Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. 1
Войти Регистрация
Тюмень Россия

ЧТО ТАКОЕ РИТМ? от Наили Бакиевой

15 июня 2018, 16:43

🔔ЧТО ТАКОЕ РИТМ?

Каждое движение совершается в определенном ритме. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает кинестетические ощущения. Это мышечные сокращения языка, гортани, грудной клетки, конечностей и одновременная стимуляция мышц-антагонистов, вызывающая смену фаз напряжения и расслабления без изменения пространственного положения. Наиболее активно моторные реакции проявляются при восприятии акцента (ударения).
Чувство ритма имеет большое значение в онтогенезе речи. Ребенок, начиная говорить, прежде всего усваивает ритмический контур слова, понимая его смысл, но не умея еще его правильно произнести.
Вслед за овладением элементарным итеративным ритмом (представленного гулением и лепетом) у ребенка «просыпается» чувство музыкального ритма. Прежде всего, он реагирует на звуки колыбельных песен, на марш, польку, а несколько позже - вальс. По мнению К. Орфа, при восприятии музыкального ритма у ребенка возникают такие движения, как топанье - как самое естественное средство выражения экспрессии. Ребенок, организуя с помощью ритма эти естественные движения, совершенствует их двигательную координацию. Эти ритмы реализуются при участии коры правого полушария. С чувством музыкального ритма связан ритм стихотворной речи. Поэтому маленький ребенок любит стихи, ритм которых идентичен музыкальному ритму (К. Чуковский, А. Барто). Определенная степень владения музыкальным и стихотворным ритмом служит базой для перехода к усвоению ритма прозаической речи, который носит гораздо более сложный характер. Во фразе имеется музыка. Музыка фразы придает ей ее собственное содержание. Этому способствуют ритм. Известно, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом (использование ритмического звучания метронома, чтение стихотворения, пение песни), получает в этом ритме опору и восстанавливает равновесие. Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Человек, вспоминая музыкальное звучание, всегда поет эти звуки про себя с мышечным напряжением. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Человек подсознательно чувствует, что после одного звука следует другой, после слога - слог и т.д. Воспринимая последовательность, организованность мелодии и речи, он чувствует себя увереннее. Особенно важным лечебным средством является пение хором. В тексте песен должно быть много гласных и звонких согласных, так как глухие согласные прерывают вокальную линию. Так, например, фраза «Мы в обиду яблоньку не дадим» будет удачнее, чем «Песни звенят, трубы трубят». Ритм детской песни должен быть простым, равномерным, размер которой двудольный. Так как ритм музыки в песнях неразрывно связан с ритмом речи, для этой цели следует выбирать песни, ударные доли которых приходятся на ударные в тексте («Елочка» Л. Бекман). Чтобы ребенок легче усвоил ритм песни, следует использовать драматизацию. Благодаря ей ребенок овладевает не только ритмом, но и содержанием песни. Каждое движение выполняется соответственно акценту в музыке и ударению в слове. Чтобы помочь детям в усвоении ритма, можно сначала сопровождать музыкой автоматизированную речь (например, счет), далее сопровождать музыкой чтение стихов.

📚Каталог авторских пособий: https://rechevaya-mozaika.jimdo.com/авторские-книги/
✍🏻 Бакиева Наиля Загитовна - логопед высшей категории, кандидат биологических наук, поведенческий аналитик

Логопедический центр "МОЗАИКА"
📍г. Тюмень ул. Широтная 158 к. 2
☎ 8-961-210-58-69
🌎http://rechevaya-mozaika.jimdo.com
https://vk.com/studia_rm
https://www.instagram.com/mozaika72

#центрбакиевой #наилябакиева #логопед #развитиеречи #подготовкакшколе#детискохлеарнымиимплантами #неговорящиедети #алалия #аутизм#развивающиезанятия #каллиграфия #скорочтение #мозаика72 #логопед72#логопедтюмень #подготовкакшколетюмень #мамы #мамы72 #мамытюмень#дети #дети72 #детитюмень #занятиясмалышами #детскийцентр#детскийцентртюмень #логопедическийцентр

Комментировать
Комментарии

Будьте первым, кто прокомментирует