Книги пахнут клеем, краской, деревом и фантазией
Новые книгиМихаил Яснов о том, как с детьми говорить и читать, где гуляют мамонты и о чем мечтают мышки
- Михаил, вы известны тем, что умеете дружить, собирать вокруг себя людей. В том числе, детских писателей. Не мешает конкуренция отношениям?
- Детская компания куда лучше взрослой. Все дружат и почти не завидуют друг другу. Детские авторы - люди особого склада: чтобы общаться с детьми по-серьезному, надо обладать человеческим нутром. Детские поэты - хорошие люди. С ними хочется общаться.
- Многих родителей волнует вопрос: как переключить ребенка с гаджетов на книги?
- Гаджеты заменили не книги, а двор. Двор исчез. Ребенку нужно было переключиться. Дети как читали, так и читают. Возможно, даже больше, чем раньше. Я начал встречаться с детьми лет сорок назад. Приходил в класс и видел - на тебя смотрят с интересом 2-3 пары глаз, слушают. Этот процент и сейчас остается тем же.
- О чем вы говорите с детьми?
- О книгах, о стихах, о жизни. Конечно, больше всего - о книгах. Вот я прихожу в детский сад и говорю детям: скажите, что мы можем делать с книгой? Мы ее сначала рассматриваем, потом открываем… а потом? А потом - нюхаем. Чем пахнет книга? - клеем, краской, деревом, буквами, стихами, фантазией. Вот какой букет! И только потом уже начинаем читать! Мы можем прижать ее к груди, полизать, покусать ее наконец. А компьютер можем? Нет! Книжка живая!
Еще мы играем в стихи. Я прошу детей мне помочь и отгадать рифмы, им это очень нравится! Ну вот, например, как нужно закончить стихотворение (из моей «Азбуки превращений»)?
Я вышел в поле рано-рано,
Гляжу - пасутся два банана.
А нужно? …Барана!
Или такое:
Мамонт и Папонт гуляли вдоль речки.
Бабонт и Дедонт лежали на печке.
А внучонтСидел на крылечкеИ свёртывал хобот……В колечки!
Это могут быть заготовки, но чаще - импровизации.
И конечно, дети очень любят стихи-загадки.
Во взрослом вагоне ехали пони,
А в детском вагончике ехали…?
…Пончики!
Меня поражает, какие дети иногда задают вопросы, и как они умеют формулировать свои мысли. Никогда не забуду свой разговор с одним пятилетним мальчиком. Он спросил меня:
- А вы пишите стихи для детей, которые болеют?
- Нет, я пишу для здоровых. Но дети, которые болеют, читая стихи, скорее выздоравливают.
- Нет, я про тех, что не выздоравливают. Мне кажется, с вашими стихами легче умирать.
И на такие темы тоже очень важно с детьми говорить. Вообще в детской литературе не должно быть запретных тем. Все надо обсуждать, просто понимая, как написано и к кому обращено. Наркотики, сигареты, алкоголь, насилие - если делать вид, что этих тем не существует, мы будем только провоцировать детей.
- Недавно в издательстве Clever вышла книга серии «Библиотека Михаила Яснова» «Моя семья и я». https://www.clever-media.ru/CleverProducts/Books/book_4652/ Чем она особенная?
В этой книжке собрались под одной обложкой стихи, рассказы и волшебные истории про самых дорогих людей, которые нас окружают, - про маму и папу, бабушку и дедушку и, конечно, про наших (в основном младших) братиков и сестричек. В книге три раздела: из жизни самых маленьких наших героев, стихи и истории про тех, кто уже подрос и задает себе и всем вокруг массу вопросов, и, наконец, о тех и для тех, кто уже пошел в школу, а значит, мир вокруг стал значительно шире и сложнее. Мы хотим, чтобы всем читателям было интересно, и чтобы многие могли воскликнуть: «Это про меня!»
- Взрослые никак не могут договориться: нужно ли прививать детям любовь к книгам или это должно происходить естественно?
Правило первое: берете ребенка в книжный магазин и покупаете книгу только себе. Это продолжается столько раз, сколько нужно, пока он не скажет: «А мне?»
Правило второе: семейные чтения. Когда я был маленьким, я помню, мы все - папа, мама, старшая сестра и кот Васька - собирались за столом и читали по кругу. В 4 года у меня уже была своя библиотека, и все читали ту книгу, которую выбрал и принес я сам.
Правило третье: поставьте рядом с кроваткой стеллаж с книгами. Пусть у ребенка будет возможность время от времени хотя бы пальцем проводить по корешкам - тактильные ощущения останутся у него на всю жизнь.
Правило четвертое: импровизируйте со стихами. Вот как, например, мама кормила меня в свое время кашей, которую я очень не любил.
Ехали медведи на…? - ложка в рот… - велосипеде!
А за ними кот задом на…? - ложка в рот - … перед!
Я ждал рифму. Вместе с кашей в меня входило рифменное ожидание!
Правило пятое: оставляйте следы в книгах! В книгах можно и нужно делать пометки. Я люблю рассматривать книги, которые кто-то прочитал с карандашом в руке. В детстве у меня была любимая книжка - «Эта книжечка моя про моря и про маяк» Маяковского - послевоенное черно-белое издание на серой бумаге. А в книге - море, солнце, свет! Я взял цветные карандаши и всю ее разрисовал. Получил нагоняй от родителей, но книгу запомнил на всю жизнь.
Правило шестое: читайте вместе с детьми на ночь! Специально для такого уютного чтения я собираю стихи и истории, некоторые войдут в летнюю коллекцию «Лето с Clever» - «Мама скоро придет», «Горошек круглый год» и «Маша, Лиза и Круглик». Чтение перед сном - ценный семейный ритуал. https://www.clever-media.ru/series/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%B0-%D0%AF%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0/
Правило седьмое: оно же первое: читайте сами! Если ребенок с первых дней видит вас с книгой, вам ничего больше и делать не нужно!
- Давайте посчитаемся?)
- О, считалочки я очень люблю! Вот одна из последних - она была написана для переиздания моей давней книги считалок «Щечка, щечка - два мешочка»:
Поженился мышь на мышке.
Что у мышек на умишке?
На умишке у Мыша
Два веселых малыша.
А у Мышки на умишке -
Мышки, мышки, мышки, мышки!
Десять, двадцать, миллион!
Кто не верит - выйди вон!
А вот - специально для наших читателей - «Считалка с клевером»:
Клевер, клевер,
Мой цветок -
Север, запад,
Юг, восток:
Все четыре листика,
Солнышко, почисти-ка!
Всех на свете
Краше клевер -
Запад, юг,
Восток и север.
Он хорош со всех сторон,
Кто не верит - выйди вон!
Беседовала Анастасия Кокеева
clever-media.ru