Еще о нейропластичности
я-сам, психологияЧто влияет на нейропластичность:
Возраст. Младенец рождается с незрелым мозгом и делает громадный скачок в развитии за первые пять лет: у малыша всего две-три тысячи нейронных связей на нейрон, а уже к трём годам каждый нейрон набирает примерно 15 000 связей. Это происходит потому, что мозг младенца реагирует на все сигналы органов чувств, мгновенно создавая для новой информации материальное воплощение в виде клеток и их соединений.
Период активного роста называется сенситивным, или критическим, так как именно в это время человек очень легко обучается. В это время среда колоссально влияет на мозг: например, за два-три года ребёнок осваивает разные составляющие языка (или даже нескольких, если он живёт в мультилингвальной среде). Если в «критический» период он не будет слышать разговоры, то у него могут возникнуть не только проблемы с речью, но и задержки в развитии: есть теория, что если младенец в первые годы жизни будет находиться в обстановке неразборчивого шума, то некоторые части его мозга не смогут сформироваться полностью.
Тренировки. Мнение, согласно которому считалось, что структура мозга остаётся неизменной после завершения формирования в детстве, оставалось общепринятым в течение прошлого века. Но сейчас стало известно, что человеческий мозг подвержен постоянным изменениям: информация, поступающая через органы чувств, накопление личного опыта, окружающая среда, люди, - все внешние и внутренние факторы самым непосредственным образом оказывают влияние на работу нашего головного мозга и, как следствие, на нас самих, наше поведение, самоидентификацию и наше представление о мире.
К этому относится и обострение осязания у людей, потерявших зрение: в этом случае нейронные сети, которые больше не используются зрением, вовлекаются в деятельность осязательных нервов, увеличивая чувствительность покровов кожи.
Двигательная активность. Люди, перенесшие инсульт, с помощью телесных тренировок - хватания предметов, ползания, игры в кубики - восстанавливаются, начинают ходить и говорить, возвращаются к умственной деятельности. Оставшиеся неповрежденными клетки мозга берут на себя функции утраченных участков. Конечно, сроки восстановления зависят от тяжести повреждений - но эти эксперименты заставляют нас иначе посмотреть на идею реабилитации пациентов.
Сидячий образ жизни и отсутствие физической активности могут приводить к нарушениям кровообращения: так как одну пятую кислорода из крови получает мозг, он сильно страдает от образа жизни типичного горожанина. Аэробные нагрузки у человека способствуют росту нейронов в гиппокампе - а значит, улучшают познавательные способности, умение ассоциировать и соединять факты.
Мысли и установки. Например, проводимые исследования о влиянии на мозг регулярно практикуемой медитации, показывают долговременные изменения электрической активности в мозге. Одна из самых изученных на практике техник медитации - концентрация на объекте и концентрация без объекта - используется западными специалистами для повышения креативности и эффективности мышления.
Практическое применение полученных знаний. Мозг приобретает новые знания и демонстрирует свой потенциал пластичности в том случае, если новые знания помогут улучшить поведение. То есть для физиологических изменений мозга необходимо, чтобы следствием обучения были перемены в поведении. Другими словами, новые знания должны быть нужными. Мозг не обучается эффективно если учёба не является полезной. Поэтому при обучении важно ставить и достигать свои личные цели.
Нельзя назвать нейропластичность однозначно сильным качеством мозга. Ведь это и наша слабость, особенно если мы не осознаём её действие. Эффективность многократного повторения рекламы и работа пропаганды доказывают: с помощью обучения человеческий мозг можно «настроить» на изначально чуждые ему потребности и эмоции, сделав для нас жизненно необходимым определённый товар, а народ соседнего государства - смертельно опасным. Одни и те же модели отношений в романтических фильмах, одни и те же сексуальные стимулы в порнографии, политические лозунги на ютьюб-каналах и эмоциональные утверждения флешмобов в соцсетях, которые мы потребляем день за днём, меняют структуру нашего мозга. А вместе с ней - нашу психофизиологию, эмоциональность и убеждения.
Зная, как чувствителен наш мозг к опыту, человеку будущего, возможно, придётся стать гораздо внимательнее и избирательнее, чтобы самому контролировать его работу.
Продолжение следует
