Мари
8 лет
Год. Скоро в школу? Мысли вслух
Полезные ресурсыЗнаете, как ребенку стукнул год, меня как переключило. Стали очевидными две вещи: ребенок растет и делает это очень быстро. Я пошла и записалась в группу по Монтессори и начала думать про сады в округе. Я считала, что я очень дальновидный родитель, но моя подруга Алина сказала, что в очередь в садик многие становятся после получения выписки из роддома и к 2,5 годам им говорят, сколько еще ждать -- где 8 лет, где 3, а где и сразу место найдется.
Ладно, подумала я, но ведь я еще думаю о школе. И задала этот вопрос своей подруге Анечке из Белоруссии: "В сад отдавать будете? А в школу пойдете?" На что Аня мне ответила, что "Конечно, всем нужно пройти эту школу жизни"...
Наверное, многим нужно... Я сама раньше так считала. Наверняка многие так думают и сейчас. Но, блин, "Школу жизни", понимаете? Не получить знания, опыт увлеченности и радости познания вещей, а перетерпеть, пройти как это сделали мы, родители.
Я уверена, что есть хорошие школы, но также уверена, что будущее за другой формой образования. Нынешняя модель совершенно не соответствует глобальному запросу и темпам развития. И это не плохо, это факт. А также то, что можно влиять на этот процесс и, на самом деле, это еще и очень увлекательно. И я буду писать о своем опыте. А пока слово профессионалам. Ниже привожу замечательную, на мой взгляд, статью Димы Зицера на тему "неизбежности школы".
В погоне за неизбежностью
Отчеты об отправке детей в школу напоминают документальные кадры проводов на фронт. Под несмолкающий плач Ярославны. Иногда с добавлением приправ в виде черного юмора, проклятий или обетов - в соответствии с личным вкусом автора. Удивительно, что чаще всего о школе говорится как о некоем неизбежном зле, которое, склонив голову (или напротив, высоко подняв ее), нужно принять.
Удивительно, потому что в других областях пассионарность большинства моих френдов не вызывает у меня ни малейшего сомнения. А тут - как будто находит коса на камень, как будто специально устраивается соревнование: у кого жутче впечатления от школы ребенка и у кого больше (глубже, шире) чаша терпения. «Держите меня трое, двое не удержат!.. Еще немного и я перейду на домашнее обучение! Еще немного и я поговорю с директором! Еще немного и я напишу министру! Еще немного - и я не знаю, что сделаю с этой школой!!!»
А вот интересно: "еще немного" - это сколько? Нет, правда, что должно произойти, чтобы родители начали серьезно относиться к своей функции (извините уж за такую формулировку) и влиять на образовательный процесс собственных детей? Не принимать все как есть, а именно формировать процесс и влиять на него. Я говорю о тех самых людях, которые, между прочим, являются главными заказчиками этой услуги. Вряд ли я открою Америку, сказав, что родители (если, конечно, они и вправду всерьез озабочены проблемами школы) вовсе не обязаны терпеть. Ни учительского хамства, о котором написал один из моих друзей, ни причесывания всех под одну гребенку, о котором упомянул другой, ни политических инсинуаций, которые описывает третий, ни-че-го. Если вы всерьез.
Так хочется сказать: «И не стыдно вам? Не обидно вам? Вы зубастые, вы клыкастые…» Или никакие не клыкастые вовсе? Или только вид делаете? Да еще и отговорки замечательные придумываете: как же он(а) жить-то будет, если не пройдет через «встал-замолчал-глаза на доску»? Ну, помилуйте, разве вы задаете этот вопрос серьезно? Разве действительно нужно на него отвечать? Ах,снова нужно - что ж, пожалуйста: для человека будет только хорошо, если он не пройдет унижений и насилия в детстве. Чудесно, если с раннего возраста он будет понимать, что и зачем он учит, если научится определять, что ему интересно. И так далее, и тому подобное. Уж сколько страниц на эту тему писано, и вашим покорным слугой в том числе. Но как будто все мимо. И потому я осторожно задаю себе вопрос: «А не являются ли все эти разговоры играми лукавых взрослых, да-да, включая и некоторых моих добрых знакомых? Не желание ли это быть в тренде? Да и совесть вроде почище: мы же страдаем за них и вместе с ними?.. Не знаю. И судить не берусь. Но ощущение от всего этого «так себе».
Мне кажется, большинство родителей при всем понимании происходящего никак не могут до конца поверить, что сила - реальная сила - на их стороне. Ведь единственное, чего действительно требует государство - это чтобы человек обязательно получал образование. Ну и, конечно, будучи не в состоянии сдержаться, государство же организовывает и форму и содержание обучения так, как нужно ему, а не вам. Ну и что? Реагируйте, организовывайте свой учебный процесс! Возможность влияния родителей на образовательную систему воистину огромна.
Вариантов действительно много. Но если про каждый из них говорить «мне это не по плечу, это слишком сложно/долго/дорого», если постояно сваливать все на закон об образовании (кстати, далеко не худший в его нынешней редакции), то ничего и не изменится.
Мои добрые знакомые в Калужской области поняли, что государственная школа их не устраивает, объединились несколькими семьями, да и организовали свою школу-общину. И отлично справляются. Да, естественно, им пришлось подумать, посоветоваться, кто-то из них полностью сменил жизненный уклад, ну так и дети-то ведь не чужие... И, кстати, и от процесса и сами от себя они теперь в полном восторге. На этом же пути находятся еще несколько известных мне семейных групп в разных концах России.
Перейти на домашнее обучение сегодня ничего не стоит: решили и перешли. Форм может быть сколько угодно - от индивидуального обучения до группового. От очного до дистанционного. И вовсе не обязательно это связано с огромными денежными затратами. Чаще - совсем не связано.
Считаете, что нет достойной альтернативы государственной школе - дело ваше. Влияйте напрямую на происходящее. Ребенку должно быть понятно, что вы на его стороне. Всегда. Что если и существуют причины, по которым он должен находиться в школе, его времяпрепровождение там является предметом договора между ним, учителем и вами. Что учителя - тоже люди, которые бывают разными, что вовсе не обязательно принимать беспрекословно все, что они предлагают. Что учителя можно поменять. Равно как и школу. И сами-то тоже поверьте в это, наконец. Если вы действительно озабочены всерьез…
Я, конечно, понимаю: встать и уйти к другому учителю, тем более на домашнее обучение, тем более открыть маленькую учебную группу, тем более частную школу - непросто. Непросто, но ведь возможно! Если вы всерьез...
Еще раз, друзья: не стоит считать школу неизбежным злом, да и не является она таковым. Все зависит от нашего отношения. И действия.
взято со Сноб