la folia (безумие)
в продолжение поста про плагиат xvii века очень хочется упомянуть (и показать) музыкальное цитирование.
есть мнение, ошибочное, на мой взгляд, мнение, что вся современная музыка бесталанна и никуда не годна. это, конечно же, не так. если копать и внимательно исследовать, то в современной музыке очень много ценного, красивого и достойного. просто она не идёт намазкой на толстый слой вечности, она не «утверждена» и «завизирована» небесной канцелярией, историей и сотней музыкальных умников. она ещё маленькая. под стол пешком ходит. поди её пойми, что с неё выйдет, когда она жизнь проживёт. «жаль только жить в эту пору чудесную уж не придётся ни мне, ни тебе».
второе расхожее мнение состоит в том, что только современная музыка однообразна и рекуррентна. и что при сталине такой фигни не было. оно тоже неверно. музыка, как и любая другая область человеческой жизнедеятельности, подвержена трендам и брендам. в ней всегда, во все времена было «все-побежали-и-я-побежал». проще говоря, пипл хавает - мы даём. мода, короче.
иллюстрировать это хочу одним из ярчайших музыкальных примеров эпохи барокко (моей навсегда любименькой) - ла фолией. в переводе с итальянского и испанского «безумием».
la folia - на испанском (или la follia - на итальянском) - был такой модный танец эпохи позднего ренессанса, распространённый в испании, португалии и на севере италии. плясали его везде - и на рыночных площадях, и в парадных королевских залах. именно плясали, а не танцевали, потому что…. мммм…. короче, дальше всё поймёте.
композиторы - не дураки - поняли, что крафтово, и как попасть на нужную вписку, и стали ваять. ла фолию мяли все, кому не лень. сколько бездарных и попсовых её версий просто кануло в лету - можно только предполагать. но и того, что дошло - море.
далее (для тех, кто дочитал, для тех, кому интересно) просто ряд примеров с минимумом текста.
ранняя ла фолия, не полифоническая, максимально народная, век xv - автор неизвестен. «сегодня праздник у девчат - сегодня будут танцы».
Арканджело Корелли, век xvii. в первую очередь он был виртуозным скрипачом, и в музыке это слышно. эту можно пропустить - она не так, чтобы сильно выдающаяся. просто иллюстрирует тренд.
Жан-Батист Люлли (урождённый Джованни Батиста Люлли), век xvii. итальянец, сын мельника, ставший главным придворным композитором французского двора людовика xiv, «короля-солнце». обратите внимание, насколько это марлезонский балет и три-мушкетёровщина какая-то. интересна скорее с этой точки зрения.
Антонио Лючио Вивальди, век xviii. у меня крайне сложные отношения с Антоном Иванычем - я ем его музыку трудно, не всю и не всегда. но Антон Иваныч есть, и не считаться с этим фактом невозможно! обратите внимание, как его колбасит. его почти всегда колбасит. и не всегда в этом приятно участвовать, как по мне.
Георг Фридрих Гендель, век xviii. я не могу это комментировать. когда у станка Георгий Георгиевич - у меня нет слов. это единственный известный мне композитор, который умел делать душераздирающую простоту. когда ни одного виртуозного финтифлю, но ты валяешься. (ла фолия - медляк. ну, а что, тоже нужно. сарабандой назвал. шифровался, ехидный человек. сарабанда / ла фолия - это как сын мопса и добермана.)
Антонио Сальери, век xix. да-да, тот самый Сальери. ещё при жизни незаслуженно оболганный, без вины виноватый, очень приличный композитор, кстати. вещь длинная, но послушайте хотя бы первые минут пять - там очень интересная комбинация нежной, лёгкой арфы и жёсткого, трагичного, уже полностью симфонического оркестра на третьей минуте. и созвучные с Моцартом мелодии (плагиат-плагиат, нет не плагиат, а модная, крафтовая мода). а то, как он четыре раза пытается закончить - вообще мне гомерически смешно. «да, давай уже!!!»
Бах. Бах!!!! тот самый, который Иоганн Себастьян. наше музыкальное всё. мелодический повелитель вселенной. нотный конструктор мироздания. органный органист организма. «Бах процитировал» - это нонсенс, эпидерсия и ржака, конечно. цитируют Баха обычно. но даже он умудрился чвякнуться всей своей монументальной тушей в эту базарную свистопляску.
и пусть ему единственному таки удалось превратить её в педантичную и нравоучительную немецкую проповедь. но в двух-трёх местах эта бесстыжая вакханалия, пропахшая пОтом и поцелуями даром за амбаром, прорвалась через плотный слой моралите и таки заставила Иван Иваныча (я уверена) лихо отстукивать евонной ножкой в туфле с модной пряжкой самую неподобающую его гениальному сиятельству чечётку.
мораль: всем полезно слушать классическую музыку. она расслабляет шейно-воротиковую зону, регулирует сердцебиение и отпускает кукуху.
за сим у меня всё, благородные доньи.
просто до смерти надоел коронавирус-шморонавирус, экономика-шмыкономика и «вот-это-вот-всё». и надо было прочистить линию горизонта - она замаралась. комментировать не обязательно. только, если по любви.
благодарю за внимание.