Наш дневник адаптации к детскому саду
В понедельник 3 сентября Грета пошла первый раз в детский сад. Это событие очень волнующее и для ребенка, и для родителей (никогда не думала, что буду так переживать). В Венгрии посещение детского сада для детей, которым исполнилось 3 года, обязательно. За этим строго следят соответствующие инстанции. В стране есть как частные детские сады, так и государственные. Некоторые детсады принимают детей, при наличии свободных мест, после фактического достижения трехлетнего возраста, т.е., если ребенку в марте исполнилось три, значит может идти в сад уже в апреле. В нашем садике (государственный) набор был только в сентябре. На этот момент Грете исполнилось 3,5 года.
Закончилась наша первая адаптационная неделя. В детском саду, куда пошла Грета, на адаптацию (посещение сада вместе с мамой) дают две недели. Хочу поделиться своими впечатлениями. Возможно, кому-то пригодится мой/наш опыт. Систему адаптации, которая действует в каждом отдельном садике, изменить, конечно, нельзя, но Ваше поведение, действия и слова зависят только от Вас и очень важны для Вашего малыша.
Конечно, мы с Гретой готовились к этому событию. Были в садике, куда будем ходить. Читали книги на эту тему. Издали наблюдали за шумными играми детей на детской площадке садика. Словом, определенная информация у Греты была, но это только теория, а не собственный опыт.
День первый
Грета уже давно решила, что в первый день пойдет в любимом красном платье
Настроение прекрасное. Едем в садик вместе с папой. Мы даже больше взволнованы, чем Грета.
Мы были с Гретой в садике до обеда. Познакомились с воспитателями, рассмотрели все стеллажи с игрушками, играли с лошадками и пони (их тут оказалась целая корзинка),
строили башню из "кирпичей",
собиралии пазл,
играли с Лего,
знакомились с другими детками, с распорядком дня. Для всех деток была игра в мяч, когда каждый ребенок на немецком языке поет песенку в духе: "Всем привет! Меня зовут... Мой символ..." (у каждого ребенка есть свой символ - котик, воздушный шарик, цветочек и т.д.). Конечно, малыши пока только слушали, как поют старшие детки, бросали мяч и говорили свое имя.
Грета согласилась обедать. Первое блюдо - лимонный суп. (Я никогда раньше такой не ела и в меню не видела. Я тоже попробовала, что ест мой ребенок. Кисло-сладкая водичка с лимоном. Для меня необычно. В меню венгров есть фруктовые суп , например, вишневый. Для меня это скорее дессерт, но здесь первое блюдо. Грета попросила добавку лимонов). Второе - рис с курицей и овощами и соленый огурчик. На ура пошли только огурцы. Дома после садика пообедали с большим аппетитом.
Грета все время была возле меня, ни на шаг не отпускала, что очень даже естественно, ведь ребенок попадает в незнакомую для себя обстановку. Даже мы, взрослые, всегда волнуемся перед выходом на новое рабочее место, что уж говорить про малыша. После обеда мы пошли домой и занимались привычными делами.
Грета пошла в венгерско-немецкий садик (каждый день с детками общаются на двух языках). В группе 28 детей разного возраста. Фактически в одной сводной группе дети младшей, средней и старшей группы. Сначала для меня такой подход был не очень понятен. Но учитывая, что Грете интересней с детьми, которые старше ее, этот момент очень даже положительный. Кроме того, она каждый день видит старших детей, которые спокойно играют, рисуют, а не плачут за мамой. Даже не могу себе представить группу, где только одни малыши, когда один начинает плакать за мамой и тут же эту "песню" подхватывают остальные. "Вновь прибывших" деток 8. У некоторых из них в эту же группу ходят старшие братья, у некоторых есть опыт яслей. "Домашних" деток трое. Грета, еще одна девочка и мальчик. Понимаете, что я хочу сказать? Фактор стресса практически сведен к минимуму.
День второй
Идем с удовольствием. Играем, как и в понедельник.
В определенный момент воспитательница просит всех родителей выйти в коридор и подождать. Грета естественно начинает плакать, но благодаря вниманию и профессионализму воспитательницы быстро успокаивается. В этот день была дождливая погода, поэтому дети во двор не выходили. Родители напряженно ждут и прислушиваются к детским голосам. Расплакалась только одна малышка. Воспитательница привела ее к маме. Мама долго и безуспешно пыталась успокоить дочку, а потом они ушли домой. Остальные родители ждут дальше. Время обеда. Детки обедают, после обеда чистят зубы. Грета в полном порядке, после обеда соглашается спать в садике, хотя до этого дома уже давно в обеденное время не спит. У меня есть два свободных часа. Отправляюсь в ближайший торговый центр выпить кофе и побродить по магазинам. Так хочется знать, что творится на душе у Греты, что она чувствует. Прошло много времени, но я до сих пор помню, как не хотела идти в садик, когда работала моя нелюбимая воспитательница.
После сна у деток полдник. Грета что-то поела в обед, что-то в полдник. Дочка знает, что я ее жду. Говорит мне, что еще хочет поиграть с детками. Я удивлена. Никаких слез и страхов. До конца дня, садик работает до 17.30 с., мы, конечно, не были. Но для второго дня это и так много. В этот день Грета рисовала. Цвет карандашей - красный и розовый
По дороге домой Грета с удовольствием бродит по лужам
А вечером у Греты случились слезы. Наверное, типичная для многих родителей картина. "Не пойду в садик, не хочу, мне там не нравится". Еле успокоили. Ночью во сне: "Мама, мама, я с тобой!" Одним словом эмоции и переживания зашкаливают. У меня, признаться, тоже нервное напряжение на пределе.
День третий
Утром слезы. "В садик не пойду. Я еще маленькая, такие детки в садик не ходят. Мне хорошо дома с тобой" и т.д. Как-то уговорили и успокоили. Хорошо, что я не спешу на работу и у меня нет никаких других срочных дел. У меня нет дополнительного источника стресса. Даже не могу себе представить, что нужно было бы ещ торопиться на работу. В садик желательно добраться до 8.30 ч. Завтрак заканчивается в 9 ч. Всю дорогу чувствую сжатую пружинку. Все мои попытки отвлечь и развеселить практически сведены к нулю. Приходим, играем, наблюдаю...
Воспитатели еще на родительском собрании посоветовали внимательно наблюдать за ребенком и его реакциями, постепенно увеличивать время, которое ребенок проведет в саду без мамы, но не откладывать этот момент на последние адаптационные дни. Молча сбежать не могу, не в моем характере. Говорю Грете, что мне нужно уйти по делам, но я скоро вернусь. В ответ слезы в три ручья, выходим с ней в коридор, чтобы не беспокоить других детей. Чувствую, что если сейчас не решусь уйти, потом будет еще сложнее и для Греты, и для меня. На помощь приходит воспитательница. Нам с ней очень повезло. Хорошо, что у нее есть возможность уделить Грете внимание. Забирает Грету и уводит в детскую комнату. Мое сердце разрывается на части. Было такое чувство, что еще чуть-чуть и оно не выдержит... Договорились, что я рядом и смогу вернуться в любой момент, если ситуация будет совсем безвыходная. Слезы высохли через пару минут. Мама, которая осталась со своим ребенком, подтвердила это на следующий день. Т.е. для ребенка сложен только момент, когда мама уходит, а потом все нормализуется. Ребенок играет, общается с другими детками и т.д. В этот день была солнечная теплая погода и дети гуляли во дворе.
В садике много детских групп. Чтобы малыши не потерялись на территории садика во время прогулки, их одевают в футболки цвета группы, в которую они ходят. У Греты зеленая.
Грета пообедала и спокойно уснула. Я вернулась за ней сразу после дневного сна и полдника. Все в порядке, улыбается, но играть уже не остается. Идем домой. Обсуждаем, как прошел день, чем занимались, во что играли, что было на обед и т.д. Подбадриваю, говорю какая она молодец.
Приветствуем соседского песика
Рисуем
День четвертый
Утром уже привычное " Не пойду, не хочу, мне там неинтересно". Договариваемся, что я с ней поиграю немного, а потом мне нужно уйти по делам, но заберу ее после обеда перед сном. Дорога в садик выглядит нерадостно. Грета словно закрывается и погружается в другой мир. После прихода в сад дочка играет со мной почти машинально, ждет что вот-вот наступит момент, когда мама уйдет. Слезы... Снова очень выручает воспитательница. Потом у кого-то из деток был день рождения, поздравляли, пели, играли. Словом, все в полном порядке. Грета играет с другими детьми, не замыкается, не скучает. Дома она привыкла быть центром вселенной, все внимание взрослых только ей одной. Хорошо, что у воспитательницы была возможность уделить Грете внимание, чтобы она не чувствовала себя потерянной среди детей. Как и пообещала, забираю сразу после обеда. Чувствую, что приди я уже после сна и полдника, особой трагедии не случилось бы. Но я ведь обещала, нужно выполнять. Только так можно научить ребенка выполнять свои обещания. Это очень важно.
В эти дни на фоне зашкаливающих эмоций у нас просто творческий бум. Грета рисовала в садике. Это воспитательница
никогда раньше не было в рисунках овощей, а тут и морковка и помидор
А дома мы делали песочную аппликацию
и рисовали пастельными мелками
День пятый
Грета удивлена, что нужно опять идти в садик. Мы начали учить дни недели, но на это нужно время. Говорю, что сегодня пятница и на этой неделе последний день, когда детки идут в садик. Напоминаю, с какой радостью мультяшная свинка Пепппа, ее брат и их друзья ходят в play group. Садик - это, по сути, такая же игровая группа. Грета снова просит ее забрать перед сном. Соглашаюсь, тем более, что сейчас у меня пока такая возможность есть. Договариваемся, что Грета плакать не будет. По приходу в группу все внимание Греты сосредоточилось на раскрашивании гипсовых фигурок. Выбирает котенка и синий цвет,
а выбирать есть из чего...
Утреннее расставание прошло без слез. Снова рисовала, играла и т.д. Я забрала Грету домой после обеда. Начинаются выходные... а потом еще одна адаптационная неделя. Хотя я пока не уверена, что для полной адаптации этого будет достаточно. Все детки, конечно, разные. Кто-то привыкает быстрее (у них уже есть определенный опыт яслей), кто-то медленнее. На родительском собрании говорили, что для полной адаптации может уйти до трех месяцев. Посмотрим, как все будет развиваться дальше. Очень надеюсь, что у Греты детсад будет ассоциироваться только с положительными радостными моментами.
А как адаптация проходит/прошла у Вашего малыша?