Карты Проппа или Как самому сочинять сказки детям?
психолог, специалист в области разрешения конфликтов и развития творческих способностей
г.Москва
Наверное, у каждого родителя случалась такая ситуация, когда дети просят придумать сказку. Про город из зефира, про страну из стекла, про принца и принцесс… И, казалось бы, фантазии уже не хватает, и идеи черпать неоткуда! А малыш требует, не сдается. В таком случае на помощь родителю приходят научные знания.
Известный русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста В.Я. Пропп предпринял попытку выделить постоянные структурные элементы русских народных сказок, а говоря простым языком - выяснил, что сказки имеют определенную структуру, «рыбу». В результате научной работы исследователя были созданы «карты Проппа», которые как раз и позволяют «несказочнику» сочинять сказки для своего любимого малыша.
Как сочинять сказки самому?
Для этого нужно сделать всего два шага:
1. Выбираете любой объект. Это может быть все, что угодно: от дверного замка до соседской девочки. Как говорится, что на глаза попадется. Или о чем дитя попросит.
2. Сочиняете сказку, используя алгоритм, где в центре событий - Ваш выбранный объект и любые персонажи, которых Вы постепенно «вводите» в сюжет.
Схема написания сказки:
1.Жил был кто-то, имел что-то
2.Налетел кто-то, унес что-то
3.Послал кто-то кого-то отыскать кого-то, обещал за это что-то
4.Отправился кто-то искать кого-то
5.Идет кто-то, видит что-то
6.Попросил кто-то кого-то сделать что-то
7.Сделал кто-то
8.Обещал кто-то помочь тому-то
9.Идет кто-то, видит что-то
10.Вошел кто-то во что-то, видит - сидит кто-то
11.Спрятался кто-то
12.Прилетел кто-то
13.Схватил кто-то кого-то, который позвал кого-то и убили или прогнали кого-то
14.Забрал кто-то что-то и вернулся назад
15.Получил кто-то что-то
16.Сыграли свадьбу, стали жить поживать и добра наживать
Приведем пример написание сказки, в центре которого, допустим, простая… кастрюля! Итак, сказка.
Жил был дед, была у него кастрюля - самоварка. Налетел как-то сильный Ветер, унес его кастрюлю - самоварку. Горько плакал дед, послал старшего внука Ванечку к Ветру, отыскать кастрюлю - самоварку, обещал он внуку за это горшочек с золотом. Делать нечего, золота охота, отправился Ванечка разыскивать кастрюлю - самоварку. Идет Ваня, идет, видит - на пеньке корзина с самоцветами, а под ней - Зайка. Попросил Зайка поднять корзину, рассказал, что это Ветер хулиганит. Поднял Ваня корзину, освободил Зайку. Обещал раз и навсегда разобраться с ветром. Идет Ваня дальше, смотрит - стоит замок из самоцветов на облаке. Зашел Ваня в замок, видит - а там Ветер на троне сидит а забавляется с его кастрюлей - самоваркой. Спрятался Ваня, тут прилетел зайка, которого он спас (оказалось, это принц был Бриз, чей замок ветер захватил). Увидел Ветер Зайку, схватил его, Зайка позвал Ваню, и прогнали они вдвоем Ветра. Забрал Ваня кастрюлю - самоварку и вернулся домой. Домf получил он в награду горшочек с золотом. Разбогател Ваня, сыграл свадьбу и стали они все жить - поживать и добра наживать.
Вы можете также привлечь своего малыша к сочинению сказки, нарисовать иллюстрации, обсудить моральный контекст сюжета. Совместные занятия творчеством с малышом позволят Вам стать ближе друг с другом, а также помогут развитию воображения, речи, мышления и других познавательных процессов Вашего ребенка.
Почитать еще: