Путь к зрелости: Личное пространство
Советы родителям
Путь к зрелости: Личное пространство 
В первом классе ребенок каждый день контактирует со множеством детей и взрослых. Он учится выполнять задания взрослых, следовать инструкциям и правилам. Он строит отношения со сверстниками, учитывая особенности каждого.
Ребенок контактирует с людьми в разных местах, и каждый раз это новые правила и задачи в общении.
Как можно рассказать ребенку о группах людей, которые его окружают?
Разделите людей на группы.
Дайте им названия.
Опишите, по каким действиям и признакам вы распределили людей на такие группы.
Найдите отличия и сходства в этих группах.
Какие правила поведения и традиции в них есть.
В каких группах ребенку интересно быть, нравится. Как ребенок определил, что ему интересно и нравится? Какие эмоции появляются? Какие мысли возникают? Что хочется делать?
В каких группах ребенок скучает, боится, раздражается, устает. Как ребенок определил, что скучает, боится, раздражается, устает? Какие мысли возникают? Что хочется делать?
Определите способы поведения ребенка в этих группах. Возможности и ограничения его и группы.
Найдите ответы на вопросы: Зачем в жизни ребенка есть эти группы людей? Что полезного ребенок в них получает? Как он чувствует себя в этих группах? Как вы можете ему помочь сделать пребывание в каждой из групп комфортным?
Примерное разделение окружающих людей на группы. Можно этот список расширить.
Личное пространство - комфортная и спокойная территория. Достаточное время, которое ребенок может провести один. Делает, что ему нравится и хочется.Личное пространство позволяет: замечать свои желания и потребности; узнавать новое о себе; отдохнуть от общения с другими людьми; мечтать и строить планы; развиваться как отдельная личность.
В общении с другими людьми личное пространство сохраняется и называется личными границами. Это условная черта, которая определяет дистанцию между человеком и окружающими людьми. Это расстояние, на которое для общения приближается другой человек, и ребенок рядом с ним будет ощущать себя комфортно, спокойно, защищено. Заходить в это пространство нужно с разрешения ребенка.
Его нужно научить говорить «нет», когда кто-то вторгается в его личное пространство. У каждого человека свои личные границы.
Семья - родные и близкие люди, которые относятся к членам вашей семьи.
Друзья - дети, с которыми близко общается ребенок. Сверстники - дети, с которыми ребенок общается каждый день.
Знакомые - дети и взрослые, с которыми ребенок иногда встречается.
Учителя - взрослые, которые обучают ребенка.
Незнакомцы - люди, которые встречаются ребенку на улице и в общественных местах.Важно определить, в каких ситуациях к ним можно обращаться за помощью, когда с ними можно разговаривать, а когда нельзя.
Необходимо рассказать, что делать ребенку, когда он понял, что другой человек нарушает его личные границы, к кому обратиться за помощью и защитой.
Как определить, что личные границы нарушены:
общение с этим человеком неинтересно и неприятно;
становится не комфортно;
хочется уйти;
появляется желание сказать «стоп» или «нет» действиям или словам человека.Задача взрослых обучить ребенка замечать свои личные границы. В процессе он учится уважать себя, становится уверенным. Параллельно он обучается уважать других и их личные границы. Так он приобретает навыки и способы комфортного общения. На этом сложном и интересном пути взрослые своим примером показывают, как нужно выполнять правила и нормы, как уважать себя и других, как замечать свои и чужие личные границы.
Автор: Малая Ольга