Рожденный читать. Часть 2 - Вдохновите ребенка
Часть 1 http://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3163221

Книга состоит из нескольких глав. Первые 3 (Пока ребенок еще не родился, Первый год жизни, Читаем годовалому ребенку) были в первой части отзыва, теперь же кратко перескажу главу 4 - Читаем "ужасному" двухлетке.

Начало главы посвящается цифровым устройствам (и периодически называются разные детские приложения). На самом деле сколько раз я читала про планшеты в первых 3 главах, столько раз противилась, боялась, не понимала цели (кроме как отстань от меня) выдавать маленькому ребенку своеобразный мамапапазаместитель, но 4 глава дала мне новые идеи и мысли на тему обучения ребенка работать с цифровыми устройствами, пусть не для 2 лет, но для 4 точно. Сейчас моё чадо общается самостоятельно только с цифровым фотоаппаратом (потрясающие фотографии - мир глазами маленького ребенка! попробуйте!) и ТВ, правда лет до 2, точно не помню, мы смотрели все мультфильмы вместе и обсуждали просмотренное, да и сейчас я люблю посмотреть мультики, они совсем иначе воспринимаются!
Что же умеет двухлетка по части планшета?
1. Пользоваться тачскрином или стилусом.
2. Показывать предметы в ответ на вопросы родителя или компьютера.
3. Различает цвета и формы, ключевые элементы приложений для 3 лет.
4. Повторяет слова за приложением.
5. Осваивает ролевую игру - воображаемый персонаж может развлечь ребенка.
Забегу вперед и приведу умения по части печатных книг.
1. Прикасается к страницам книги, показывает предмет на рисунке, если попросить найти что-то знакомое.
2. Отвечает на вопросы по книге пользуясь запасом в 50-100 слов.
3. Повторяет слова за вами.
4. Играет в ролевые игры.
5. Рисует персонажей, пересказывает.
Довольно много совпадений, что и неудивительно :)
Но при общении ребенка с медиаустройствами помним правила ККК (контент, контекст, конкретный ребенок): 1) наблюдайте - ребенок усваивает контент или скользит взглядом по приложению ни за что не цепляясь взглядом? 2) используйте цифровой контент как отправную точку для последующего обучения и обсуждения в жизни. Из этих двух пунктов вытекает самое главное правило ребенок+медиауйстроство + участие родителя обязательно!
Вот и правила чтения интерактивных книг с планшета (и других приложений, а так же ТВ):
1. Проверьте что умеет приложение, предварительно протестируйте и просмотрите перед тем, как выдать ребенку. Удостоверьтесь, что приложение не зависнет. Выключите все другие приложения, чтобы ребенок случайно не перешел в них. Обратите внимание на рекламу (для цензуры). Убедитесь, что ребенок ничего не сможет купить.
2. Первые несколько просмотров только вместе с родителем.
3. Называйте ребенку всё, что видите на экране, проговаривайте, объясняйте.
4. Разделяйте чувства ребенка при просмотре.
5. Озвучивайте персонажей (если они молчат)
6. Побуждайте ребенка рисовать персонажей, переносите их в реальный мир.
7. Превратите возню с цифровым устройством в такое же совместное времяпрепровождение, что и чтение книг.
8. Не забывайте делать паузы, чтобы ребенок успевал переварить впечатление (это касается и обычного чтения).
9. Буг так же делает акцент на так называемых "заманчивых деталях", которые отвлекают ребенка от основной задачи, снижают обучающую ценность. Приводятся слова Майкла Робба, директора по образованию и науке Института Фреда Роджерса:
"... дети, прочитавшие всю главу о роли Франклина в истории Америка, к концу дня помнят одну только "заманчивую деталь": как он однажды запускал в грозу воздушного змея, привязав к другому концу бечевки металлический ключ. Эта живая подробность отвлекает внимание детей от более значимых достижений Франклина.
Если вы ставите конкретную цель в обучении, хотите добиться определенного результата, следите за тем, чтобы дети не отклонялись на пути к этой цели. А если нажимание кнопок или мельтешение на экране их отвлекает, значит, вы сделали достижение результата маловероятным."
Это предостережение относится и к чтению печатных книг тоже.
Как же читать двухлетнему непоседе? ("шило в попе" частенько сбивает все планы по чтению)
1. Читайте, когда ребенку этого хочется, даже в не самое удобное время (для вас, конечно).
2. Цифровые устройства не должны заменять опыт интерактивного чтения бумажной книги.
3. Помимо вопросов, можно задавать задачки вида - покажи все зеленые предметы, все круглые и т.п.
4. Задавайте абсурдные вопросы: это собака или красный шарик? (на картинке собака).
5. Устраивает театрализованные представления, играйте в книгу, помогите найти действия из книги в реальной жизни, чаще вспоминайте случаи из книги и применяйте их в жизни (и наоборот).
"В ходе исследования педагоги превращали чтение сказки в интерактивное взаимодействие, и дети (а многим из них не читали дома, как я читаю Олив (дочка автора) начали тянуться к книге, чтобы потрогать её, и разговаривать об иллюстрациях.
...
Дети инстинктивно отзываются на приемы интерактивного чтения."
6. Попросите ребенка прочитать книгу плюшевой игрушке (мой сын начал читать сказки кому-то только ближе к 3 годам).
7. Пусть ребенок "читает" вместе с вами. Есть такие книги, где в тексте вместо некоторых слов идут картинки, ребенок может читать эти слова, помогая вам. Или же может заканчивать фразы по памяти.
8. Сказки можно записывать на диктофон. Вообще с сыном игра с диктофоном на телефона одна из любимых! Записываем песенки, стихи или сказки, а потом проигрываем :) удивление при первом прослушивании ребенку гарантировано! Буг предлагает записывать сказки, а когда взрослый отсутствует - включать, чтобы ребенок слышал родной голос.
9. "Лучшие печатные или электронные книги и приложения многое оставляют недосказанным, побуждая ребенка домысливать детали, в отличие от ТВ программ и видеофильмов, где все показано в готовом виде."
10. Дополняйте печатные книги возможностями цифровых устройств.
Я уже приводила в некоторых постах (например, http://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/1746295) примеры использования компьютера (или иного устройства) во время чтения - музыка по тексту, звуки природы, поиск чего-то непонятного в гугле, просмотр фотографий, создание презентаций и так далее.
"Перестаньте считать планшеты и прочее электронными няньками - относитесь к ним как к эффективному обучающему устройству".
11. Создавайте книгу вместе с ребенком.
а) сложите вместе несколько листов бумаги, согните пополам и скрепите по сгибу степлером или нитками.
б) для иллюстрирования можно использовать фотографии, наклейки, рисунки, природные материалы, картинки из журналов и старых книг.
в) обозначьте зоны для текста
г) датируйте каждую книгу для истории.
д) используйте компьютер, принтер и диктофон.
е) создайте электронную книгу или книгу-презентацию.
Буг приводит как пример приложения для создания электронных книг и комиксов Draw and Tell и Cartoon Markers.
Для вдохновения предлагается посещать в том числе музеи :)
"Лучшее начало - делать что-то на виду у детей. Им свойственно любопытство, поэтому захочется самим опробовать инструменты, которые они увидят у вас в руках."
(с) Марк Фрауэнфельд, автор книги "Папа на все руки"
"Станьте ролевой моделью для детей. Покажите им, что значит творить. продемонстрируйте, как можно раскованно, свободно петь, рисовать, готовить и танцевать не поддаваясь склонности преуменьшать собственные достижения. Мне приходится слышать, как родители и учителя пренебрежительно отзываются о собственном искусстве в присутствии детей. Те усваивают подобные комментарии, а в дальнейшем применяют их в оценке собственного искусства - своих работ и мыслей."
(с) Питер Рейнолдс, детский писатель
Из всего этого можно выделить одно из основных правил детского чтения и достижения любви к книге (Буг про это не пишет):
12. Читайте сами, восхищайтесь книгой, авторами и иллюстраторами, ходите во взрослую библиотеку, покупайте взрослые книги, и пусть ребенок все это видит!
Продолжение следует...