Наш биллингвизм в 1,5 года
У дочки стремительно развивается речь, но разница между развитием русской и голландской речи колоссальная. Наша семейная ситуация относится к случаю ML@H (minority language at home), дома мы разговариваем по-русски, а в садике с дочкой разговаривают по-голландски. Вклад голландского языка составляет примерно 30% от времени бодрствования, то есть как раз на границе требуемого вклада для овладения языком в активной форме. Стоит учесть, что качество общения в садике ниже чем дома, так как в садике на одного воспитателя приходится четыре ребёнка, а дома мама весь день развлекает.
Итак в 1,5 года дочка имеет словарный запас по-русски около 150 слов и пополняет его каждый день, имеет несколько словосочетаний из двух слов, а вот произносимые голландские слова могу пересчитать по пальцам: auto, bal, tafel, tas, dag, Oma, visje. Понимание голландской речи тоже отстаёт от понимания русской. Насколько я поняла в консультацибюро в 2,5 года будут проверять развитие речи и если будет отставание, то дадут направление к логопеду.
mayamarmalade
Не подскажите, что значит VVE? И с какого возраста имеет смысл отдавать туда ребенка? У нас недели через две прибавление, живем в Нидерландах. Оба родителя русскоговорящие. Учить ребёнка планируем только русскому и может английскому. Понимаю, что еще и голландский нужен.
13.04.2016
Ответить
Mia
VVE - это занятия по программе для развития языка голландского. https://nl.wikipedia.org/wiki/Voor-_en_vroegschoolse_educatie
Садики бывают с этой программой и без неё.
Теоретически три языка практически невозможно равноценно дать, какие конкретные цели у Вас для каждого из языков? Чтобы говорил или только понимал? В какую школу планируете отдавать? Ребенок будет в садик ходить или няня англоязычная? Тот же вопрос и по голландскому?
13.04.2016
Ответить
mayamarmalade
Спасибо за ответ.)) ну русский само собой надо чтобы говорила и понимала. Пока не знаем точно надолго ли мы в Голландии. Английский нужен везде, а голландский может и не пригодиться. Если останемся надолго, то в школу хотим обычную, т.е. не интернациональную. Тогда и голландский нужно и понимать и говорить. Вот думала года в два в сад отдать, чтобы голландский учила. Возможно ли? Поможет ли? Заодно чтобы с детьми общалась. Ну в принципе если мы здесь останемся, то вроде английский здесь в школах на высоком уровне. Вроде еще нескоро до этого, но столько вопросов и планов))
13.04.2016
Ответить
Mia
У меня только один ребенок, которому почти два года, поэтому могу говорить только из своего очень маленького опыта. Пока мой опыт подтверждает теорию. Ребенок говорит на языке настолько, насколько получает языковой вклад. В садике говорят с ними мало и не разнообразно, ребенок говорит также. Дома мы говорим много и разнообразно, читаем много и ребенок по-русски очень хорошо говорит. Поэтому я не ожидаю очень хорошего уровня голландского к школе (4 годам). Няня была бы лучше скорее всего, хотя от няни зависит. Но у меня дочка ходит всего 3 дня в неделю и почти всегда не на полный день, у коллеги русскоязычной ходит 5 дней в неделю на 11 часов, по-русски ребенок не говорит, только понимает, говорит по-голландски.
13.04.2016
Ответить
Oliek
Можно я задам пару вопросов? Просто у нас похожая ситуация и мне хочется знать, к чему готовиться.
Сколько часов в неделю ребенок ходит в сад?
Дома вообще нет голландского или есть, то в какой степени( читаете книги, смотрите мультики, что-то делаете только на голландском)?
01.12.2015
Ответить
Mia
Конечно, с удовольствием поделюсь моим небольшим обпытом. Дочка ходит в садик на 20-24 часа в неделю, в садике не спит, поэтому голландская речь составляет около 30% от времени бодрствования. Наш садик без VVE. Приоритетным для нас является русский язык, так как умственное развитие связано с развитием речи, следовательно, хотя бы один язык должен быть развит хорошо. Дома мы читаем по-русски, песни с движениями слушаем на голландском, в бассейне (1 раз в неделю) соответственно песни тоже голландские (те же что и дома). Также раз в неделю ко мне приходит репетитор голландского и немного занимается с дочкой по методу Total Physical Response ("что делаю, то и говорю", в общем, все родителя так и общаются с детьми), пару слов дочка запомнила именно благодаря репетитору, а не садику. Сейчас я думаю, что развитие голландского могло бы быть намного лучше при наличии няни вместо садика.
У Вас дочка ходит в садик? У Вас у самой хороший голландский?
01.12.2015
Ответить
Oliek
Моя ходит в сад полных 4 дня по 11 часов в день. Сад как раз с VVE. Мы оба русскоязычные. Мой голландский хороший, но для взрослых, для работы, я в детской теме и всяких дестких словах я плохо ориентируюсь. В книжках для детей и я сама для себя многое черпаю. Но у меня акцент и грамматические ошибки еще есть, боюсь,чтобы ребенок это не перенял.
01.12.2015
Ответить
Mia
Теоретически, так как соотношение русского и голландского у вас более равномерное, ближе к 50/50, то и развитие языков должно быть более равномерным, интересно к чему это приведёт на практике.
01.12.2015
Ответить
Oliek
Посмотрим:) Пожалуйста, пишите еще, мне такая информация интересна и полезна. Вчера, например, читала про Total Physical Response, обсуждали с мужем как внедрять такой подход и в русском. Меня просто постоянно преследует мысль,что мы мало разговариваем с ребенком на понятном ему языке, теми словами, которые она могла выучить и запомнить из разговоров с нами.
02.12.2015
Ответить
Mia
Мне нравятся материалы The Hanen Centre®. Приведу здесь советы по развитию речи для детей, которые пока не говорят. Эти советы и их книжка "You make the difference in helping your child to learn" нам как родителям очень помогают.
1. Put the child's message into words
When your child sends you a message (e.g., by reaching, pointing, looking, making a sound, etc), put into words what you think he is trying to tell you. Keep it short, however, using a short sentence to capture his message. For example, if your child kicks his legs wanting you to push the swing for him, say "You want Daddy to push!" or "OK, I'm gonna push you".
2. Stop talking and wait - to give your child a chance to communicate
Just get close to her, look interested and wait for her to send you a message. For example, if a baby is crying and your child is watching the baby intently, don't say anything. WAIT for her to communicate with you. Once she looks at you, points at the baby and makes a sound, for example, then you can respond to what you think she is "saying" - i.e., "Yes, the baby is crying". Waiting quietly, but looking interested, gives your child a chance to start a conversation - and starting conversations is a very important part of becoming a good conversationalist.
3. Pause during a familiar routine to tell your child it's his turn
When you and your child are doing something that can be repeated over and over - like "Tickles" or swinging on a swing - pause during the activity from time to time. For example, after you have tickled your child, stop the game and WAIT for him to let you know that he wants more tickles (and don't say anything - just look expectant!). Or, after pushing the swing a few times, stop pushing, and wait (without saying anything) to see if he will "tell" you to push the swing again. This will encourage your child to "tell" you to continue, allowing him to experience the power of communication.
4. Use "fun" words
When playing with your child, use "fun words" and "fun sounds", like "whee!", "boom!", "yucky!", "pop!", "oink oink". These words and sounds will catch your child's attention because they are usually said with a lot of intonation. In addition, these fun words and sounds can be repeated several times during an activity, giving your child lots of opportunities to hear them. Words like "whee!" and "crash!" can be incorporated into play with cars and trucks. "Pop!" and "uh oh!" can be used during play with bubbles. "Splash!" is a great word to use during bath time. "Bang!" and "Boom!" are great words to use while banging on a toy drum. "Yummy!", "mmmmm!", and "yucky" are naturally occurring fun words during meal times. The possibilities are endless! These "fun" words and sounds are often the fi rst "words" children imitate and, in time, say themselves.
5. Imitate your child's sounds and actions
Imitation is a great way to get an interaction going. When your child bangs on a toy drum, take a turn and bang on the drum too. Then wait to see her reaction. If she says "Oooh" while you blow bubbles, say "Oooh" back, then look at her to see if she has noticed you. If she pushes a car across the fl oor, do the same, then wait for her reaction. Imitation is a very important skill for your child to learn. Imitating her encourages her to notice you and even imitate you, if she is ready for this.
6. Talk with your child during everyday routines and activities, using the same vocabulary
When you use the same phrases and vocabulary with your child during everyday activities, he will be exposed to familiar, repetitive vocabulary on a daily basis. For example, while getting him dressed in the morning, talk about putting on his pants, his shirt, his socks, etc. When you wash his hands, you can say things like "Let's turn on the water..." "The water is nice and warm." "Let's wash you with the soap" "Can you dry your tummy with the towel?" Remember to WAIT after you say something to give him a chance to communicate using actions, sounds, gestures etc. When your child hears familiar words and sentences in the same contexts every day, it helps to build his understanding of language.
7. Use gestures, actions, and demonstrations when you speak to your child
While talking about a bird up in a tree, point to the bird while you talk about it. When telling your child that it is time to go out, you can hold up the car keys or point to the door. If you are about to wash your child's hands, you can make hand washing actions. These actions and gestures help your child understand what you are saying. It also provides him with examples of nonverbal messages that he can use himself. Gestures are thought to be a "bridge" to learning to say the words.
8. Offer your child a choice
Offer your child a choice so she can send a specifi c message about something she would like. Hold up two objects and show each object as you say its name. For example, ask, "Do you want some apple or some banana?", showing the apple in your hand as your say "apple", and showing the banana as you say "banana". Your child will likely send you a message in her own way to let you know what she wants. She may look at the item she wants, reach toward it, point to it or make a sound while looking at it. As soon as she lets you know what she wants, give it to her. This allows her to experience the power of communication!
9. Be face to face
When playing with your child, get down so you are at her physical level, eye to eye. Sit facing her when she is in her high chair. Sit or lie on the floor when she is playing on the floor. In this way, your child can see and hear you better, and the connection between the two of you will be stronger. Children love it when adults are right down at their physical level! Plus, you will see your child's focus and interests and will pick up even the most subtle attempts to communicate.
10. Ask fewer questions!
When children aren't talking yet, it's easy to get into the habit of asking them lots of questions. But if your child isn't using words, it can be difficult for him to answer most questions. In addition, your child learns a lot when you give him information as opposed to asking him for information. Try to reduce questions, balancing them with comments (or statements). Comment about things in everyday life that interest your child. Instead of asking, "What are you making?" as your child squeezes some play dough, comment on he's doing, such as, "Oh, you're squeezing the play dough". Instead of asking "What's that?" while your child looks at a picture of a giraffe in a book, you could comment "That's a tall giraffe!"
03.12.2015
Ответить