Уверенность в себе при публичных выступлениях
Так сложилось, что я уже месяц любуюсь видеозаписями аттестаций директоров школ (каждую неделю по 4-10 человек аттестуются), им публично задают разные вопросы, они отвечают и… Многие, очень многие поправляют микрофон трясущимися руками, голос дрожит, речь сбивается. и это - руководители организаций! А что говорить про наших детей, которым надо выйти на выступление, экзамен, конференцию? Им еще труднее «держать лицо» в стрессовой ситуации. Можно ли как-то помочь им?
1. Есть правило экологии, которое гласит, что повторяющийся раздражитель с каждым разом вызывает все меньшую ответную реакцию. поэтому дети должны постоянно выступать (петь, танцевать, делать доклады, участвовать в спорах) сначала в кругу родни, а потом и перед чужими людьми. Те, кто спортом занимается, привыкли к публичности, они уже особо не боятся, а вот тем, кто выступает редко, нужно создавать такие ситуации почаще.
2. А если страх вызван тем, что есть риск провала? Да, директора явно не публичности боятся, а не прохождения этой самой аттестации и увольнения. Если у ребенка конференция, конкурс, где победитель всего один? Тогда работает метод «представим худшее». да, ребенок должен представить, что уже проиграл или провалил экзамен (если у него экзамен), но только один раз. Пусть четко представит эту ситуацию и поймет, что мир не рухнул. А потом назовет 10 плюсов такого провала! Да, у любой ситуации есть плюсы. Так спокойнее, понятно, что даже в худшем случае все не так плохо.
3. А теперь нужно настроиться на победу. Проигрываем вариант победы НЕСКОЛЬКО РАЗ. Сначала визуализируем, как красиво и четко говорим, как отвечаем на вопросы, как нам аплодируют, как сообщают о победе, как вручают диплом/медаль. даже в спорте трудное упражнение можно визуализировать, - представлять в мельчайших подробностях. как выполняешь его, тогда в мозге закрепляется цепочка связей, отвечающая за данное действие, для выступления и устной речи это еще проще и актуальнее.
4. Нужно хвалить ребенка, говорить, что у него обязательно получится выступить, сдать, победить! Если не сейчас, то тогда, когда придет время. Что он очень умный, талантливый, трудолюбивый. Вы гордитесь им, именно ИМ, а не его победой. А еще, что даже проигрыш - это всегда опыт, шаг к победе. Если он в прошлый раз набрал 10 баллов из 100, а сегодня - 20 баллов из 100, значит он уже движется к победе.
5. Ребенок должен понимать, что люди разные, и судья на конкурсах разные. Он не должен и не может нравится всем, он должен и может стараться, обязательно найдутся те, кто оценит именно его с его особенностями.
У меня мальчишки уже абсолютно спокойно и уверенно выступают на конференциях, олимпиадах и конкурсах, что играет огромную роль в их победах. На конференциях много умных детей, но некоторые просто теряются, боятся, что сразу всем заметно. Наша уверенность часто даже притупляет бдительность тех, кто слушает, они могут на ошибку не обратить внимание. У меня только в субботу был пример: старший, выступая на международной конференции (Условно международной, в основном там Россия, ну есть еще из СНГ дети, но все равно масштаб), оговорился, допустив фактическую ошибку. Продолжил невозмутимо вещать. Пока подводили итоги, я спросила, почему он не исправился, он сказал, что если бы заметили ошибку, то спросили бы в конце на данную тему, чтобы понять оговорился или не знает, но ему показалось, что они и не обратили внимания на ошибку, они в этот момент читали текст работы и шептались, в момент ошибки никто отреагировал никак. то есть ребенок на 100% контролировал ситуацию и реакцию комиссии, я это оценила, хотя лучше, конечно, вообще не ошибаться, но когда объем большой, а регламент 5 минут, детям не просто. Кстати, он стал абсолютным победителем конференции.
Мария Гуреева