КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ РАДОСТНО УБИРАТЬ ДОМ.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ РАДОСТНО УБИРАТЬ ДОМ.
Или про особенности детского мышления в 3 года.
Автор - Вера Писаренко.
Дети любят эксперименты. И играть :) И чем больше им дозволяется экспериментировать, тем увлечённее они становятся.
У нас в доме поощряется самостоятельность, поэтому часто возникает ситуация: пока я занята своими делами (мою посуду, работаю на компьютере, или ещё что-то делаю), дочь - занята своими, и никто её не контролирует. И за это время она успевает натаскать со всего дома в точку, избранную как поле действий, такую кучу вещей - совершенно необходимых, конечно, для игр и экспериментов, что внезапно обернувшись можно и охренеть (простите, непроизвольно выразить крайнюю степень удивления резким возгласом "аааааааа!!!!" :)).
Ну, вы и сами видели с каким энтузиазмом они тащат и тащат вещи в место, часто локализованное рядом с мамой. И что-то с ними делают. Мысль ребёнка у нас дома прерывать не принято, и мысли у дочери идут одна за другой как вагоны в супердлинном составе!
Приём Монтессори - взял-поиграл-положил на место-взял следующее у нас не работает! :) Раньше работал. До 2,5 лет. А теперь - не работает. Пришла новая мысль - происходит МГНОВЕННОЕ отключение от старой мысли, ноги побежали, руки схватили, и начинается действо.
Если бы я не делами своими занималась, а только дочерью, я бы, конечно, могла оперативно вмешиваться и формировать чудесную привычку завершать дело уборкой и только потом переходить к новому делу. Но эту привычку я могу формировать только тогда, когда сама играю с дочкой. И привычка пока не сформирована.
Так возникает необходимость уборки!
И в масштабах мира ребёнка эта ГЛОБАЛЬНАЯ уборка! :) Это не три вещи по местам разложить, а полдома на место вернуть! :)
Мамы знают, как трехлетки относятся к указаниям типа "Убери в комнате!" Особенно, если добавить волшебное - СЕЙЧАС ЖЕ! :) Так можно начать затяжную битву за порядок! :) Побеждать придётся угрозами. В следующий раз положение не улучшиться ни на грамм!
Мне бабушки часто советуют применять приём "ну-как-тебе-не-стыдно" со всеми вытекающими - то есть укорять, стыдить, покачивать головой, цыкать языком и даже обзываться ("ты неряха, да?"). Можно? Можно, конечно. Сначала чувство вины срабатывает, и уборка производится. Но чувство это настолько мучительно для детской психики, что позже ребёнок переходит к бунту! И правильно, психику-то надо сберечь! Ребёнок начинает защищать себя от навязываемого чувства вины. Обычно - агрессией. Те, кто послабее темпераментом - манипуляциями. И с каждой новой необходимостью уборки ребёнок начинает не уборку, а агрессию ещё ДО призыва сделать уборку!
Прекращает ли он разбрасывать вещи?! НЕТ!!! Он их вообще и не разбрасывает НИКОГДА! Он играет! Он - в процессе, в потоке! Он не думает о том, как потом всё это надо будет убирать! Если б думал - он и не начинал бы играть.
Есть ещё приём - начать "беседовать". Ну, это объяснять ребёнку, как важна чистота, порядок и мир в доме. Можно говорить радостно, можно - грустно. Чем длиннее беседа, тем быстрее она записывается в мозгу ребёнка в разряд "нотаций". И мозг отключается! Вы в следующий раз говорите - "а давай-ка поговорим" и всё - ребёнок делает глубокий вдох-выдох, и отключает своё внимание. Наступает глухота. Он вас слышит, но не слушает. Он в этом время защищается от того же чувства вины. Ибо весь этот разговор означает, что он не заботится о маме, о мире в семье и таком важном порядке - свинья он, проще говоря. А он точно знает, что никакого беспорядка в целях нарушения мира в семье, в целях обидеть, замучить маму и папу - он НЕ ДЕЛАЕТ!
Он не понимает - КАК ЭТОТ БЕСПОРЯДОК НЕ ДЕЛАТЬ! Ведь он НЕ МОЖЕТ НЕ ИГРАТЬ!
А ещё он не может ДЕЛАТЬ УБОРКУ!
Почему?
Стаскивать вещи для игры (забираясь фиг знает куда) ему помогает чувство радостного предвкушения, рождённый мыслью об игре энтузиазм. А это прилив дофамина - гормона радости! И сердцебиение у неё учащается - прилив сил, однако!
А когда игра окончена, ни дофамина, ни адреналина - ничего нет. Мотивации действовать - убирать вещи на места - нет! И силы воли ещё нет. Чтоб себя заставить. А действовать без радости, без чувства ребёнок вообще не умеет.
Вы ему можете рааадостно так:
- А теперь давай вещи по местам убери!
А он вам грууустно так:
- Я устал!
Так ведь он не врёт! Он устал. В смысле сил у него на уборку нет. На ещё поиграть - в 90% случаем ЕСТЬ! А на уборку - нет.
Почему на поиграть есть? Дофамин! :) Его позвал фразой "давай поиграем" и он тут же есть!
В общем, уборку ребёнок может делать, либо если его вынуждают правилами, угрозами, наказаниями, либо если он в эту уборку ИГРАЕТ! :)
(Я сейчас не рассматриваю идеальный случай, когда вы живёте в идеально продуманном доме-квартире, где всё по методу Мари Кондо разложено красиво по своим местам и вы сами всей семьёй поддерживаете идеальный порядок и не копите хлам, и к двум годам у малыша просыпается, как говорила Монтессори, естественная любовь к порядку. Вы отправляетп КАЖДЫЙ раз КАЖДУЮ вещь на ЕЁ место, и ребёнок тоже делает это, не задумываясь!
Но у нас жизнь сейчас идёт практически на стройке. Вещи переезжают с места на место постоянно, и структура дома ещё не продумана, у вещей просто нет своих мест фиксированных. Когда мы закончим стройку-ремонт, продумаем всё в доме - тогда и будем поддерживать идеальный порядок, а пока имеем дело с тем, что имеем.)
В общем мой приём - ИГРАТЬ!
Раньше работало: "А кто поможет всем вещам оказаться в своих домиках?" - и дочь с криком "Я!" бежала всех по домикам раскладывать. А теперь на такое приглашение: "Я устааааала!"
Зато её теперь интересует задача стать сильнее, ловчее, взрослее. Если она взялась за какое-то дело, а не выходит каменный цветок, хотя я знаю, что она может, уже готова справиться, я поддерживаю так:
- Сделаешь дело - станешь сильнее! Бросишь - не станешь.
На жалобу "я не знаю, КАК это сделать!" я отвечаю:
- Придумаешь решение этой задачки, разгадаешь эту тайну - мысль твоя станет тут же сильнее! А не придумаешь - не станет.
На "не буду делать! У меня не получается! Я устала! Я боюсь!" я отвечаю:
- Это твой выбор! Ты можешь бояться и действовать, как Амелия из книжки "Девочка с портрета", а можешь, как Джошуа, ныть, кричать и бросать дела. Ты что выбираешь?
Обычно, у неё находятся силы. Правда, если она действительно устала, я говорю:
- Отдохни, потом попробуй ещё раз, если тебе важно дело сделать!
Поэтому дочь, завершая какое-то трудное для неё дело, восклицает "УРА! Я СПРАВИЛАСЬ! Я СТАЛА СИЛЬНЕЕ/ловчее/умнее/быстрее!"
Эту же базу я сейчас использую и для игр с уборкой.
Во-первых, если дочь к вечеру ОЧЕНЬ устала, то я присоединяюсь и делаю уборку ВМЕСТЕ с ней. Но не всё и не большую часть. Я лишь ПОМОГАЮ! В остальных случаях, я занимаюсь СВОИМИ делами, а дочери даю задания:
- А кто сможет отнести эти 3 книги на полки ТОЛЬКО одной рукой?
- А кто донесёт флейту на место ТОЛЬКО подбородком?
- А кто сможет сложенные 3 футболки отнести в комод ТОЛЬКО двумя пальчиками и не уронить, не перемять?
Можно и мышление заодно поразвивать :)
- А кто придумает необычный способ донести вот эту вещь на место без рук?
Выполнение задания - это аплодисменты за ловкость! А дочь сама добавляет: "Вот я стала ещё сильнее!" :) И требует ещё заданий!
И попробуй отними у неё шанс выполнить задание и понеси её вещи на места сама! :) Это же как отнять у неё шанс стать сильнее и более умелой!
Так и играем.
А вы как играете в уборку?