Мышематика vs Ментальная арифметика
Статья Жени Кац:
Похожи ли занятия мышематикой и ментальной арифметикой?
В чём-то похожи - все родители, отводя детей на занятия, хотят увидеть, что их дети стали умнее, а ещё хотят убедиться в том, что они - хорошие родители. У мышематики есть ряд особенностей: мы помогаем детям выстроить прочный фундамент для знаний не только по арифметике, но и по геометрии.
Мы любим показывать детям, что математика - это красиво, и что математика - это не только про счёт и про цифры. Нельзя же сводить математику только к арифметике!
Многие дети ходят на модную нынче "ментальную арифметику", а родители то и дело приходят ко мне спросить, что я думаю об этой системе.
Думаю я вот что: если преподаватель хороший, то он любую систему сделает разумной, добавит игр из разных источников, и дети к нему на занятия будут бежать охотно.
Что же касается самой системы ментальной арифметики, то я не вижу в ней большого смысла.
Счёт на специальных счётах - абакусе - это просто навык, он сам по себе не полезен и не вреден. Никакого особенного развития межполушарных связей, как обещают в рекламе, при этом не происходит. Просто много-много тренировок, заучивания и практики.
"Если ты хороший родитель, ты не пожалеешь денег на обучение ребёнка! А если ты хочешь, чтобы твои дети добились успеха, то ты будешь с ним дома заниматься счётом на абаке!" - хороший работающий рекламный ход.
Есть дети, которым эта система подходит, и они с удовольствием считают на счётах, а потом и в уме. А есть дети, которым это не так наглядно, или они просто не любят что-то делать на скорость - им эта система, скорее всего не подойдёт.
У части детей этот способ быстрого счёта в итоге закрепляется, но не у всех. Многие считают хорошо, пока ходят на курсы, и быстро забывают всё, когда перестают практиковаться.
Для меня важнее то, происходит ли перенос, понимают ли дети, что они считают, и могут ли применять этот навык в жизни. Скажем, я встречала кучу детей, которые могут решить записанный пример 6 + 4, но не могут найти, какие карточки вместе дают 10 зверей, если перед ними разложены карточки от 1 до 9. Некоторые дети понимают, что по сути это та же задача, но не все.
Мы на используем массу разных , как раз для того, чтобы сформировать понимание. До определенного момента дети каждый раз всё пересчитывают заново, и 5 яблок для них не равно 5 машинкам. А потом начинают понимать, что и там и сям - 5.
Просто выучить наизусть состав числа - не помогает! Детям важно все новые знания пропустить через тело, попробовать так и эдак, прочувствовать эту универсальность количества.
Вот например:
Можно бросить игральный кубик, и сколько точек выпало, столько раз топнуть.
Или хлопнуть в ладоши.
Можно разложить детали (это такой счётный материал с дырочками) по кругу вокруг тарелочек с числами.
А потом можно предложить детям принести 2 разных или даже 3 разных детали - и посчитать все дырочки вместе.
Шестилетки могут ещё нарисовать по клеточкам ту фигурку, которую они сложили.
Или кидаем игральный кубик: сколько выпало в первый раз - столько рисуем голов.
Бросаем кубик ещё раз - и узнаём, сколько рисовать рук.
А потом бросаем - и узнаём, сколько ног нарисовать.
Монстры у всех получаются разные
и у всех неизменно симпатичные!
Если я знаю, что у меня в группе есть любитель поездов и вагончиков, то игра будет другая: сколько выпало на кубике, столько вагончиков одного цвета надо приклеить.
А потом бросить кубик второй раз, и узнать, сколько вагончиков другого цвета приклеить.
Можно поиграть с шестилетками в кафе: каждый выбирает, что он хочет заказать из еды и питья - и считает сумму своего заказа
А потом взять счётные кубики - и посчитать
Иногда без счётных кубиков посчитать нелегко
пятилетки носят карточки от игры по домикам-тарелкам,
а старшим мы этими же карточками обозначаем цену при игре в магазин
-дайте мне вон тот синий самолёт, пожалуйста!
Можно предложить наклеить столько листиков на дерево, сколько выпало на игральном кубике.
А можно рассыпать бумажные листочки с точками на одной стороне, и с числами на обороте,
и попросить принести 2 листочка разной формы и разного цвета.
Вы думаете, это просто?
Как бы не так!
И никакая арифметика не помогает, если ребёнок не умеет сам удержать в голове инструкцию про разный цвет и разную форму листиков.
А помимо арифметических игр есть ещё куча разных геометрических заданий - с
в симметрию, например, можно поиграть
Можно рисовать свои схемы к
и к тоже можно рисовать схемы, соблюдая масштаб…
Можно складывать буквы и картинки из (а потом попросить детей спрятать 1 или 2 палочки за спину - и попросить взрослых угадать, кто сколько палочек спрятал)
Этот фокус детей поражает и восхищает - ну как, как взрослые отгадывают, сколько палочек он убрал?!
Можно провести серию экспериментов с лентой Мёбиуса - и это тоже математика, нельзя же сводить математику только к арифметике!
Мы любим показывать детям, что математика - это красиво, и что математика - это не только про счёт и про цифры.