12. Замещающий ребенок
ПланированиеНе знаю, слышали ли вы про такой эффект или нет, но есть в нем что-то грустное и логичное. Просто знаю, что девочек с разными историями и трагедиями не мало. Но всех нас объединяет одно - желание родить и воспитать здоровых во всех отношениях деток.
У меня недавно с моим психотерапевтом вылезла интересная штука из детства. Вылезла, когда начали разбирать мою врожденную тревожность. Вот прям с самого рождения по словам мамы я волновалась за все, за всех и обо всем. Я была очень застенчивой и всегда жила в страхе. В более позднем он был конечно, обоснован. Но чего может бояться малыш, у которого не было негативного опыта?
Оказалось, все банально. Врожденную тревожность передала мама, как и перенос умершего ребенка. За год до моего рождения в моей семье была трагедия. Папа оказался между жизнью и смертью. Это вызвало огромнейший стресс у мамы, которая была на 5-6 месяце б. У нее началось кровотечение, преждевременные роды. Когда она очнулась, бесчувственная врач с легкостью сказала: "Твой ребенок умер, не переживай, родишь еще". Это была девочка. Названная Дашей. Почему упоминаю про имя, потому что это был не какой-то ребенок, это была Даша! Наделенная именем и надеждами родителей. Через несколько месяцев зачали меня.
Но произошел интересный феномен, который с 1964г стали называть "замещающий ребенок". "Родители склонны накладывать на родившегося ребенка сохранившийся у них идеализированный образ умершего ребенка".
В моем случае, родители не отгоревали. Они запихнули свою скорбь, горечь и чувство вины очень глубоко. Потому что тогда чувствовать было нельзя(хотя это лишь по словам мамы. Смерть ребенка она старается максимально обесценить и по сей день. Я ее не виню. Я могу только представить такую боль). Они сконцентрировались на другом ребенке. Всю беременность мной мама ходила в тревожном состоянии. И безусловно я была долгожданной. А удивительное мое сходство с сестрой лишь усугубило этот эффект слияния. При рождении меня, тревога матери сохранялась. Она вечно меня кутала и боялась, что я замерзну. Хотя я родилась в средней Азии. Она была максимально аккуратна со мной. Хотя на старшем брате они вечно ставили эксперименты, закаляли его, учили плавать младенцем. Она клала меня спать в свою кровать, при этом волновалась, что задушит меня во сне. Спала я с ней в одной кровати лет до 10.
"Шанталь Папен (1993) выдвигает следующую гипотезу: «Чем меньше совершена работа горя, тем меньше родители психологически готовы к следующему ребенку, тем больше риска возникновения межличностных изменений, способных сказаться на психо-аффективном развитии следующего ребенка» [34].
У детей, зачатых в первые шесть месяцев после смерти предыдущего ребенка, более выражены такие проблемы во взаимодействии с родителями, как нарушения сна и психомоторная нестабильность.
Смерть предыдущего ребенка сильно влияет на отношение матери к новому младенцу. Мать пытается сравнивать живого и умершего, ища сходства и различия.
Сходство детей вызывает сильную тревогу, с которой трудно справиться, и в то же время мать не может отделаться от навязчивых мыслей, что ребенок совсем другой. Исследователи отмечают, что матери путают родившегося ребенка и умершего в 94,1% случаев в возрасте 1 месяца и в 45,7% случаев в возрасте 1 года. Эта путаница проявляется по-разному: в вытесненных желаниях, в оговорках, выдающих бессознательное желание спутать двух детей; в отрицании, в отказе видеть разницу между детьми и принимать смерть первого ребенка; в сознательной борьбе против отождествления детей; в сознательном желании их отождествить, называя их, например, одним именем [39]. Исследователи считают, что объединение детей является для матери способом принять ребенка и не становится фактором риска для отношений мать-ребенок. Однако возможно и формирование патологических отношений слияния.
Если родители продолжают оплакивать умершего, одновременно принимая нового ребенка, то он рискует не создать свою собственную идентичность. В то же время сблизиться с новым ребенком для родителей может означать забыть умершего, и это пробуждает в них чувство вины".
Это отрывки из французской книги Бенуа Бейля о замещающих детях. В числе известных были Ван Гог, Дали, Бетховен, Гитлер, Юнг.
Эта книга и открытие о моем появление очень многое мне дали понять о себе. Мама с детства меня называла через-чур мнительной. Особенно в сравнении с моим старшим братом, я была инопланетянином. Помню, что всегда ощущала страх.
В последствии с мамой развился симбиоз второго порядка. Который сказался уже во взрослом возрасте. А сепарация не удается и по сей день.
Что касается сестры, то ее присутствие было со мной всегда. Лет в 5 я узнала о ней. Мне всегда говорили, что я родилась ее копией. И я фантазировала, что это и была я, только решила не рождаться так рано, т.к. на меня возложена важная миссия. Когда я подросла, то ее образ смешался для меня с образом с образом ангела-хранителя.
Мой психотерапевт говорит, что я несу ее тень. Поэтому мне сложно. Сложно принять себя, тк. на мне идеалистическая тень сестры. Потому что мертвый ребенок для родителей - это идеальный ребенок. Это подсознательная формула, закодированная в меня в момент зачатия.
В общем, то что я пишу о своем примере, скорее для себя. Чтоб зафиксировать, наверное, самоанализ.
Но мне кажется, что информация будет полезна некоторым девочкам. Необходимо понять, в первую очередь, любую потерю надо горевать и прорабатывать. Чтоб это все не отразилось на будущих детках.
P.s. троллей и любителей высказать "свое мнение" о моем примере, прошу воздержаться, ибо весь негатив буду удалять.