Почему дети не играют сами
Без претензий на истину и всеобъемлющий охват. Так, мысли по поводу.
1. Возраст. До самостоятельных игр надо дорасти. И кто-то дорастает рано. Кто-то поздно. Кто-то очень поздно. От чего зависит? Мне кажется от темперамента, характера, строения нервной системы.
2. Обучение игре. Да, учить играть надо. Ребенок должен за кем-то подсмотреть. За сверстниками, за братьями/сёстрами, за родителями.
3. Насыщенность вниманием. Если ребёнок недополучает внимания родителей, совместные игры прекрасная возможность компенсации. Он будет ходить и требовать своё. Вообще, при проблемах привязанности, энергии на игры может не хватать. Когда сейчас дети приходят и говорят, что им скучно, я сажусь с ними рядом в обнимку, мы болтаем минут 20, и они убегают играть.
4. Анимация. Обратная сторона недостатка внимания. Когда вокруг ребёнка создаётся постоянная движуха. Например, в саду, где анимация нон-стоп. Или активный родитель с тысячей кружков и постоянными играми с ребёнком. Т.е. Когда у ребёнка нет возможности сесть в тишине, "понять", что ему скучно и надо что-то с этим делать.
5. Близкая к этому тема - стимуляция. Игра - процесс творческий. Я б сказала - это творчество в чистом виде. И здесь нужно вдохновение. Если у ребёнка очень много впечатлений, его нервная система будет перегружена, он будет пресыщен, на игру не хватит энергии. И наоборот, если стимуляции нет, нет новых впечатлений, не появится вдохновение. Ведь как часто дети, посмотрев новый мульт, прочитав книгу, начинают активно обыгрывать увиденное/прочитанное.
Это то, что вижу я. Как полагаю, одной причины в чистом виде не бывает. Идёт комбинация факторов.
У меня один ребёнок играл чуть ли не с рождения. Второй начал играть далеко после 5 лет. Почему? Потому что у одной особенности нервной системы, сначала отсутствующая на работе (а после работы, заглаживающая вину) мама, а потом мама с младенцем на руках. У второй старшая сестра перед глазами, совсем иной тип нервной системы и совсем иная мама под боком.
З.ы. В своё время один весьма популярный в России детский психолог мне сказал, что если ребёнок до 5 лет не научился "строить миры", то все, поезд ушёл. Он никогда не освоит этой важнейшей сферы деятельности - ролевые игры. Что весьма плачевно для его развития. Теперь я могу сказать - фигня. Ребёнку 10 лет. Она умеет и все ещё строит миры. Она способна создать ролевую игру для себя, для сестры, для кучи детей.