ТН "Планета Земля"
Это мой первый опыт проведения с дочкой тематических занятий обучающего характера. Мы много и с удовольствием занимаемся по темам, но я всегда делала акцент на творчестве, игре и развитии речи, оставляя энциклопедическую составляющую на более старший возраст. И вот я решила, что этот возраст пришел и можно попробовать новый формат занятий. Тут как нельзя кстати Светлана объявила набор на недельку "Планета Земля" в школе географии. 

Сначала расскажу и покажу, что мы сделали, а потом поделюсь своими выводами.
Про космос поговорили коротко. Посмотрели в нашем детском атласе соответствущий разворот.
Посмотрели карточки: 
Настя быстро запомнила, где Земля, где луна, но вообще тема не вызывала у нее интереса. Я так и предполагала и не планировала на ней останавливаться надолго.
Знакомство с картой. Материки. Земля - голубая планета
Что такое карта, Настя уже знает. Очень удачно до начала недельки мы ездили в отпуск, и там приходилось не раз обращаться к карте, один раз навигатор завел нас не туда, так что с функцией этого кусочка бумаги дочка познакомилась на практике. Еще я специально зашла в туристический отдел города, где мы останавливались, и взяла там карту региона, которая оказалась очень удачной: на одной стороне обычная карта, а на другой - детская, с рисунками достопримечательностей. С этой детской картой мы много играли, смотрели, где мы были или куда собираемся ехать.
Поэтому, когда я достала давно уже ждущей своей очереди макси-пазл с картой мира, Настя восприняла предложение собрать его с большим энтузиазмом.
Потом с не меньшим интересом разглядывали получившуюся карту, искали и называли животных, а я называла материки. Обратили внимание на цвета на карте, Настя сразу догадалась, что синее - это море (конечно, только что с моря вернулись, пусть и холодного)). Я достала заранее вырезанные материки из картона, голубую ткань и предложила создать нашу собственную карту. Больше, конечно, я направляла.
Только с этим справились, появился мальчик и рассказал Насте, что очень любит путешествовать. Девочка моя сразу почувствовала в нем родственную душу, тоже любительница попутешествовать: как из одной поездки возвращаемся, сразу спрашивает, когда будет следующая. Мальчик живет в Евразии (как и мы), а отправиться хочет в Африку. Я попросила Настю помочь выбрать для нашего путешественника транспортное средство. В итоге мальчишка несколько раз объехал вокруг света, переплывая от материка к материку на корабле и пересекая их на машине.
Понятия вода-суша я отдельно Насте не объясняла, но, то ли она уже знала, то ли просто быстро запомнила. Почти сразу стала говорить, что по воде надо плыть на корабле, а по суше ехать на машине или поезде. Чтобы закрепить немного образы материков, я достала фигурки разных животных и мы их расставили, сверяясь с нашей картой-пазлом. Настя очень увлеклась процессом перевозки мальчика с материка на материк, где он ходил в гости к разным животным. Но, так как на ткани материки все время "съезжали" с места, очень быстро вся честная компания перебралась на карту. 
Когда Настя наигралась, я предложила подвижную игру с прыжками то в воду, то в сушу. Попрыгала, но без энтузиазма. Зато когда я разложила подушки и одеяла, которые обозначали разные материки и сказала, что мы будем "путешествовать" с одного на другой, Настена с восторгом включилась в игру. 
Антарктиду (белое одеяло), правда, обходила стороной: холодно))
В конце я попросила Настю посмотреть на картонные материки и сравнить их с картой. Оказалось, что по цвету они не очень-то совпадают. Пришлось достать краски и доделать наши материки. 
У Насти сейчас одно из любимых занятий - рисовать контуры принцесс, а потом раскрашивать их или давать раскрашивать мне. Поэтому материки она покрасила только с условием, что потом будут принцессы. И надолго ее запала не хватило, доделала я уже сама. Вот, что получилось: 
На следующий день мы с этих материков и начали: разложили их на карте, как лото, сравнили по размерам.
По просьбе Насти еще раз попрыгали с материка на материк, а потом я предложила "поплавать" по морю и заодно сделать физкультминутку.
Я объяснила по карте, как реки впадают моря, а моря - в океаны. Почитали стихотворение из сборника Е. Каргановой "И громко, и на ушко" про ручеек и отрывок из "Заяц Коська и родничок", где роднички-ручейки сливаются в большую реку. 
А затем приступили к опытам.
Я поставила большую кастрюлю с водой, тазик, несколько мисок разного размера и несколько стаканчиков. Последнии были ручейками, которые по одному "впадали" в реку (маленькая миска). Затем из двух маленьких мисок получалась большая - море. И ее Настя переливала в тазик - океан. Играла так долго, сделала три или четыре моря))) 
В получившийся океан мы запустили материки из салфетки для посуды. На фото Настя придерживает Антарктиду, чтобы не уплыла)) 
Мне эта идея с материками очень понравилась, но Настя не впечатлилась. Зато с удовольствием поиграла с ними потом в ванной, где они теперь и живут: 
Поговорили про соленую и пресную воду и, конечно, попробовали. Такие эксперименты Настя очень любит.
Атмосфера. Погодные явления
Я рассказала, что Земля окружена атмосферой - воздухом, что он прозрачный, но его можно почувствовать. Помахала на Настю картонкой - получился ветер, потом попросила ее подуть на перышко.
Затем поговорили о том, что у нас на земле бывает разная погода. Про погодные явления почитали в пособии Светловой "Повышаем интеллект и эрудицию". Иллюстрации в нем неудачные, но описания хорошие и охватывается большое количество тем. Сейчас везде отсутствует, кому нужно, у меня есть в электронном виде.
На основе текстов из этого пособия мы обыгрывали различные природные явления:
Дождь:
Сделали пальчиковую гимнастику. Потом Настя вспомнила про песенку, которую мы учили в мини-курсе английского и попросила ее спеть.
Пробовали воссоздать картину Марка Алланте. Идея очень классная, но я сначала неправильно стала ее реализовывать. В подобных случаях мы часто работаем параллельно, каждая на своем листе. Мы смочили бумагу полностью водой и стали капать краску, но она не растекалась как следует. Надо было брать, конечно, акварельную бумагу и краску наносить пипеткой. Где-то в середине процесса я догадалась обильно смочить водой только верх листа, а Насте сказать, что мы сначала делаем разноцветное облако, а потом повернуть лист вертикально. К тому времени, как я до этого додумалась, бумага уже промокла. Вторая попытка оказалась более удачной у меня, а Насте уже надоело и она творила сама, как хотела. Вот что получилось (Настин шедевр слева). 
Гроза
Изобразили гром: били друг о друга крышки от кастрюлек.
Ветер:
Задували свечи, очень любимая у Насти деятельность, часто это делаем. 
Радуга:
Выбрали из россыпи карточек все цвета радуги. 
Снег
Я принесла снег из холодильника. Настя очень заинтересовалась, забыла, видимо, уже ощущения от снега. Прочитали стихотворения из сборника "И громко, и на ушко" про снежинки: 
Воссоздали его: зажали немного снега в руках и смотрели, как капают слезинки. 
Разложили карточки - закономерности, обсудили, какие могут быть последствия у разных погодных явлений. 
В конце сделали коллаж - земная атмосфера. 
Острова
На эту тему поиграли совсем немного, стало заметно, что Настя уже устала от географии. Фото нет, телефон сел.
Поискали острова на карте. Сортировали по размерам (я просто нарезала зеленые бумажки) Сделали остров в тазике, запустили кораблик, но Настя игрой не заинтересовалась. Зато с удовольствием попрыгала по подушкам-островам и на материк-диван. Построили мост из дупло.
Выводы по недельке:
У Светланы в недельке есть еще одна тема, которой мы коснулись лишь вскользь - Земля в космосе. Я решила сейчас космическую тему не углублять, а начать сразу со знакомства с картой и материками. Во-первых, для Насти еще явно рано. Во-вторых, по возможности я стараюсь знакомить сначала с реальными объектами-явлениями, а потом углублять и обобщать знания через книги и занятия. Понятно, что с космосом познакомиться реально нельзя, но можно дать какие-то яркие впечатления походом в Планетарий или на соответсвующие выставки. Как раз весной следующего года у нас откроется такая выставка. Помимо шикарных фотографий и видео, демонстрирующих флору и фауну нашей планеты, там будет огромный макет Земли, парящий над головами посетителей. Я примерно представляю, насколько впечатляющим будет зрелище, потому что была там же на выставке, посвященной космосу с подобным макетом луны. В следующем году мы собираемся пойти вместе и я очень рада, что доча моя скоро дорастет до подобных мероприятий, поэтому игры и занятия первого денька решила отложить до весны.
Вообще в ходе этой недельки я убедилась, что географией лучше начинать заниматься после трех. В приглашении к участию в ТН Светлана как раз указывала возраст от 3 лет. Насте сейчас 2,9, я записалась, рассчитывая на ее усидчивость и привычку к занятиям. Но, несмотря на то, что Настя развитый ребенок, с широким кругозором, рассуждающий здраво и часто очень по-взрослому, ей было не так-то просто вникнуть в тему. А мне было нелегко найти нужный тон, чтобы заинтересовать ее, не уйти полностью в игру, внести в занятие необходимую познавательную нотку. Мы хорошо позанимались и Насте было интересно, но выполнили меньше половины из предложенного Светланой.
План занятий мне очень понравился. Много разнообразных игр, в том числе подвижных, экспериментов, есть игровая составляющая. Легко выбрать что-то подходящее конкретному ребенку и можно использовать эту недельку повторно через какое-то время. Мы обязательно вернемся к этой ТН через год и тогда уже, думаю, сможем выполнить весь план полностью и извлечь максимальную пользу из занятий.
Светлане большое спасибо за интересный материал! Все очень понравилось!