Хочу поделиться с вами о том, как мы наконец-то обустроили детскую для Макара, так как я давно мечтала. Пишу «наконец-то», потому что на протяжение почти 2-х лет все время что-то мешало, то не знали куда девать уже имеющуюся мебель и приспосабливали ее под Макара, то никак не могли выделить дополнительный бюджет на покупку необходимого, хотя, как оказалось, в итоге - затрат оказалось не так уж и много, то попросту не хватало времени, чтобы все продумать, так чтобы не захламлять комнату лишним, а грамотно разложить все имеющиеся многочисленные развивалки. А то знаете как было, все лежит где-то в шкафах и уже не помнишь что есть, чего нет, и многие развивашки просто забываются на дальних рубежах. В общем, у нас находились весьма веские причины чтобы все время откладывать на потом... :)
Итак, в основу обустройства нашей детской положен принцип Монтессори «свобода ребенка в проявлении его самостоятельности» и, как следствие, свободный доступ к необходимым для его развития предметам и вещам. Мария Монтессори открыла в свое время «феномен поляризации внимания» - это означает, что ребенок способен самостоятельно, без помощи взрослого развиваться в специально обустроенной для него обстановке. В каждом периоде жизни эта обстановка разная и должна соответствовать сенситивным фазам его развития, то есть тем фазам, в которых у ребенка появляется готовность легко усваивать определенные виды деятельности. Образец нашей детской пригоден для детей в возрасте от 1,3 - 3. Младшие и старшие дети нуждаются несколько в ином пространстве. Еще одним важным принципом при обустройстве детской, стало размещение всех предметов по смысловым зонам. Это помогает ребенку строить причинно-следственные и логические цепочки и параллельно запоминать обобщающие свойства тех или иных предметов по их назначению. Например, книги стоят на книжной полке, музыкальные инструменты лежат в отдельной коробке, машинки стоят в гараже и т.д.
Поскольку площадь детской комнаты всего 14 кв. м, для размещения всех необходимых развивающих материалов и игрушек, я решила ограничиться двумя 3-х-ярусными стеллажами. Один стеллаж длинный 110 см, а второй короче 75 см. Высота стеллажей 70 см.
На нижней полке длинного стеллажа я разместила крупный авто-парк и икеевский гараж, куда очень удобно парковать маленькие машинки. Хочу отметить, что я никогда не даю Макару играть со всеми имеющимися машинами одновременно. Половина машин убрана в шкаф под замок. Когда я замечаю, что он наигрался с машинами и уже начинает баловаться, я незаметно выставляю на стеллаж «запасных игроков» из шкафа. Эффект восторга и интереса на пару недель гарантирован.
На средней полке обосновались прочие разноплановые игрушки: конструкторы, сортеры, пирамидки и плетеная корзинка с разными мячиками. Кстати сказать, Макар с раннего детства очень любит катать и бросать мячики, поэтому у него уже собралась целая коллекция, которую надо как-то эстетично хранить.
Хочу сделать небольшое лирическое отступление и отметить, что Международный стандарт Монтессори педагогики (AMI) предписывает использовать в обучении и гигиене детей только натуральные материалы, такие как дерево, натуральные ткани, металл. Цветовая гамма среды, в которой постоянно находится ребенок должна быть нейтральных, не ярких оттенков. В интерьере предпочтение отдается либо белому цвету либо спокойным пастельным тонам. Тоже самое касается и детской мебели. Внимание ребенка не должно рассеиваться и отвлекаться на многочисленные кричащие, не сочетающиеся между собой, порой фосфорные цвета, которые сейчас почему-то модно использовать в детских интерьерах. Чтобы не быть голословной приведу в качестве примера фотографии интерьеров зарубежных Монтессори классов:
Итак, вернемся к нашему стеллажу и его верхней полке. На ней я разместила все имеющиеся музыкальные инструменты, включая «игрушечный» синтезатор. Не смотря на его игрушечность, в нем очень много звуков различных инструментов и разнообразных мелодий. Макар в последнее время очень полюбил заниматься с этим инструментом. Берет его с полки, кладет на стол, включает и музицирует, да так, что вся семья, а может и соседи за стенкой мечтают о берушах :)
Второй маленький стеллаж получился более «натуральным». На нижней полке живут животные, которые тоже периодически меняются и другие материалы для развития речи и словарного запаса. На этой неделе мы повторяли тему семьи, и я сделала подборку животных и карточек, чтобы получились мамы с детенышами.
На средней полке размещаются всякие маретиалы на развитие сенсорики и мелкой моторики: пазлы, головоломки, кубики, лото, рамки-вкладыши и прочие развивающие материалы, которые я тоже часто меняю. На верхней полке стоит небольшой музыкальный центр, которым Макар очень активно пользуется. По-первости, я ставила рядом коробку с дисками, но потом все таки решила убрать, так как без присмотра пока еще рановато оставлять, чревато неблагоприятными последствиями для дисков и коробочек :)
Монтессори подходом предусмотрено, чтобы развивающие материалы были разложены в удобные плетёные корзиночки или деревянные подносы с ручками, чтобы удобно было их переносить. Подносы - реально большие помощники в том, что ребенок постепенно начинает убирать игрушки на свои места.
Рядом с маленьким стеллажом поставили прикроватную тумбочку, которая тоже очень органично вписалась в развивающую среду детской. На самой тумбочке стоит ночник. Этот скромный электроприбор у Макара в большом фаворе. Он обожает его включать. В открывающемся ящичке я положила предметы личной гигиены: расческу, носовые платки, крем. Макар уже привык использовать эти предметы по назначению в нужное время и класть на место! Здесь еще не хватает небольшого настенного зеркала, чтобы сын мог самостоятельно контролировать свой внешний вид, но это уже мелочи, повесим. Что касается девочек, то для них лучше организовать небольшое местечко по принципу туалетного столика с зеркалом и маленькой скамеечкой для обучения по уходу за собой. В нашей тумбочке имеются также полки, которые мы тоже используем для хранения всяких мелочей, разложенных по коробочкам. В одной коробочке лежат шнуровки, Макар периодически с ними упражняется, а в другую я кладу разные маленькие наборы живности: насекомых, морских жителей и прочих.
Теперь коротко о главном - это столик и стульчик для занятий. Самое важное - это чтобы и столик и стульчик соответствовали росту ребенка! Тем самым даже годовалый малыш сможет быстро научиться самостоятельно отодвигать стульчик и садиться на него без помощи взрослого и излишних акробатических трюков. И еще раз повторюсь, что лучше не покупать пластиковые! Вот, кстати сказать, таблица из СанПинов регламентирующая высоту столов и стульев для детей в детских садах.
Помимо столика, занятия с ребенком также можно проводить и на полу, но при этом Мария Монтессори использовала коврики, чтобы выделить рабочее пространство. Даже если у вас на полу лежит шерстяной персидский ковер или ковролин, то на период занятий на него, сверху, нужно положить небольшой коврик нейтрального однотонного светлого оттенка. Я использую вместо коврика кусок плотной льняной ткани. Использование коврика настраивает ребенка на рабочий лад, ограничивает рабочее пространство и способствует концентрации внимания.
Гордость нашей детской комнаты - это книжный уголок. Небольшие книжные полочки сделал наш папа Андрей своими руками. Книги обязательно должны находится в свободном доступе у ребенка с самого рождения. Естественно, тематику и качество книжного переплета нужно адаптировать по возрасту. Много книг лучше не наставлять, а почаще их менять, чтобы интерес ребенка не пропадал. Я обычно меняю книги на полочках раз в неделю. Но частенько Макар просит дать ему новые книги раньше. При этом он додумался производить обмен. Несёт надоевшую ему книжку и просит поменять на другую из шкафа. Обычно я расставляю книги на полках по тематике: животные, сказки, новогодние, стихи, энциклопедии, транспорт, англоязычные и т.д. Это опять же косвенно обучает ребенка систематизировать по обобщающим признакам. В книжном уголке обязательно полагается кресло. Очень забавно наблюдать, как Макар залезает в это кресло с книжкой и деловито читает :)
Еще одним очень важным предметом мебели в детской является детский гардероб. Он должен быть устроен таким образом, чтобы ребенок уже с момента уверенной ходьбы мог открыть дверцы и сам достать с полки нужную вещь. В продаже можно найти миленькие маленькие деревянные шкафчики, но поскольку наша детская не большая и место ограничено, наш папа Андрей приспособил одну отдельную секцию большого встроенного шкафа под нужды сына. Сделал несколько полочек и установил их на нужной высоте. Очень удобно пользоваться корзинами, установленными в самом низу шкафа. В одной у нас лежат носочки, а в другой трусики.
Ну и последнее, что нужно ребенку в детской - это творческий уголок. Можно поставить отдельный столик, можно выделить для рисования часть стены, но в нашем случае - это мольберт. Здесь опять же большое значение имеет высота мольберта. Доска должна быть на уровне руки ребенка, чтобы ему не приходилось тянуться вверх. Совсем маленького мольберта я не нашла, поэтому купили родной икеевский и подпилили ножки, получилось то что надо!
Рисуем мы и на мольберте и на столе, по настроению...
Да, еще чуть не забыла один важный момент - это декор стен. Можно повесить на стены, на уровне глаз ребенка несколько картин. Но пусть это будут не какие-то непонятные животные в одеждах или гномики, а лучше пусть это будут картины природы: цветы, пейзажи, водопады, репродукции известных картин. Можно повесить в красивых рамочках семейные фотографии, что еще я не успела сделать. Мария Монтессори вешала в своих Домах ребенка копию картины Рафаэля «Мадонна в кресле» и избрала эту картину эмблемой своих школ.
У меня была копия картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Её я и повесила на стене рядом с кроваткой Макара.
В целом вся комната выглядит вот так. В кадр не попал большой встроенный шкаф, но в принципе он не так важен в данном контексте.
После того, как все было готово, мне стало любопытно подсчитать общие расходы на обновление детской. Делюсь выполненной сметой (то, что пришлось специально покупать):
Стеллажи |
4000 |
Столик со стульчиком |
2400 |
Прикроватная тумбочка |
4500 |
Ночник |
230 |
Кресло |
2500 |
Мольберт |
1300 |
Подносы |
2360 |
+ еще несколько плетеных корзинок |
1500 |
ИТОГО |
18790 рублей |
Вот так мы теперь живем и радуемся :)