welcome!
Актуально для мам детей от 2-х до 10-11 лет (до этого момента детки еще детки и играют, потом они подростки)
Фото моё: инсценировали с дочкой массажик ( в нашем случае это песенка) "Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, ехал поезд запоздалый..."
Игры делятся на режиссерские, образные, сюжетно-ролевые и игры по правилам (в зависимости от возраста главных игроков).
1. Режиссерские игры - 2.5 - 4 года (центральная игра возраста 3-4 года)
Её статья Первая режиссерская игра для детей там в общем кратко все есть.
Основные тезисы:
маленькие игрушки (а я думаю, почему моя дочунька такими малявочками - мал мала меньше- играет, а к большим игрушкам ровно дышит)
придуманный мамой сюжет и озвучивание героев на разные голоса (сначала мама играет - показывает спектакль, потом ре включается. Как только ре захочет - дать ему персонажа и пусть играет за него. Так же поддерживать инициативу ребенка в развитии сюжета)
игровое пространство - песочница, коробка, подоконник и пр. (моя очень любит под столом играть и на ковре)
ре обязательно должен пройти этот этап в любом возрасте!
Сюжеты, чтоб не ломать голову первое время (помимо сказок народных):
а) два персонажа - ежик и заяц. Зеленая ткань -лес. Берем кубики и конструктор - строим дом. Из пластилина лепим грибы и ягоды, сажаем их в лесу. Еж приходит к зайцу и зовет его в лес собирать грибы и ягоды. Заяц отвечает - хорошо, пойдем!
б) игрушки - заместители (здесь Елена отлично написала!!!). Берем кубики - один кубик - лиса, другой - колобок и т.д. Разыгрываем сказку "Колобок" или любуюу другую подбирая героев - кружочки, кубики, камушки, палочки - все ,что душе угодно!
Если ре требует именно вместо кубика реальную игрушку - нужно дать её, а не настаивать на заместителе.
в) Усложненный сюжет с детализацией. Два персонажа - лошадь и заяц. Желтая ткань - поле. Лошадка скачет по полю, навстречу идёт заяц и плачет. Лошадка: иго-го что случилось? что ты плачешь? Заяц: избушка сломалась( Лошадка: давай тебе помогу! Заяц: как же ты мне поможешь - мы же строить не умеем(Лошадка: О! я придумала! нам нужна машина, чтоб строительный материал перевозить)
Решают вместе пойти к ежику за машиной. Берем или игрушку или кубик, как буд-то он ежик. Стучатся к ежику. Его дома нет, но он приходит из леса -грибы собирал) Берут машину, находят и перевозят материал, чинят избушку. Затем можно и чай вместе попить - организуют стол, ставят чайник ,чашки, печеньки. Можно и пирогов напечь и т.д.
Заканчиваем сказки-игры со словами - вот и сказке конец, а кто играл молодец!
Как придумывать свой сюжет: вообще чем больше играешь, тем легче придумывается)))
три кита: персонажи - место - событие (а дальше вокруг этого придумывать, добавлять детали и т.д.)
Играть желательно каждый день, можно с более старшими детьми 2-3 раза в неделю минут по 30-40!
Игры с разновозрастными детьми
Предоставлять пространство для реализации каждому и в какой-то момент взрослый совмещает несколько пространств в единое, дальше немного играют вместе.
Если один из деток малыш - ему давать предметы для манипуляций, а со старшим играть.
2. Образная игра 2,5 года - 5 лет (начинает быть центральной с 4-х лет)
Образы животных - с 2,5 лет
сказочные герой - с 3-х лет
Люди (профессии) - ближе к 5-ти годам
Возраст у разных детей разный!
Детки проживают и проигрывают выбранные образы. Чтобы хорошо проиграть образ нужен сюжет ,который должен предложить родитель.
Образы детские можно поддерживать (сюжет предлагать): ре - киска, мама-хозяйка. наливает молочка, поиграть с киской и т.д.
Образы можно показывать (как себя ведет животное).
Про образы можно читать сказки, энциклопедии, инет видео.
Сюжеты для образной игры:
а) Ребенок: любое животное для начала
Мама: хозяйка (гладим, играем, кормим), отрицательный персонаж - браконьер например, спасатель животных (а ля Диего, Даша - следопыт и пр.), путешественник (встречается с дикими зверями...), родитель-животное (строим норки-домики, ходим на охоту, издаем звуки - живем жизнью животного).
б) Ребенок: сказочный герой
Мама: проигрываем сюжеты из мультиков, сказок и пр. Сначала дети любят играть, точно как в мультике, а позже придумывают свой.
в) Ребенок: выбирает профессию для игры
3. Сюжетно-ролевые игры от 5 лет
Сюжеты: магазин, больница, вокзал, почта, парикмахерская, пожарная станция, путешествие, детский сад, автсервис, кузница, стройка, аэропорт, автопарк, зоопарк, школа, цирк, театр, кафе. Мы еще конечно в конюшню играем круглосуточно и в бассейн - тренировки постоянные) А недавно в выписку из роддома играли: дочка поставила стулья, взяла автокресло, посадила малыша в кресло и поехали путешествовать)
Здесь кукол нет. Ребенок берет на себя роль. Используем предметы заместители. Взрослый нужен, чтоб рассказать о предмете игры (напр. в парикмахерской есть 2 зала - мужской и женский, администратор - ему оплачивать и т.д.)
4. Игры по правилам: настольные, подвижные, словесные после 5-6 лет
Подвижные игры (ниже игры предложенные Натальей, но от себя скажу что некоторые можно использовать как игры на командоформирование - чтоб детки лучше сдружились. В зависимости от ситуации в которой вы в эти игры играете):
Заинька серенький правила
Веселая ткачиха
Я весёлая ткачиха
Хорошо умею ткать.
Пинч, понч, клёпа, клёпа,
Хорошо умею ткать
Участники становятся в две параллельные шеренги друг напротив друга. В каждой шеренге участники держутся под локти. Между шеренгами оставляют проход шириной около 4-5 метров. Выбирают два челнока. Они становятся друг напротив друга с разных концов прохода. На слова "Я весёлая ткачиха Хорошо умею ткать." Шеренги сходятся. На слова "Пинч, понч ,клёпа ,клёпа, Хорошо умею ткать" расходятся. "Челноки должны пробегать между рядами, пока те расходятся и сходятся вновь. Играют с убыстрением песенки схождения-расхождения шеренг до тех пор, пока не поймают одного или обоих игроков.
Море волнуется раз правила
Прятки, салки, жмурки, колечко-колечко правила - эти игры думаю все знают. Если что погуглите)
Тише-едешь правила
Светофор правила
Невод видео (двое деток беруться за руки - они невод. остальные игроки - рыбки. Невод ловит рыбок, пойманные рыбки присоединяются к неводу и он становится все больше. Отпускать руки нельзя. Играют до тех пор пока не останется последняя рыбка)
Белки на дереве (Все играющие - "белки", они должны находиться на дереве (стоять на деревянных предметах или держаться за дерево). Между деревьями бегает "собака" - водящий. "Белки" прыгают, перебегают с дерева на дерево, а "собака" должна поймать (салить) бегающих "белок". Если это ей удалось, "собака" и 'белка" меняются местами)
Кот и мыши (чертятся 2 линии на расстоянии. за одной дом мышей, за другой дом кота. Кот спит в своем домике, а мышки под стихотворение идут к нему: "Вышли мыши как-то раз, Посмотреть который час, Раз ,два, три, четыре... Мыши дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, побежали мыши вон". После слова вон, кот бежит догонять мышей, а мышки бегут в домик. Пойманные выбывают или меняются местами с котом)
Атомы и молекулы (никрутейшая игра на командоформирование): Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке, в этот момент все являются ''атомами". Если ведущий говорит: "Реакция идет по три!", то это значит, что играющие должны встать по три. Если ведущий произносит: "Реакция идет по пять", то уже пять человек должны взяться за руки. На слова: "Реакция окончена" все расходятся. Те, кто по команде ведущего,не успел выполнить условие, выходят из игры.