Воспитательные сказки
Воспитательные сказки - одних родителей это название очень привлекает, возможно, отзвуком былой детской веры в волшебные исполнения желаний. Чтение книги кажется чем-то вроде произнесения магического заклинания, прочли с ребенком - и он все понял. Другие относятся подозрительно, не очень веря в эту схему "прочли с ребенком - и он все понял". Третьи просто читают, как любые другие развлекательные художественные книги.
Мы тоже просто читаем, как по сто раз читаем "Мойдодыра", даже если дети готовы тереть ладошки со щеками до этих самых дыр.
Смотрите какие пластилиновые буквы в названии! Наверное, это оговорочки отрисовочки по Фрейду - как хотелось бы, чтоб процесс воспитания был подобен лепке! )) Но... "увы" писать не буду, потому что так не считаю ) просто - "но", без всяких "увы", так не бывает, и это хорошо! Буковки такие, что их хочется немедленно слепить. Из теста. Вместо арт-терапии )
А форзац вполне сойдет за первый атлас-определитель )
В книге 4 стихотворных истории для малышей. Раньше они издавались отдельными книжками, а теперь одним сборником, что гораздо бюджетней и приятней для родительских кошельков.
Стихи простые-простые - короткие строчки на два притопа/три прихлопа вроде "Сказки о глупом мышонке". С полутора-двух лет можно запросто читать. Ситуация "Капризули" как раз на этот же возраст, а остальные на возраст постарше. Но все равно очень близкие и понятные. Если ваш ребенок любит стихотворные истории - это книга для вас.
Все герои книги - мелкие пушистые зверюшки. Ну ладно, утенок, хоть и не зверушка, но он же тоже пушистый.
В первой истории героиня - капризная дочка в семействе кротов по имени Ежевичка. Рифмы соответствующие - сестрички-Ежевичка, Веточка-деточки , лапки-тарелочки-кустики-пригорочки и прочая милота.
Справедливости ради, несмотря на название, надо сказать, что капризничала Ежевичка не всегда и везде, и по любому поводу, а только за едой. Так что кротам-родителям, можно сказать, дико повезло. Какого-то особого секрета - как на раз справиться с детскими капризами здесь нет. Просто Ежевичка, однажды проголодавшись, вдруг решила есть все подряд, раз она уже такая большая, как ей об этом сто раз говорили. При чтении есть надежда, что ребенок тоже это поймет. Вероятность этого ровно 50 на 50. Но, может быть, прочтение эти шансы увеличит. Ведь ребенок отвергает мораль, вколачиваемую ему прямо в лоб, потому что при этом ему слышится "ты плохой!", а вот мораль произносимую для кого-то выслушивает заинтересованно - не он же плохой, а герой книжки.
Иллюстрации Лейна Марлоу очень нежные и трогательные.
Следующая иллюстрация привела меня в замешательство - я приняла то, что кроты разгуливают и играют на полянках днем, что собирают водоросли на пруду (интересно как?), но кроты, лазающие по деревьям и собирающие орехи, все же изумили. Ладно, чего только в сказках не бывает! Хоть я привыкла к тому, что даже в сказках зайцы по деревьям не лазят.
Кульминация - обнимашки с ненавязчивой моралью
Следующая история - для детей постарше, которые уже хорошо помнят свой прошлый день рождения и с нетерпением ждут следующего.
Однажды осенью, раздеваясь перед дневным сном, Максим сказал всем, что через три дня у него будет день рождения. Я поправила, что не через 3 дня, а через три месяца.
- Неееет!!! Мама сказала, что через три дня!!!
Я понимаю, что мама сказала про три месяца, но такой временной промежуток, как месяц, для него еще совершенная абстракция, и он подставляет к числу три очевидное для него понятие - дня.
- Максим, ну вспомни сам, у вас ведь день рождения вместе с Родиком, а у него же он еще не скоро! Правда, Родик?
Родион мычит в замешательстве. Он знает, что не скоро, но, раз вместе с Максимом, то чем черт не шутит - а вдруг уже через три дня!!! Какая приятная неожиданность!
- Вспомни, у тебя же день рождения зимой! Сначала будет день рождения у Даши, потом у Сережи, потом у Мики, потом Новый год, а уже потом - твой день рождения!
На лице Максима отражается усиленная работа мысли и борьба с эмоциями. Он помнит прошлогоднюю череду праздников, особенно Новый год, но так не хочется с ней соглашаться!!! Лег спать в жутких сомнениях и уснул носом к стене. А за окном повалил снег - пушистые хлопья ложились прямо на зеленые листья... Снегопад прекратился перед самым пробуждением.
- Подъем, ребята! Встаем, встаем! - все ворочаются, не разлепляя глаз, вставать не хочется, и я отдергиваю штору:
- А посмотрите что за окном!
И тут раздается радостный вопль мгновенно проснувшегося (обычно он еще с полчаса пребывает в зомбическом состоянии) Максима:
- ЗИМААААА!!!!! У меня через три дня - день рождения!!!!!!!!
Эта история - как раз про томительное ожидание и наконец наступивший праздник.
Заботливый папа маленького мышонка задолго до дня рождения начал готовить ему свой подарок.
Вот наконец, давно замучившийся загибать пальчики в ожидании, счастливый мышонок побежал раздавать друзьям листочки-приглашения )
А папа пока завершал свой грандиозный замысел, и вся семья готовилась к праздничному обеду.
Вот, наконец, и праздник!!! И самый главный подарок - собственноручно, вернее - собственнолапно сделанный папой самокат!
Перелистнем страничку с уставшим мышонком, открывая третью историю.
Эта история взросления, история расставания с любимым предметом, который помогает поддерживать душевное равновесие. Все мамы знают, что у ребенка есть вещь - игрушка, платочек, одеяльце, которая помогает ему успокоиться, пережить некомфортную ситуацию, заснуть вечером.
По научному это называется - переходный объект. Понятие переходного объекта было введено и исследовано в 50-х годах XX века британским педиатром и детским психоаналитиком Доналдом Винникоттом. Это предмет, создающий ощущение психологического комфорта в необычной или стрессовой ситуации, либо снимающий напряжение от расставания с матерью у детей перед сном. В качестве переходных объектов для взрослых людей в стрессовых ситуациях часто выступают мягкая одежда и одеяла, для детей переходными объектами часто служат любимые мягкие игрушки, таким объектам дети нередко дают собственные имена. В раннем возрасте (до 4-5 лет) переходные объекты дают детям ощущения защищённости и уверенности, помогающие исследовать реальность и обучаться.
И история в стихах как раз рассказывает детям, как малышка-крольчонок Фасолинка научилась без него обходиться
Несмотря на уговоры и слова, что она уже совсем большая, Фасолинка везде и всюду таскала с собой любимое одеяльце.
А однажды спрятала его так надежно,
что сама не смогла потом найти...
Конечно, ее утешали
Среди игр Фасолинка все вспоминала одеяльце и снова пыталась его искать, но все реже и реже.
А когда одеяльце все же нашел и уснул, уткнувшись в него маленький лисенок, Фасолинка великодушно подарила его малышу. Ведь она уже большая!
И последний рассказ - первый день маленького утенка в школе.
Такая же немудрящая история, как и остальные.
Сначала малыш наблюдал за старшими утятами, идущими в школу.
А потом пришло и его время брать приготовленный мамой рюкзачок и шагать вместе с другими утятами в новую жизнь.
Здесь тоже много тех самых вещей, которые помогают малышу справиться с тревогой, со стрессом от пребывания в незнакомой обстановке. Это и мамино перышко, найденное в мешке,
и мамино печенье на обед,
и положенный мамой коврик для сна.
Интересные занятия до и после сна -
вот время и пролетело!
Историю эту хорошо читать в период подготовки ребенка к детскому саду, адаптации к нему.
Все сюжеты я вам рассказала, теперь немного общих фраз:
Хорошо изданная очень приятная книга среднего формата. Плотный гладкий офсет. Милые детские иллюстрации в спокойных тонах. Нравятся не перегруженные текстом и картинками белые страницы, у меня глаза отдыхают )) Очень легко читается и воспринимается детьми из-за знакомых и понятных им ситуаций. Есть возможность поговорить с ребенком на затронутые темы. Вообще очень спокойное чтение, идеально подходящее для чтения перед сном - ритмичный текст, никакого экшена, кричащих цветов и броских деталей. Медитативная книжечка ))
Во всем соблюден баланс, даже герои историй в двух - мальчики, в двух - девочки )
Все поровну ))