Пятерки
помощь себе, психологияКогда-то давно, когда я только закончила институт и начала работать, я по нему - институту - скучала. По многим причинам. Потом это забылось... а вчера увидела вот эту статью - и вспомнила. А ведь правда - я и по "пятеркам" скучала тоже.
-------
Ставьте себе «пятёрки», потому что больше вам их никто не поставит
Есть одна вещь, из-за которой по школе и институту скучают даже те люди, которым там не слишком нравилось. Это радость от полученной «пятёрки», сданного зачёта, закрытой сессии. Удивительно, но сдать экзамен даже по самому нелюбимому предмету - удовольствие. А уж какое счастье полностью сданная сессия! Вообще словами не передать.
Дальнейшая жизнь редко балует чёткими критериями успешности. Сдал проект - это хорошо или «ну, так»? Взяли на работу, но работа не идеальная - как это оценить? Нашёл любимого человека, но часто ссорюсь с ним: я неудачник, да?..
И это проблема. Мне кажется, она особенно выражена в нашем обществе - в России и странах бывшего СССР. В школе и институте прививают очень сильную ориентацию на авторитет и внешнюю оценку. Преподаватель похвалил - радуйся. За что-то критикует - значит, недостаточно стараешься. Низкая оценка - плохо (и неважно, насколько ты вложился), высокая - можно считать себя молодцом (опять же, неважно, если она далась легко). И так пятнадцать лет. Человека тренируют ориентироваться на чужое мнение в вопросе собственных достижений. А потом - оп! - и убирают эту подпорку.
После окончания института «пятёрки» вдруг заканчиваются. Резко и навсегда. Потому что в нашем же обществе большинство начальников, кажется, не догадываются, что подчинённых можно и нужно хвалить словами. Даже там, где всё в порядке с денежной мотивацией (что бывает нечасто) - про мотивацию похвалой и признанием заслуг полностью забывают. Кажется, самая частая жалоба людей на их работу - это «отсутствие положительной обратной связи». Сделал хорошо, отлично, перевыполнил план - никто не реагирует. Реагируют только на промахи
В результате у среднестатистических российских взрослых к 25-30 годам формируется тоскливое ощущение неудачливости. Они при этом могут быть трудолюбивые, талантливые и вообще молодцы. Но в упор не видят собственных успехов. Не приучены. Они приучены концентрироваться на ошибках, а их начальство, а часто увы, ещё и друзья, партнёры и родственники - только поддерживают их в этом.
Как изменить эту печальную ситуацию? Несколько идей
1. Учитывайте трудности, с которыми вам пришлось столкнуться. И хвалите, хвалите, хвалите себя за их преодоление.
Время абсолютных оценок закончилось. Это в школе перед «пятёрками» и «двойками» все были равны. А в жизни - бесполезно сравнивать. У человека, чей доход в три раза выше вашего, могла быть поддерживающая и любящая семья, которая оплатила ему (ей) стажировки за границей и кормила, пока тот получал два высших образования. А у вас был папа-алкоголик и вечно занятая на трёх работах мама. Путь, который вы проделали к высшему образованию и стабильной работе, пусть и со скромной зарплатой - огромен. Он может быть намного больше пути того человека к его шестизначной зарплате. Хвалите себя за проделанный путь, а не за отметку, на которой вы сейчас находитесь.
Этот огромный отрезок, который вы сумели преодолеть, кстати, показывает, насколько высокий у вас потенциал. Если вы прошли такое расстояние, значит, и ещё в три раза больше пройдёте. А благодарность себе и чувство справедливой гордости за успехи - это топливо.
2. Выбирайте поддерживающее окружение.
Друзья познаются дважды - в беде, а потом в радости. Не держите в близком окружении людей, которые не рады вашим успехам. Иначе получается тяжёлая жизнь, где вы не имеете права на успешность. Когда у вас неприятности, вы, понятное дело, расстроены. А когда происходит взлёт, вы вдруг должны оправдываться, отражать подколки или просто наталкиваетесь на полное равнодушие. И снова расстроены. Это лишает сил.
Одна из функций близких отношений - поддержка нашего развития. Хорошо, если вы поддерживаете партнёров и близких друзей в их начинаниях, подмечаете их достижения, большие и маленькие. И вы вправе ждать от них такого же отношения.
3. Ведите списки
Многие избегают записывать планы, потому что бояться расстроиться. А зря. Как показывает практика, чаще всего мы делаем больше дел, чем помним. Намного больше. А ошибаемся в основном со сроками, многие ставят нереалистично короткие.
Если вы знаете за собой привычку расстраиваться о несделанном, попробуйте такую технику: напишите всё, чего бы хотели достичь или сделать на каком-то довольно большом отрезке времени - три месяца, полгода, год. Потом уберите список и вернитесь к нему спустя указанный срок. Вы удивитесь, но, скорее всего, значительная часть списка так или иначе окажется выполненной.
Ещё один вариант - просто вести дневник достижений. За день или за неделю, например. Можно записывать не только успешно выполненные дела, но даже просто начатые - если вам трудно было даже подступиться.
Плюс таких списков: часто люди обнаруживают, что (оказывается!) они ого-го сколько делают, и даже в целом двигаются по намеченному плану. Без письменного фиксирования это часто теряется в море текущих проблем и задач.
4. Празднуйте успехи
Это просто удивительно, насколько мы с одной стороны готовы отмечать календарные праздники типа Нового года или 8 марта, и насколько не готовы отмечать какие-то личные свои достижения. Ну, кроме годовщины появления на свет.
Серьёзно: сделали дело - устраивайте праздник. Большой или маленький, это уж как нравится и на что ресурсов хватает. Может, спланируете настоящую вечеринку, а может, купите пирожных и будете целый вечер читать в тишине. Но таким образом вы фиксируете достижения и, кстати, создаёте в мозге связь между сделанным делом и вознаграждением.
Совершенно необязательно ждать премий, наград или дипломов, чтобы был повод праздновать. Отличная идея - вознаграждать себя за какие-то трудные и очень неприятные дела, польза от которых заметна не сразу: дошли до нелюбимого врача, подготовили один-два документа из пяти необходимых, написали две главы диссертации.
Яна Шагова.