"Привет, воздух!"
Заброшен мой самый любимый дневник в любимом блоге... Активность возобновляем.
Наверное, стоит лучше назвать: "Воздух и его свойства", но это уж слишком официально будет)). Хотя суть как раз и в том, и в этом: сначала нужно воздух... обнаружить! А потом- изучить его свойства! Вернее, раскрыть секреты (ну ее, эту официальность).
Наш любимый цикл занятий. А само занятие - первое из пяти в цикле. Самое. Часто повторяемое. Простое. Ежедневно доступное. И от этого - не менее интересное. А если исследователям интересно - то и мне не в лом.

Полный набор "инструментов и орудий" выглядит так: емкость с водой, стакан (у нас два для удобства), щепотка земли (в данном случае - песок), несколько новых пакетов-"маечек", воздушные шарики (соответственно ,и нитки пригодятся), питьевая трубочка (по кол-ву детей), свечки-таблетки, спички, пластмассовые предметы - полые и цельные (в данном случае - шарик и пластиковые трубы, которые исполняют двойную функцию). Дудка. Лист картона. Салфетка. Вроде все? Еще скотч будет нужен.
------------------------------------
"Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?"
- Кто изучает воздух? Ученые или исследователи.
- Где они работают? В лаборатории.
Предложение играть в исследователей воспринимается на ура. Надеваем халаты, как настоящие ученые в лаборатории.
Ищем воздух.
Опыт 1. Стакан и миска с водой.
Смотрим по сторонам: направо, налево, всюду. Вы видите воздух? Он невидимый. Что в этом стакане? Он пустой, или в нем что-то есть? Опускаем стакан в воду дном в верх. В него не заходит вода, потому что в стакане сидит воздух и ее не пускает. Воздух, мы тебя нашли! Как еще можно найти воздух? Есть ли он в земле? В земле растут растения. им тоже нужен воздух. Бросаем щепотку земли в воду. Что мы видим? Пузырики воздуха.
Возьмем полиэтиленовый пакет. Что в нем? Он пуст. И он такой мягкий, гибкий, тоненький. набираем в пакет воздух и закручиваем конец. Пакет стал упругим, толстым. Его можно подбрасывать и ловить, вот мы сейчас держим в руках воздух. Воздух, мы тебя поймали! Мы им даже можем подраться)) Шутя))
Отпускаем пакет или хлопаем по нему, чтоб выпустить воздух. Можно проткнуть пакет зубочисткой и почувствовать ветер.
Делаем ветер. Опыт 3.
Как в лаборатории можно сделать ветер? Что такое ветер? Ветер - это воздух, который куда-то спешит. Куда-то движется, летит. Делаем веер из листа картонки. Почему мы чувствуем ветер? Веер толкает воздух, он начинает двигаться и мы это чувствуем. Машем веером на салфетку. Ветер движет салфетку. Воздух может двигаться сам и двигать предметы.
Далее мы разминаемся, упускаю все эти логоритмические стишки.
Воздух звучит. Опыт 4.
Берем бутылочки или трубочки, подносим горлышком к губам и дуем. Что происходит? Воздух свистит!
Можно взять лист бумаги или фольги и дуть вдоль краешка, чтоб получался звук. Или сделать "гармошку" - гребешок, обернутый в лист бумаги. Что происходит?
Мы выдыхаем струю воздуха, край бумаги дрожит. Он заставляет дрожать и воздух, поэтому возникает и звук.
Прикладываем бумагу к губам и пробуем что-то сказать. Что чувствуем? Дрожание бумаги. Вот еще один секрет воздуха: он может звучать! Воздух может играть на водосточной трубе!
Если честно - у меня с трудом удается добывать звук с помощью подручных средств. Поэтому сегодня откопали дудки. Исследователям это понравилось гораздо больше.
Приручаем воздух. Опыт 5.
Как можно еще поймать воздух? Надуть воздушный шарик. Можно из шарика добыть звук. Можно чувствовать ветер, когда воздух вылетает.
Опыт 6. Шарик-ракета.
Продеваем нитку в небольшую трубочку. Два человека держат каждый конец нитки. К трубочке скотчем прикрепляем надутый шарик и отпускаем его - он полетел, как ракета, от одного конца нитки, к другому!
Мы привязали в этот раз нитку от окна к лампе. Хорошая ракета получилась!
Опыт 7. Воздух легче воды.
Обнаруживаем, что пластик без наполнения - тонет. А такой же пластиковый шарик, пустой внутри - плавает. Потому что его держит воздух, а он легче воды. Опускаем шарики под воду. Что происходит? Они всплывают.Опускаем под воду пустую бутылку. Воздух вылетает и стремится наверх в виде пузырьков.
Опыт 8. Теплый воздух - расширяется, холодный - сжимается.
Надеваем на бутылку шарик. Опускаем бутылку в горячую воду. Что происходит? Шарик надувается. Если опустить в холодную - он сдуется.
Опыт 9. Воздух горит.
Зажигаем свечку-таблетку и накрываем прозрачным стаканом. Что произойдет со временем? Огонь погаснет. Без воздуха даже костер гореть не может.
Ну и раз такая бодяга с воздухом, почему не внести сюда мыльные пузыри? Делаем вручную ,подкрашиваем для пущей прелести и ловим альбомными листами.
В этом году раскрыт главный секрет: нет ничего интереснее моим козявкам, чем опыты))
Продолжение следует....