Почему я решила делать карточки Домана сама
Еще во время беременности я, как любая мама, мечтала дать своему ребенку все-все, чтобы он был счастлив. В нашей семье счастье неотделимо от познания и новых впечатлений, поэтому я с головой окунулась в литературу по вопросам раннего развития. Методики Домана, Маниченко, Лупан, Монтессори, Шичиды - дома копились книги и пособия, а в голове вырисовывался план. Воодушевлению моему не было предела. Развитие до рождения! Развитие с рождения! Полный восторг!
От реальности на рынке обучающих материалов вдохновение немного померкло. Их предлагается множество, но большинство оказались дилетантскими поделками, не соблюдающими требования методики. Например, "карточки Домана" не продают только ленивые магазины. Но что мне не понравилось в готовых решениях и почему я сделала авторские карточки для своей дочки.
- Готовые карточки неправильного размера и неправильной формы.
У Домана карточки - квадраты по 27.5 см! Это крупные картинки и буквы, легко воспринимаемые малышами. Ведь зрение у деток только-только сформировалось, а им предлагается не просто увидеть втиснутое в прямоугольник 10*15 см слово "собака" вместе с изображением пса, но запомнить и как-то осмыслить слово, картинку и связь между ними. Или даже 8*10 см...
Конечно, по мере взросления детки могут рассмотреть более мелкие детали. Но ведь мы же нацелены на раннее развитие?
Создание карточек нужного размера требует широкоформатной печати и, следовательно, совсем других расходов. Поэтому решила попробовать работать с карточками 21*21, распечатанных на листах формата А4, сделав рисунки максимально крупными, четкими и яркими. Буквы получились высотой 3 см. Мы начали заниматься в 2 месяца с черно-белых карточек и в 3 перешли на цветные. Не могу передать свое облегчение, когда стало ясно, что дочка воспринимает и картинки, и текст! Пробовала показать распечатанные раньше картинки формата А5 (две карточки на альбомный лист, высота букв 1,8 см) - отворачивается. Вспомнились мамы, ругающие методику - мол, детям не интересно. Может быть, у них тоже были карточки не по возрасту?
-
Изображения не соответствуют методике.
Многие картинки подаются на пестром фоне. Приходится напрягать зрение, чтобы взглядом выудить рыжего котенка из ярко-зеленой травы. Это при том, что я ожидаю увидеть именно котенка и знаю, как он выглядит. А как малыш должен понять, какое из оранжево-зеленых пятен - котенок?
При подготовке авторского комплекта я использовала изображения, найденные в свободном доступе и отредактированные в Photoshop. Вот где пригодились знания ;) Зато все они - фотографически точные, на белом фоне. Для животных и птиц дополнительное требование - чтобы были видны лапы, крылья, уши и хвост. То есть те части тела, по которым, в том числе, животное или птица отличается от других. Потому что я не знаю, как научить ребенка узнавать кошку вот так:
-
Недолговечный непрактичный материал.
Готовые карточки предлагаются на картоне, ламинируют только так называемые "дорожные наборы" 8*10 см, и то не всегда. Это то, как говорится, "на один зуб"...
Зато приписка - для детей с трех лет. "Раннее развитие" - учить корову и котенка в три года? Серьезно?
Я не уверена в экологичности пленок для ламинирования, но так кроха хотя бы не наестся бумаги и чернил. Да и работать с ламинированными карточками проще - они хорошо скользят и получается быстрее тасовать изображения, а это важно для правильного применения методики.
Для своей дочки я распечатываю картинки на плотной матовой фотобумаге, самые ходовые ламинирую с обеих сторон.
-
Сомнительные факты и неинтересные задания.
На обороте карточек со знаниями предлагаются задания, игры и загадки. Те, которые удалось увидеть, показались мне неинтересными. А ведь одно из правил методики - игра должна приносить удовольствие всем играющим!
Во-первых, некоторые факты откровенно сомнительны.
Кошки едят молоко и сметану? Можно ли это однозначно утверждать, обучая ребенка? Да и "корм" - само по себе непонятно. Это только один пример.
Кроме того, по программе интеллекта фактов должно быть 10, а в готовых наборах их 4-5. То есть придется все равно дополнять самостоятельно, только еще придется подстраиваться под стиль разработчиков.
А когда все загадки по одному разу будут отгаданы, изнанка просто потеряет свой смысл. Методика слишком полна, чтобы под рукой болтались лишние данные.
Поэтому на карточки я наносила только изображения или изображение и информацию, чаще всего интересующую малышей: откуда берется, зачем нужно, почему такой, почему так называется. Игры, загадки, задания, дополнительные материалы оформля отдельными книжками или картами, их удобно дополнять и менять.
-
Природный перфекционизм.
Как правило, в каждом наборе авторских карточек получается больше. В процессе поиска открываются новые и новые знания, почему бы не поделиться ими с деткой? :) Больше всего открытий ожидали меня при подготовке комплектов "Экзотические фрукты", "Цвета и оттенки" и "Русская живопись".
Итак, у меня получились такие наборы:
-
Мир вокруг тебя (110 карточек).
-
Овощи, зелень (62 карточки) - пример ниже.
-
Фрукты и ягоды (30 карточек).
-
Экзотические фрукты (32 карточки).
-
Орехи (10 карточек).
-
Грибы (16 карточек).
-
Цветы (70 карточек, коллекция на реновации).
-
Домашние животные и птицы (20 карточек).
-
Дикие животные (106 карточек).
-
Птицы (70 карточек).
-
Рыбы (60 карточек, формат А6 для игр по Шичиде, можно сделать А5).
-
Геометрические фигуры (60 карточек).
-
Марки автомобилей (106 карточек А6, не вижу смысла делать большие).
- Камни и минералы (50 карточек А6, не вижу смысла делать большие).
-
Футбольные клубы (32 карточки, коллекция не окончена).
-
Модные бренды (30 карточек).
-
Русская живопись (150 картин русских художников с кратким описанием, коллекция не окончена).
-
Цвета и оттенки (о нем расскажу отдельно).
Выглядит это примерно так:
Считаю ли я, что все сделала идеально, лучше целой команды профессионалов? Нет. Я просто сделала игрушки, наиболее подходящие для моего ребенка.
Впереди еще много нереализованных идей по темам наборов. Хватало бы времени и терпения у дочки все это смотреть :)
Буду рада, если мой опыт кого-то вдохновил!