О ЧИСТОТЕ И АККУРАТНОСТИ
ЧитатьКаждая мама, да и каждый папа тоже, хотят чтобы их ребенок вырос аккуратным! Однако, это качество не появляется само по себе - его нужно прививать, причем чтобы добиться желаемого результата, нужно соблюдать определенную последовательность и осторожность.
Пока ребенок совсем маленький, он постоянно марает одежду, руки, лицо - в песке, веде или в чем-то еще. Конечно, это происходит вне зависимости от его желаний: он просто еще не научился в достаточной степени контролировать свои движения и положение в пространстве. К тому же, это не вызывает у малыша отрицательных эмоций: он одинаково радуется, барахтаясь в ванне с пеной или в грязной луже.
Научить его видеть и замечать эту разницу - наша с вами задача. Даже годовалому можно и нужно объяснять (пусть даже на его уровне), что вода в луже грязная и не очень подходит для плавания.
Расскажите забавную историю про микробов, покажите подходящий мультик и обсудите его с малышом, и тогда очень скоро настанет тот день, когда он сам придет к вам, заметив пятно на одежде, чтобы вы помогли ему вновь оказаться чистым и красивым.
Нередко мамы, особенно когда ребенок уже не первый, не придают особого значения пятнам от детского пюре или пальчиковых красок, которые остались после стирки.
Но где проходит граница, когда пора приучать к чистоте и опрятности? В гости или поликлинику идем в чистом и новом, а дома или во дворе гоняем в старом и рваном?
Ребенку трудно выбрать одежду по ее внешнему виду или состоянию: он еще не в состоянии понять разницу между свежевыстиранной кофточкой и той, которую носил уже несколько дней.
Чаще всего выбор обусловлен удобством той или иной вещи, ее мягкостью, соответствием размеру, расцветкой или рисунком. И на этом тоже можно сыграть: спросите малыша, понравится ли Лунтику или Маквину пятно от варенья на мордочке?
Чтобы ребенок не вытирал после еды рот рукавом или воротом, с малолетства приучайте его пользоваться салфетками, которые можно разрезать на небольшие треугольнички и всегда держать на кухонном столе. В наше время влажные салфетки и гели для дезинфекции рук в маленьких флакончиках можно найти в сумке практически у каждой мамы.
Пока у ребенка нет своей сумочки или рюкзачка, положите в карманы брючек и курточек по носовому платку: если вдруг понадобится - он всегда будет под рукой.
Родителям стоит знать, что начинать прививать малышу навыки аккуратности очень рано и очень рьяно не стоит, ведь это может сыграть с ними злую шутку. Пока он еще не в состоянии соблюдать элементарную гигиену, задача может показаться очень трудной, и неудачный результат зародит в ребенке чувство неуверенности и негатив в адрес подобных правил. Например, согласно исследованиям ученых, приучать ребенка к горшку нужно не раньше 1 года и 3 месяцев и процесс этот надо основывать на добровольном желании малыша.
Иными словами, лучше подлавливать моменты, когда ребенок хочет в туалет (после длительного сна, еды или прогулки), а не усаживать на горшок с целью «сделать что-то».
Безусловно, это не означает, что малыш до определенного времени не должен иметь никакого понятия об опрятности и порядке. Однако, не стоит раньше времени устраивать битву за чистоту, ценой которой непременно станут ваши и его нервы. Пусть ребенку окажут содействие любимые игрушки или привычные дела: гигиена должна восприниматься малышом как часть естественного хода событий.
К тому же многие правила личной гигиены возможно освоить только по мере созревания нервной системы ребенка - это тоже определенный этап в становлении его личности. Возможно, напирая на малыша, вы требуете того, к чему он психологически еще не готов, а его неряшливость - сигнал, что нужно хотя бы временно слегка ослабить нажим. Ко всему прочему, излишне педантичное отношение, например, к постоянной чистоте, может сослужить плохую службу и даже привести к невротизации и появлению на этой почве проблем в общении с другими людьми.
Поэтому ваша цель - привить ребенку стремление к аккуратности и опрятности в разумных пределах.
Кроме того, гигиенические навыки должны прививаться систематически: это означает, что если мы чистим зубы каждый день, то мы действительно чистим их всегда, без отлынивания, потому что забыли или не хотелось и оправданий в стиле «ничего не случится, если один раз мы этого не сделаем».
Возможно, сначала следовать правилам будет непросто и родителям, и ребенку, но со временем малыш привыкнет и будет сперва напоминать вам о той или иной процедуре, а потом самостоятельно делать все, что мы ежедневно делаем, не придавая особого значения. Поможет в этом четкий распорядок дня: утром необходимо умыться и причесать волосы, а вечером почистить зубы и искупаться (или хотя бы помыть ноги, если ребенок уже перерос ежедневные купания). На самом деле дети очень любят жизнь по расписанию: им психологически легче, когда они знают, что ждет впереди.
К тому же малыш пусть и не сознательно копирует поведение окружающих его взрослых: маленькие мальчики, например, очень любят мазать папину пену для бритья на подбородок и пытаться скоблить его тем, что попадется под руку. Используйте эти «обезьяньи» привычки, разрешив ребенку периодически участвовать в уборке или мытье посуды.
Пусть он испачкается и наведет вам такой «порядок», после которого прибираться нужно будет в два раза дольше, зато вы не отобьете у малыша желание делать как мама, и постепенно у него будет получаться все лучше и лучше.
Это не только поспособствует повышению самооценки маленького человека (я полноценный член семьи!), но и будет укреплять полезные навыки, делая их привычными. Конечно, степень участия в делах семьи нужно определять с учетом возраста и развития и обязательно хвалить, вне зависимости от результата.
Если детей в семье несколько, и их понятия о чистоте и аккуратности в силу возраста, пола или других причин различаются, вам как родителям лучше придерживаться определенной тактики. Не ругайте того, у кого вечно валится кусок изо рта или опять не заправлена рубашка, похвалите того, у кого получается лучше. Это будет дополнительным стимулом для менее организованного и аккуратного ребенка, послужит ему примером, не рождая обиды или конкуренцию.
Избегайте прямых сравнений детей друг с другом, лучше привлекайте примеры извне: например, мальчик из «Мойдодыра» не был аккуратным, и от него убежало одеяло и ускакала подушка. Сравнение с книжными героями менее травматично для психики, чем тот случай, когда в качестве эталона постоянно приводится собственный брат или сестра.
Конечно, не стоит постоянно контролировать и загонять себя в жесткие рамки: больше доверяйте интуиции и относитесь ко всему философски. Совсем скоро ребенок подрастет и непременно всему научится, с вашей помощью.