Показатели нормы овладения культурно-гигиеническими навыками:


1 год - 1 год 3 месяца
• Уверенно держит в руках чашку, пьет из неё (немного).
• Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый при этом докармливает другой ложкой).
• "Вытирает" руки, лицо после умывания.
• Подаёт маме одежду во время одевания.
• Начинает проситься на горшок.
1 год 3 месяца - 1 год 6 месяцев
• Держит в кулачке ложку, придерживая её четырьмя пальцами, может есть ложкой полужидкую и жидкую пишу.
• Берет со стола чашку, пьет из неё, почти не проливая, и ставит на стол.
• Замечает и просит снять загрязнившийся нагрудник или переодеть мокрые штанишки.
• Сообщает о физиологических потребностях.
• Долго и тщательно моет руки.
• Спокойно относится к умыванию.
• На игрушках отражает усвоенные бытовые навыки.
1 год 6 месяцев - 1 год 9 месяцев
• Самостоятельно ест ложкой любую пищу.
• Имеет навыки поведения за столом: берет хлеб, пользуется салфеткой, старается есть аккуратно.
• Проявляет интерес к своей одежде, радуется новым нарядам.
• Самостоятельно снимает (стягивает) и надевает шапку, носки и обувь.
• Обращает внимание на грязное лицо, руки.
• Контролирует физиологические потребности (заранее сообщает взрослому характерным словом).
• Проявляет желание многое делать самостоятельно.
• Знает место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей. Вместе со взрослым может частично убирать игрушки на место.
1 год 9 мес. - 2 года
• Проявляет самостоятельность во многих бытовых ситуациях.
• Знает, что перед едой надо мыть руки и моет их, вытирает полотенцем с помощью взрослого.
• Ест аккуратно, не обливаясь. Пользуется салфеткой.
• Для приема пищи садится за стол.
• Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, юбку, шорты, обувь (с небольшой помощью взрослого). Частично раздевается.
• При напоминании пользуется носовым платком.
• Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек.
• Вместе с взрослым может убрать игрушки.
• Контролирует физиологические потребности.
• Радуется новой одежде, любит наряжаться и «быть красивым».
(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).Гигиенические процедуры с детьми
Приучайте малыша мыть руки с мылом до еды (и после еды, если руки жирные), сразу после прихода с улицы, загрязнения, туалета. Также приучайте его умывать лицо после сна и после еды, пользоваться полотенцем, насухо вытирая лицо и руки.
Малыш стремится к самостоятельности только в тех делах, которые ему нравятся. Поэтому еще до того, как вы станете прививать крохе первые навыки самообслуживания, старайтесь сформировать у него положительное отношение к гигиеническим процедурам, и, уж, конечно, постарайтесь избежать того, чтобы они вызывали у него отрицательные эмоции.
Прививать малышу первые навыки самообслуживания нужно поэтапно, постепенно обучая его отдельным элементам различных гигиенических процедур. Делать это лучше всего в форме веселых игр.
«Водичка, водичка…»
Умывая ребенка, приговаривайте:
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Умываемся с зайкой
Поставьте на край раковины игрушечного зайчика и предложите умыться вместе с ним:
Зайка начал умываться,
Видно в гости он собрался.
Вымыл ротик,
Вымыл носик,
Вымыл ухо,
Вот и сухо!
Умываемся
Умывая ребенка, расскажите ему стихотворение про разные части лица:
Щечки?
Мыли.
Носик?
Мыли.
А глазки?
Забыли!
(Г. Лагздынь)
Моем руки кукле
Перед тем как помыть ребенку руки под струёй воды, помойте их сначала кукле. Так ребенку будет веселее и интереснее.
Ладошки-лодочки
Покажите малышу, как сложить ладошки лодочкой и подставить их под струю воды.
Две ладошки сложу,
И по морю поплыву.
Затем помойте «лодочку» с мылом, смойте пену под струёй воды, вытрите полотенцем. В следующий раз покажите ребенку, как в «лодочку» можно набрать воды и умыть лицо.
"Белые перчатки"
Предложите ребенку одеть «белые перчатки». Намыльте его руки мылом, чтобы они стали белыми. Затем попросите его самостоятельно смыть пену под струёй воды.
Лейка
Ребенку будет интересно умыться под "дождичком" из лейки. Поливайте малышу на руки из лейки, приговаривая:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
"Непослушная" зубная щетка
Если ребенок не очень любит чистить зубы, можно разыграть ситуацию с «непослушной» зубной щеткой: то зубная щетка будет «бояться» рта ребенка, то будет чистить вместо зубов щеку или язык, то её кто-то "укусит" и т.д.
Зубная щетка
Во время чистки зубов рассказывайте ребенку соответствующие стихи:
У меня зубная щетка.
Она чистит зубы четко:
Раз за разом веселей,
Мои зубы все белей.
(С. Чудин)
Коля чистит зубки пастой,
Говорит нам: « Я зубастый!»
Зубки Коли - белый ряд,
И нисколько не болят.
(В. Рычихина)
"Микробики"
Попросите ребенка открыть рот. Внимательно проверьте, нет ли на зубах "микробиков". "Найдите" много "микробиков", расскажите, что они портят зубики. Скажите, что они больше всего на свете бояться зубную щётку и зубную пасту. Предложите ребенку прогнать "микробов" с зубок.
Делаем фонтанчики
Научите малыша делать «фонтанчик» (полоскать рот). Надо набрать в рот воды и выплюнуть её.
Красивая прическа
Если у вас дочка, обыграйте ситуацию, будто она собирается в гости. Усадите её перед зеркалом и сделайте красивую прическу. При этом можно рассказать стихотворение Л.Самониной:
Мама сделала укладку -
Причесала кудри гладко,
Ну и я возьму расческу,
Тоже сделаю прическу.
Чихаем
У вас и ребенка в руках по носовому платку. Специально театрально чихайте, прикрываясь ладошкой, и вытираете нос платком.
Сами одеваемся и раздеваемся
Вначале ребенок учится снимать вещи, а потом и надевать их. Делает он это медленно и неловко. Но чтобы ребенок приучался одеваться сам, а не надеялся на помощь взрослого, не стоит его торопить и делать работу за него.
Учите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдая определенную последовательность.
На прогулку
Одеваясь с ребенком на прогулку, рассказывайте ему, как вы это делаете, побуждайте помочь вам: что-то подать, попридержать, вытянуть руку, поднять ногу и т.д. Можно рассказать ребенку стихотворение Г. Лагздынь:
Одеваем ревушку:
Шапку - на головушку,
Валенки - на ножки,
А на них - калошки!
Ты постой, не реви,
А шубейку натяни.
Рукавички
Многие дети не любят одевать варежки. Чтобы заинтересовать ребенка, поднимите варежки вверх (как будто это две птички), помашите ими, сопровождая свои действия словами стихотворения:
Рукавички-невелички
Прилетели, словно птички.
На левую ручку - скок!
На правую ручку - скок!
Мы гулять пойдем,
Мы собачку найдем!
(Г. Лагздынь)
Мама «запуталась»
Одевая ребенка, делайте вид, что забыли, что куда одевать. Вы можете начать одевать колготки малышу на руки, а носки на уши и т.д. Ребенок должен будет вас поправить.
Кто быстрей оденется
Собираясь на прогулку в выходной день, можно устроить мини-соревнование. Папа и ребенок соревнуются, кто быстрее оденется. Ваша задача - помогать ребенку одеваться, но не очень торопитесь и не одевайте всё до конца, чтобы у малыша был стимул самому что-то поправить. Ну и конечно, в этой игре должен выиграть сын! (пусть папа не обижается).
Тянем - потянем
Снимая ребенку носки или колготки, тяните их за кончик носка, приговаривая: «Тянем-потянем, вытащить не можем…». Притворитесь, что носки или колготки никак не поддаются вам, побуждая тем самым ребенка помочь вам.
Одежда «на вырост»
Чтобы ребенку легче было учиться снимать и надевать одежду, предлагайте ему для первых опытов
носки, шортики, юбочки, варежки и прочее немного «на вырост». То же самое и с обувью.
Ботинки - топ-топ
Если ребенок не хочет одеваться, разыграйте сценку с ботинками, будто они одни топают к выходу гулять (возьмите в руки ботинки ребенка и «идите» ими к двери).
Игры с куклой
Побуждайте малыша с вашей помощью одевать и снимать одежду с куклы или мягкой игрушки. Обращайте внимание на то, как нарядно и аккуратно одета кукла.
Подбери пару
Предложите малышу подобрать парные предметы друг к другу: красный носок к красному носку, желтый - к желтому; синюю варежку - к синей и т.д.
Одень семью медведей
В продаже имеются деревянные пазлы, в которых надо подбирать и прикладывать к плоским фигуркам медведей одежду. Подобные игрушки также помогут вашему сынишке или дочке научиться правильно обращаться с одеждой.
стих-
Мы на пухлые ручонки,
Одеваем рубашонку,
Повторяй за мной слова:
Ручка - раз, ручка - два!
Застегнем застежки
На твоей одежке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклепочки.
На мою малышку
Оденем мы штанишки:
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, ножка - два!
А теперь на ножки -
носочки и сапожки!
(Если дело происходит летом, то вариант такой:
Обуваем ножки,
Бегать по дорожке!)
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, ножка - два!
Хоть устали одеваться,
Но не будем возмущаться!
Что осталось - голова?
Вот и шапочка - раз, два!
Надо маму одевать
И скорей идти гулять!
Режим дня для ребенка от года до двух лет
Режим очень важен для здоровья малыша. Правильно подобранный режим способствует благополучному развитию нервной системы малыша, а также закладывает и формирует у него нужные привычки. Выбор дневного режима для ребенка этого возраста тесно связан с режимом его сна.
Дети, перешагнувшие свой «годовалый юбилей», обычно по-прежнему предпочитают спать 2 раза в день. Продолжительность дневного сна в общей сложности составляет около 3-х часов, а ночного - 10-11 часов.
Исходя из потребности в двухразовом дневном сне, можно рекомендовать такой режим дня для малыша в возрасте от года до полутора лет:
8:00 Доброе утро! Пробуждение, умывание
8:10 - 8:30 Завтрак
8:30 - 9:00 Игра или развивающие занятия
9: 00 - 11:00 Прогулка
11:15 - 11:25 2-ой завтрак (легко усваивающиеся продукты, такие как: фрукты, сок, печенье, творожный сырок, кукурузные хлопья, тертая морковь, сухофрукты)
11:30 - 13:00 1-ый дневной сон
13:00 - 14:00 Гимнастика. Игра. Развивающие занятия
14:00 - 14:25 Обед
14:30 - 16:00 Прогулка
16:10 - 17:40 2-ой дневной сон
17:50 - 18:00 Полдник
18.00 - 19:15 Игра или прогулка
19:20 - 19:40 Ужин
19:50 - 20:40 Игра
20:40 - 21:00 Подготовка ко сну
21:00 - Спокойной ночи!
После полутора лет малыш переходит на одноразовый дневной сон.
Можно порекомендовать следующий приблизительный режим дня для детей, которые готовы перейти или уже перешли на одноразовый дневной сон:
8:00 Доброе утро! Пробуждение
8:10 - 8:30 Завтрак
8:30 - 8:45 Развивающее занятие
8:45 - 9:15 Игра
9:15 - 9:30 Гимнастика
9:30 - 9:50 Игра
10:00 - 10:10 2-ой завтрак (легко усваивающиеся продукты, такие как: фрукты, сок, печенье, творожный сырок, кукурузные хлопья, тертая морковь, сухофрукты)
10:20 - 12:20 Прогулка
12:30 - 12:55 Обед
13:00 - 15:30/16:00 Дневной сон
16:30 - 16:45 Полдник
17:00 - 19:00 Прогулка
19:00 - 19:20 Ужин
19:20 - 20:40 Игра
20:40 - 21:00 Подготовка ко сну
21:00 Спокойной ночи!
При выборе режима для малыша желательно учитывать его индивидуальные особенности и привычки. (Например, кроха любит подольше поспать в первый дневной сон, а второй сон у него получается короче).
Соблюдение режима создает жизненный ритм, облегчает ребенку засыпание, переход от одного занятия к другому, помогает маме наилучшим образом распределить свое время между уходом за малышом и выполнением других дел, да и на личный отдых маме тоже нужно выкроить время.
Но не стоит подходить к режиму как к непреложному закону, нарушение которого грозит вам штрафом.
Режим дня должен быть гибким и может варьироваться в зависимости от самочувствия, вашего и ребенка, от погоды и других обстоятельств.
Дайте, что ли, ложку в руки
Во многих семьях заведена хорошая традиции - дарить малышу на первый зуб серебряную ложечку.
Примерно с этого момента и начинается знакомство ребенка с ложкой. Обычно этот процесс происходит достаточно естественно: мама кормит малыша из ложки, а малыш, подражая ей, тоже пытается пользоваться новым «инструментом». Самое главное не упустить «ложечный» момент, препятствуя ребенку в этом занятии, а предоставлять как можно больше свободы.
Бывает, что в момент приучения к самостоятельному приему пищи дети сталкиваются с двумя трудностями:
Первая трудность - чисто техническая: у ребенка не получается: он проносит ложку мимо рта, пачкается, разливает еду и т.п.
Вторая - психологическая: ребенку не нравится есть ложкой, «лень», он привык, что его всегда кормят.
В принципе, и та, и другая проблема решаются путем поэтапных тренировок:
• Купите ребенку подходящую посуду: небольшую тарелочку из пластика или специальной пищевой пластмассы веселой расцветки, с картинками. Возможно, стоит прикупить тарелку с подогревом, где пища не так быстро остывает за счет того, что под днище заливается горячая вода. Если у вас растает «шустрик» - не обойтись без тарелки на присоске, которая «намертво» приклеивается к столу.
• Детская ложечка должна быть легкой, небольшого размера с удобной для держания нескользящей ручкой. Но в тоже время достаточно углубленной, чтобы пища не «терялась». Ложка может быть пластмассовой, металлической или той самой серебряной, которую подарили на первый зуб.
• Проследите, чтобы у ребенка было удобное «обеденное» место - стульчик для кормления или детский столик и стул.
• Когда месяцев в 7-9 малыш начинает есть руками - это первый подготовительный этап в умении устанавливать взаимосвязь между ртом и рукой. Так что не препятствуйте малышу, даже если после «обеда» все лицо и руки измазаны кашей.
• Далее идет следующий этап (9-12 месяцев) - кормление в две руки - мама ставит перед ребенком тарелку с кашей и дает ему ложку, сама тоже вооружается подобными атрибутами. Пока малыш пытается себя накормить - мама ненавязчиво подкармливает его из «запасной» тарелки.
• С самого начала вкладывайте ложку малышу в правую руку (или левую, если он левша) правильным способом - иначе привычка держать ложку всем кулаком может закрепиться надолго. Но и не настаивайте, если правильный способ ребенку не нравится, пусть пока держит ложку, как может.
• Не требуйте от ребенка чистоты на себе, на столе и вокруг. Чтобы одежда не пачкалась - повязывайте ему фартучек.
• Чтобы ребенку научиться есть самому, предлагайте ему для начала есть ложкой «удобную» еду: творожок, пюре, кашу, а уж потом жидкий суп.
• Обещайте ребенку помочь: «Ты начинай есть сам, а я тебе помогу».
• Возможно наоборот - ребенок слишком голоден, чтобы кормить себя. Тогда маме лучше удовлетворить первый голод и покормить ребенка самой, а потом ребенок сам доест оставшуюся еду.
• Можно соревноваться, кто быстрее съест: папа или малыш (конечно же, малыш!). А мама
помогает. Но нельзя слишком часто злоупотреблять соревнованиями за столом, ребенок может слишком торопиться и не прожевывать пищу как следует.
• Если ребенок съел хотя бы три ложки, похвалите его и спокойно докормите. В следующий раз скажите: «Помнишь, вчера ты сам съел три ложки, давай сегодня съешь сам пять ложек!»
• Обыграйте еду ложкой. Возможно, ложка - это самолет, а рот - автодром, или ложка - это лопата, которой надо перекидать «песок» из тарелки в «ворота» (рот).
• Поставьте перед ребенком на столе разные игрушки и предложите ему «кормить» то животных, то себя.
• Возможно, ребенку понравится есть макароны ложкой с дырками, а бульон из супа высасывать через трубочку.
• Если ребенок начинает баловаться за столом, не хочет есть, даже если вы его кормите - значит, пора его «отпускать».
• Обязательно нахваливайте малыша во время его самостоятельной еды - ведь умение доносить ложку до рта в таком возрасте - сложная работа.
Что делать с детским аппетитом?http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/zdorove_i_uhod/id/949
Что на завтрак мы едим?http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/zdorove_i_uhod/id/891
Семь принципов правильного питания детей
http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/zdorove_i_uhod/id/880