Поддержка развития речи дома. Ребенок 0-3 года.
🙂 Ох, много чего есть сказать и поделиться.
Пожалуй начну с того, что почти всегда слышу:
"Да, да... я всё это я знаю/знаем, как правильно говорить с ребенком ... как это делать и т.д., но вот у нашего такие то сложности и как правильно разговаривать не помогает..."
Хотя, прямо во время консультации, я имею возможность видеть, что родитель не применяет то, что декларирует, как свое знание.
Никто не умоляет тот факт, что родитель-человек образованный и очень информированный (вне зависимости от принадлежности социальному слою населения).
Во всяком случаи других не встречала.
?НО ПОЧЕМУ ЗНАНИЯ НЕ РАБОТАЮТ в родительсве образованного человека и СТОЛЬКО СЛОЖНОСТЕЙ, Проблем у Ребенка и родительского состояния.
Как всегда есть нюансы
1. Знанием называется то, что Делается в обычной, реальной жизни, в повседневности быта,осознанно, неосознанно, а Не то, в чем вы информированы (думание, что это я знаю).
2. Развитие речи ребенка, ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ЕГО ЖЕЛАНИИ с вами (миром) говорить, в тех условиях, в которых живет (если всё в порядке с медицинской точки зрения)
ПРЕДЛАГАЮ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ Реальные ДЕЙСТВИЯ по поддержке развития речи дома и ТО, КАК не в уме, а в реальности повседневной жизни, ВЗАИМОДЕЙСТВУЕТЕ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ.
Будьте честны самим с собой.
Читайте текст, останавливаясь после каждого пункта,
чтобы НЕ ДУМАТЬ, как надо,
А воспроизвести (вспомнить) обычный день со своим ребенком и то, как вы в повседневности делаете, поступаете,
ответить честно самому себе, чем руководствуетесь, при этом (почему я так поступаю).
1. Я ВСЕГДА, прежде чем обратиться к ребенку, СМОТРЮ (если нужно подхожу) и ЧЕТКО вижу В ДЕТАЛЯХ чем от занят В ДАННЫЙ МОМЕНТ (а не думаю, что знаю чем он занимается).
Я понимаю, что ВСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (активная, внешне пассивная) очень важна для него (исключение, когда действия ребенка опасны для него самого и окружающего Организованного пространства).
Не секрет, что:
- чтобы у человека было желание с вами говорить нужно начинать говорить, когда он не занят.
2. ВСЕГДА, когда обращаюсь к ребенку, я смотрю ему в лицо и он, на своем уровне высоты, видит моё.
ВСЕГДА Не обращаюсь к нему с другой комнаты;
ВСЕГДА Не обращаюсь к нему , над его головой или сбоку...
Не секрет, что:
-чтобы человек осознал и понял, что вы к нему обращаетесь нужно смотреть в его лицо. А Не ждать, что он рефлекторно содрогнётся от своего услышанного имени и догадается, что вы обращаетесь или уже говорите с ним.
3. Моё лицо и глаза предстают ребенку Живым образом, в движении.
Я ВСЕГДА эмоциональна, заинтересована в том, что происходит (вне зависимости от ситуации). Мне это интересно, мне это нравится и я полностью вовлечена в происходящее.
Видя движения ваших губ, мышц лица, языка и т.д. ребенок считывает информацию для техники и практик произношения слов, говорения+
Эмоциональный, чувственный фон помогает в этом и других процессах развития.
4. Я ВСЕГДА В ДИАЛОГЕ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ, вне зависимости от его возраста. + смотрите пункт 2.
ВСЕГДА жду ответа на своё сообщение (взгляд, мимика; движение гартани; звуки слова).
НЕ опережаю ребёнка и Не договариваю за него.
Не направляю его ответ в "нужное" русло.
Не секрет, что:
- чтобы человек хотел с вами общаться словом, с ним надо говорить в диалоге.
5. У нас в семье, В ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ, разнообразные виды речи; игры; чтение, которые естественным образом поддерживают ребенка в его практиках говорения, знакомстве с новым, расширением словаря и осознанности.
И ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС САМОМУ СЕБЕ
Что я хочу от речи ребенка?
Ответьте.
******************************************************
Ваши истинные намерения определяют:
-Что вы действительно даете для поддержке развития речи ребенка;
-Какую информацию Вы ищите;
-Как Вы ей используете в своей повседневной жизни с ребенком дома.
То, что сейчас наблюдаю в социуме, в семьях показывает, что ОБЩЕНИЕ с ребенком, само по себе Не интересует и Не интересно само по себе. Поэтому, "некогда"; не мешай, займись пока чем нибудь"; да же когда слушаем, не вовлекаемся (мысленно оцениваем, либо, где то находимся; попутно о чем то думаем и т.д.)
В 99% случаев взрослый в собственном осознании должного в родительстве прибывает в роли "учителя", "поучителя"...
О формирование какого качества взаимопонимания тогда идет речь?
Общение с ребёнком сводится к сути : " Для правильного произношения слов, предложений;
ответов на вопросы и запросы малыша...
Чтобы слушал, слышал и выполнял....
********************************************************************
ПОДВЕДУ ИТОГ
Нужно Осознать свои истинные намерения и ваши реальные действия.
И сделать так, чтобы они поддерживали друг друга.
P/S: Если ваши намерения поддержать развитие осознанной речи ребенка и общения;
развитие кругозора, словаря малыша;
практик говорения;
формирование и развитие личностных качеств ребенка: уважать собеседника; чувствовать, знать свои и собеседника "границы"; умение вести беседу равноправных участников и т.д.
Обращайтесь за индивидуальной консультацией и обучением по вопросам "Поддержки развития речи дома"
Ментор по сопровождению развития Осознанного ребенка дома;
Семейный Монтессори консультант (детство 0-2 года)
- Анна Мушинская
Вк группа