о возможностях мозга
я-сам, психологияЛюблю готовить лекции для интернет-лектория - каждый раз столько интересного узнаешь!
Вот, например, писала я о скрытых возможностях мозга и узнала в процессе о том, что такое нейропластичность.
Нейропластичность - свойство мозга, благодаря которому свойства нейронов и нейронные сети могут изменяться под воздействием нового опыта, в том числе - восстанавливать или формировать новые связи, утраченные в результате повреждения.
Нейронная пластичность - это способность мозга к восстановлению и реструктуризации. Этот адаптивный потенциал нервной системы позволяет мозгу восстановиться после травм и нарушений, а также может уменьшить последствия структурных изменений, вызванных такими патологиями, как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, когнитивное расстройство, болезнь Альцгеймера, дислексия, СДВГ, бессонница у взрослых, бессонница у детей и т.д.
Когда-то считалось, что мозг взрослого не пластичен, но потом оказалось, что это не так. Отдельные нейроны и целые структуры могут менять связи и формировать их, адаптируясь к изменениям. Термин «нейропластичность» был введен польским нейрофизиологом Ежи Конорским еще в середине прошлого века, но исследовать нейропластичность начали сравнительно недавно.
Синапс - это промежуток между двумя нейронами, где они обмениваются информацией. Активный нейрон выпускает в синапс нейротрансмиттеры, которые сообщают пассивному, что ему делать: активироваться или оставаться пассивным. В нашем мозгу около ста миллиардов нейронов, каждый из которых связан с тысячами других, и процесс «общения» между ними занимает доли секунды.
Синаптическая нейропластичность - это «привычка» нейронов к тому, что некий конкретный нейрон часто возбуждает своего «соседа». Иными словами, если нейроны часто общаются, им хочется делать это чаще и чаще. Совсем как людям.
Если такое происходит со множеством нейронов в одной области, появляются целые «команды» нейронов - нейросети. Именно так формируется память или новые навыки. Мы приучаем «команды» нейронов общаться, активируя их снова и снова стимуляцией, когда учимся чему-то новому. В какой-то момент связь «команды» становится прочной, и мы легко повторяем уже знакомые движения или действия.
Наоборот, если мы долго не пользуемся ранее привычными навыками, тропинки зарастают - нейроны в этой области общаются реже, и связи между ними слабеют. Так мы забываем ненужный нам иностранный язык; пациент, оказавшийся на зондовом кормлении, отучается глотать; человек, долгое время бывший лежачим, разучается ходить.
Казалось бы, от этого явления один вред. Но именно так можно, например, отучить себя плохо думать о людях другой национальности, постоянно сравнивать себя с другими или даже ослабить депрессию. Когнитивные терапевты предлагают пациентам найти привычные «дорожки», по которым ходят их депрессивные мысли, и протоптать взамен них другие, а эти оставить «зарастать». И это работает.
Области, отвечающие за определенные функции, могут увеличиваться и уменьшаться в результате тренировки. Например, в коре мозга людей, упражняющихся в игре на фортепиано, очень быстро увеличиваются области, которые отвечают за движения пальцев. Более того, области увеличивались, даже когда участники исследования лишь думали о том, как они будут играть. Также доказано, что у опытных водителей такси гиппокамп, отвечающий в том числе за пространственное мышление, становится больше по мере увеличения водительского стажа.
На этом основан принцип реабилитации мозга после травмы или инсульта. Предположим, у пациента плохо работает левая рука. Ему предлагают ограничить движения здоровой руки и попробовать действовать поврежденной. Мозг начинает увеличивать размеры зоны, отвечающей за поврежденную руку, вовлекая в процесс управления рукой здоровую часть двигательного отдела, включая соответствующие зоны в противоположном полушарии. Таким образом, мозг реорганизует свою деятельность, адаптируется, и рука начинает шевелиться лучше.
Тут много всякого еще на меня упало :-)), и поэтому хочу спросить:
Интересна ли вам эта тема? Продолжать ли писать о ней?