Немного про Валюшу
Архивные записи, РоссияАрхивная запись от 7 мая 2015.
Сегодня у нас была очередная консультация с нашим логопедом, Женей. Для тех, кто не знает, уже второй год я консультируюсь у русского логопеда, который специализируется на двуязычных детках. Около года назад Валюша практически не говорила, максимум 30-40 слов на обоих языках, да и те нечетко.
Вот прошел год, и завершился он нашей поездкой в Россию. Мне хотелось созвониться с Женей ближе к нашему отъезду в Бразилию, чтобы был виден результат Валюшиного двухмесячного пребывания в России. Возвращаться нам через неделю (что, уже?!).
Поснимали мы видео, как Валюша болтает, сама и с родственниками, отправили Жене (она через интернет консультирует). В результате, речь Валюши соответствует возрастной норме. Акцента нет, языки не мешает, словарный запас большой, речь достаточно четкая и окружающим понятна почти на сто процентов. На данный момент она говорит как среднестатистический русский ребенок. Учитывая, что постоянно мы проживаем в другой стране, где носителем русского языка являюсь только я, это действительно весомое достижение для нас.
Занятия какие-то специальные нам пока не нужны. Будем продолжать заниматься артикуляционной и дыхательной гимнастикой, ну и обычными нашими развивашками. Школа семи гномов, книги. Есть, конечно, у нее дефекты в речи, но по словам Жени, это возрастная норма и все само стабилизируется, а через годик, если будет в этом нужда, Женя с ней позанимается по скайпу, чтобы поставить звуки.
Я сама вижу, как Валюша меняется. Как она перестала стесняться разговаривать с другими людьми, даже незнакомыми. Как она играет с другими детками на площадке. Сама, правда, никогда не подходит знакомиться с кем-либо, но если к ней кто-то подходит и предлагает поиграть, всегда соглашается и тут же начинает общаться без всякого смущения.
Расскажу один случай. Недели полторы назад мы в первый раз ездили в детский мир на Лубянке. Там в отделе игрушек сидит девочка-аниматор, которая раздает билетики на карусель. Билет ребенок получает не за так, а за стишок или выполнение какого-либо задания. В первый раз, когда мы подошли, рядом с аниматором уже стояла другая девочка, лет пяти. Она рассказала стишок, получила билет и настала очередь Валюши. Аниматор спросила Валюшу, умеет ли она прыгать как лягушка. Валюша ответила утвердительно, но, когда ее попросили попрыгать, она просто молча стояла. Девочка аниматор еще раз ласково попросила ее попрыгать, но у Валюши предательски задергалась нижняя губа. Я ее отвела в сторону и сказала, что прыгать не надо, если она не хочет. Валюша расплакалась от смущения и досады. Потом билетик нам все-таки дали, за так, можно сказать.
Вчера мы ездили туда снова. Валюша сама попросилась на карусельки, я ей напомнила, что билетик надо получить у девочки. Подходим к аниматору, перед нами девочка лет 4 рассказывает стишок вместе с мамой. Мама говорит начало строки, а девочка добавляет последнее слово. Подходим мы. Я судорожно соображаю, чем помочь ребенку, но в голове, как назло, ни одного стишка, хотя мы их много читаем, но вот подный вакуум. Аниматор говорит:
- Ну, что ты мне расскажешь?
Не успеваю я сообразить, как Валюша отвечает:
- Я расскажу про Ачибаю.
- Это город, в котором мы живем - поясняю я девочке-аниматору.
- Рассказывай.
- У меня там есть две собаки - Дойч и Сталкер. И куры. А еще Машка. Кошка Машка.
- А там тепло?
- Да, тепло.
- Солнце светит?
- Светит солнце, да - таким деловым тоном отвечает)
Аниматор дала ей билетик, вот радости было! Сама заработала!
Прошло всего лишь 10 дней, а такая разница.
Еще она наконец начала рисовать. Раньше просто чиркала. А теперь рисует солнце, человечков и пишет буквы. Я не учила. Она написала букву «з» сначала и показала мне. А потом четыре листа исписала буквой «а» и «о». До этого мы с ней делали задания в прописях для малышей, но там не на буквы, а просто обводить и делать дорожки нужно. Видимо, это стало толчком, ей захотелось что-то нарисовать самой и написать.
А еще, она стала слушать длинные истории. Раньше не высиживала, листала страницы или бегала вокруг меня, пока я читаю, а теперь слушает, задает вопросы, в общем стала хорошо воспринимать текст на слух.
Вопросов много задает и совсем не глупые уже. Спросила, например, почему одни деревья уже зеленые стоят, а другие еще не распустили листочки. Сегодня, рассматривая картинки в книжке, спросила, зачем нужны спутники. Каждый день море «почему» и «зачем».
Купила ей школу семи гномов от 4 до 5 лет, решила заранее взять, чтобы потом не заказывать по интернету, а увезти сейчас с собой. Листала книжки и подумала, что многие нам уже и сейчас будут интересны. Особенно про окружающий мир - животных, космос, природу.
Женя посоветовала купить буквы на магнитах, чтобы составлять из них слоги и слова. Не для того, чтобы учить ее читать, а чтобы развивать фонетический слух, опираясь на визуальные примеры. Читать мы пока не учимся, рано еще. Годам к 4-5 предложу, но раньше незачем. Если только сама захочет.
Запишу еще один случай, больше для себя. Пока не буду его никак анализировать здесь, посто зафиксирую, чтобы не забыть.
Ездили в город Мастеров, это такой маленький город для детей, где воссоздана реальная жизнь. Дети там могут познакомиться с различными профессиями, устроиться на работу и даже заработать деньги, которые действительны только на территории городка. Для малышей до 4 лет не очень много занятий доступны, но все равно есть чем заняться.
Валюша позанималась там в игровой комнате «мягкая азбукс», потом «поработала» в детском саду воспитателем, поваром и врачом, а после я отвела ее на ферму. Родителям туда заходить нельзя, можно наблюдать издалека. Деткам надевают фартук и собирают в одну группу. С Валюшей в одной группе было около 8 детей, от двух с половиной примерно до семи-восьми, то есть разброс большой.
Детей собрали в кружок, усадили и прочитали краткий инструктаж. Первое задание было - собрать яйца у куриц. Девочка-аниматор выдала детям две корзины и подвела их к клетках с курами. Но места там было очень мало для такой толпы детей, поэтому тут же началась толкотня. Дети, пихая друг друга локтями, старались пробиться к клеткам и собрать как можно больше яиц. Валюша не полезла в толпу, а стояла в сторонке, высматривая возможность подойти к клетках, никого не задев. Не вышло, все яйца собрали. Но Валюша не расстроилась, не оглянулась на меня и не искала моей поддержки.
Затем детей подвели к деревьям с яблоками. Деревьев было всего два, и здесь снова началась толкотня. Валюша не полезла в толчею, но умудрилась аккуратно, с краю, сорвать одно яблоко. Положив его в корзину, она вернулась к деревьям и снова стала высматривать возможность к ним подобраться поближе. Но в толпу не полезла, а игра тем временем уже кончилась. Дети постарше (и соответственно повыше) набрали полные руки яблок и издалека показывали их своим родителям.
Затем детям выдали ящик с разными овощами и несколько пустых коробок. Нужно было раскладывать овощи по коробкам: помидоры в одну, баклажаны в другую, морковь в третью и так далее. Дети бросились к коробке, опять же, толкаясь и крича. Валюша подошла к коробке и встала в ожидании возможности взять овощ. Через какое-то время такая возможность ей предоставилась, она достала огурец и пошла к коробкам. Но огурцов никто до этого не доставал, зато на полу лежали две пустые коробки. Валюша, не обращая внимания на вопли и беготню вокруг, посмотрела на свой огурец, потом подошла к коробке с помидорами. Поняла, что не сюда, подошла к баклажанам, но снова нет. Тогда она осмотрелась и, не найдя коробки с огурцами, положила его в пустую коробку.
Игра кончилась. Валюша подошла ко мне и сказала, что больше не хочет играть. Расстроенной она не выглядела. Я ей посоветовала сходить подоить корову еще. Она согласилась и пошла. Ладно, хоть тут аниматор вывела вперед малышей, иначе большие дети их просто не пропустили бы. Подоив корову, она сняла с себя фартук и вышла с фермы.
Выводов никаких делать не хочу, чтобы не открывать ненужные дискуссии, это просто для архива, для себя.
Ну еще запишу пару забавных случаев.
Диалог.
Я:
- Валюша, ты такая сладенькая, так хочется теб куснуть.
Валюша недовольным голосом:
- Я не сладенькая. Я грязная собака. Очень грязная. Нельзя меня кусать.
К слову, собакой она уже давно заделалась, но теперь почему-то стала грязной)
------------
Играет с двоюродным братом, вернее просто рядом играют каждый в свою игру. У них пластмассовые сказо ные герои. Брату 10 лет, любит войнушки, конечно. Оторвал голову игрушке, второй игрушкой бьет безголовую:
- Вот так тебе, так! Я тебя победил!
Валюша с двумя другими фигурками играет. Одной целует другую:
- Я тебя люблю. Очень сильно люблю. (Чмок-чмок)
Вот они, гендерные различия на лицо)
--------------
Валюша сидит с айпадом в месте, где нет интернета. Мультики не включаются.
- Мама, скачай мне мультик!
- Здесь нет интернета, они не скачаются.
- Скачай мне интернет!
---------------
Хотела немного написать, а получилось прилично)