Понимание речи
РечьВся информация взята из книги "Помогите малышу заговорить" Е.Янушко. Очень рекомендую.
Понимание речи трудно оценить, пока нет активной. Но замечено, что если имеет место задержка речевого развития (ЗРР) или недоразвитие речи, то отставание затрагивает как активную речь (говорение), так и пассивную (понимание). Поэтому работа по накоплению пассивного словаря необходима с года. В чем она заключается?
I. Создание речевой среды.
Прежде всего развитие речи происходит в бытовых условиях. С ребенком нужно много говорить, проговаривая режимные моменты, бытовые ситуации, эмоционально комментируя игры с игрушками и картинками. Пример:
Сборы на прогулку: Сейчас мы с тобой пойдем гулять. Найди, где у нас штанишки. Вот они. Давай наденем штанишки - вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Какая красивая кофточка. А что на кофте? Карман. Где на кофте спрятался мишка? Правильно, вот он, и т.д.
Кроме того, ребенок учится выполнять словесные инструкции. Усложнение заданий происходит за счет увеличения количества слов в инструкции: "Принеси чашку", "Принеси красную чашку" и т.д. Помощь в виде жестов исключается.
На начальном этапе не рекомендуется перегружать пассивный словарь ребенка словами с отвлеченным значением или обобщающими словами.
II. Игры (по возрастанию сложности)
1. Где мама?
Играют два взрослых и ребенок. Один взрослый спрашивает "Где мама, покажи?" Если ребенок не понимает, что нужно сделать, взрослый показывает на маму "Вот мама!" Так же взрослый просит показать ребенка самого себя и других родственников.
2. Румяные щечки.
Показываем и называем малышу части тела и лица и просим его показать. Позже можно усложнить задание, называя назначение: "Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша слушает/смотрит?"
3. Зеркало.
Перед зеркалом рассматривайте части тела, лица, предметы одежды и называйте их. "Покажи, где у тебя голова? А где волосы? Покажи пальчики". Далее можно просить изобразить жесты и движения "Помаши ручкой, покажи как зайчик прыгает".
4. Посидим, полежим.
Походите с малышом по квартире и называйте разные предметы мебели: стул, кроватку, диван, задавайте вопрос малышу. Далее можно спрашивать про назначение предметов: "Покажи, на чем будешь спать? А на чем будешь сидеть?"
5. Встречаем гостей.
Для игры нужна кукла или игрушка. Поиграйте с малышом в "гости": "Вот к нам в гости пришла матрешка. Давай покажем ей наш дом. Покажи, где кухня? А где детская? Теперь отведи ее в ванную." Далее можно называть назначение помещений: "Покажи, где ты одеваешься на прогулка? А где ты моешься?"
В книге приводится еще около десятка игр, но они явно на возраст постарше, поэтому напишу про них позже.