Что нормально для ребенка
детская психологияЭто нормально, когда ребёнок думает только о себе. И не учитывает интересы и чувства других.
Это не нормально для взрослого. Но естественно для ребёнка.
У нас часто говорят о вреде раннего развития, когда детей перегружают с пелёнок какими-то интеллектуальными занятиями, хотя в дошкольном возрасте важнее всего много двигаться, играть, получать максимум сенсорного опыта. Но похожая ситуация происходит и с детской психикой. Когда на ребёнка пытаются взвалить ответственность за чувства и интересы других людей, с помощью давления учат "состраданию", "отзывчивости" и другим прекрасным чувствам.
Всему своё время.
Одна из главных задач ребёнка - узнать себя. Быть в контакте с собой, своими чувствами и желаниями. И постепенно учиться их переваривать.
Важная и очень сложная задача ребёнка - учиться адаптации к тому, что не всё так, как я хочу.
Хочу залезть на плиту - не дают! Не получается!
Хочу гулять целый день - не получается! Мама мешает!
Хочу такую игрушку, как у вон того мальчика - не дают!
И уже эти задачи - осознание тщетности, столкновение желаний с реальностью, осознание ограничений - очень большие для детской психики. Но некоторые люди добавляют к этим сложным задачам ещё кучу задач - например, помнить, что если ты орёшь, когда мама ведёт домой - мама расстроится. Думать о чувствах мамы. Думать о том, как мама устала. Помогать маме справится с её эмоциями. Не взваливать на маму слишком много работы.
Понимаете нюанс? Здесь бы просто переварить факт, что хочу гулять, а нельзя! Переварить свои эмоции! Свои желания, свои процессы внутри себя! А тебя заставляют ещё брать на себя ответственность за чувства мамы, за усталость и интересы мамы... Психика дошкольника на это не рассчитана.
И если всё же ребёнка убедили, что он должен помнить о маме и отвечать за маму, он перестаёт справляться с той задачей, которые необходимы ему по возрасту... Подавляет себя. Перестаёт слышать себя. Появляется "хорошая девочка", которая стремится быть удобной, потеряв контакт с собой.
Взрослый (при условии, что его развитие было адекватным) может учитывать и свои интересы, и интересы других. Может находить баланс. Компромисс. Адекватно оценивать ситуацию. Ребёнок - не может. Теоретически могут быть исключения, какой-то очень осознанный зрелый ребёнок. Но в подавляющем большинстве ситуаций - если ребёнок берет на себя ответственность за чувства других, он теряет себя. Он не может учитывать всё сразу! И этот навык интеграции, эта способность держать в поле зрения и свои интересы, и чужие, развивается очень плавно, постепенно.
Например, нормально, что в 7 лет ребёнок не бьёт маму, даже если разозлился. Помнит о том, что маме будет больно. А в 3 года ещё не контролирует свою злость. Нормально, что в 7 лет ребёнок уже способен делать то, чего он не хочет. В разумных пределах, но способен. Способен пресечь свои желания, понимая важность какой-то ситуации.
Если мы видим, что в школьном возрасте ребёнок совсем не учитывает интересы других, что эта сфера у него совсем не развивается - можно говорить о нарушениях эмоционально-волевой сферы, каких-то проблемах в развитии. Но было бы странно от семилетки требовать то, что адекватно для взрослого. А в дошкольном возрасте абсолютно естественно думать только о себе.
Конечно, если трёхлетний ребёнок по своему желанию внезапно проявляет заботу о маме - это не плохо. Как правило, такое бывает от случая к случаю, не на постоянной основе. Но важно, чтобы дети не задвигали свои желания и чувства на задний план. Чтоб не ставили себе задачи сделать взрослого счастливым. Потому что развитие психики - сложный процесс. И усталость мамы - это ответственность мамы, а не её ребёнка.
Найдено тут