Упражнения при х-образном искривлении ног и ПВС. Для себя.
Вальгусная деформация ног |
О вальгусном (Х-образном) искривлении ног можно говорить тогда, когда расстояние между внутренними лодыжками при плотно сжатых и выпрямленных коленях превышает 4-5 см. Обычно такая деформация голеней сочетается с плос-ко-валыусными стопами. Вальгусная деформация ногВопреки распространенному мнению, это не врожденный порок, не наследственное качество, а приобретенный дефект. Искривление ног появляется чаще всего через некоторое время после того, как ребенок встал на ноги и начал ходить. Особенно часто это происходит, если малыш встал на ноги раньше времени, если он много стоял (например, в манеже), если он не ползал. Это объясняется слабостью, недоразвитостью его мышечно-связочного аппарата и чрезмерной нагрузкой на нижние конечности. Одной из наиболее вероятных причин искривления ног является рахит, перенесенный в младенческом возрасте, особенно его малосимптомная и не леченая форма. К более редким причинам относятся врожденный вывих или дисплазия тазобедренного сустава, некоторые дефекты стоп, болезни и травмы коленных суставов. ЛечениеЛечение такой сложной деформации — дело трудное и длительное, требует от родителей постоянного внимания, терпения и настойчивости. В случае значительных деформаций ног применяются ортопедические шины, корригирующие укладки и даже хирургическое лечение. Однако даже в этом случае будет необходимо выполнять следующие рекомендации. Во-первых, ребенок должен избегать длительного стояния, особенно с широко расставленными ногами. Стоять таким образом вредно, так как это еще больше усиливает отклонение колен вовнутрь и отведение стоп кнаружи. Зато при сомкнутых ногах тяжесть тела падает правильно, через середину коленного сустава на наружный край стопы, назначение которого — нести тяжесть тела. Необходимо периодически давать отдых ногам, воздерживаться от длительной ходьбы и продолжительных игр стоя. Во-вторых, следует носить специально подобранную ортопедическую обувь со скошенными кнаружи каблуками или корригирующими стельками. Вопрос о ношении такой обуви должен решать врач-ортопед. В любом случае обувь должна быть удобной, новой (нельзя донашивать чужую обувь) и обязательно с жестким задником. Дома, если нет необходимости носить ортопедическую обувь постоянно, лучше ходить босиком, предоставляя стопам и пальцам свободу движений. Также очень полезно ходить босиком по песку, гальке, траве, лазать по лесенкам, прыгать по камешкам... В-третьих, надо подобрать малышу такие игры и упражнения, которые устраняли бы вредное воздействие тяжести тела на коленные и голеностопные суставы, одновременно способствуя развитию и укреплению мышечно-связочного аппарата ног. Эти упражнения необходимо делать ежедневно, превращая их в привычное действие, а поза «сидя по-турецки» должна стать любимой. Постарайтесь убедить ребенка в необходимости лечебных мероприятий, придав им вид увлекательной игры, создайте устойчивую привычку. Очень полезны таким детям занятия на гимнастических снарядах (шведской стенке, трапеции, лесенке), плавание, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, игра в футбол. Кроме того, любая физическая активность: прогулки, подвижные игры будут способствовать укреплению и развитию всей опорно-двигательной системы, снижению лишнего веса, что также приводит к уменьшению нагрузки на ноги и благоприятно сказывается на состоянии колен и стоп. Стабильность и нормальная работа коленного и голеностопных суставов зависит от состояния их мышечно-связочного аппарата. С помощью массажа и специально подобранных упражнений укрепляются ослабленные и растянутые мышцы, расслабляются излишне напряженные. Особенности массажаМассаж проводится курсами по 12-20 процедур, ежедневно или через день, с перерывами между курсами 2-4 недели. Интенсивность массажа постепенно увеличивается к середине курса. Необходимо избегать резких, болезненных движений, у ребенка должно оставаться приятное ощущение после массажа. Исходное положение (и. п.) — ребенок лежит на животе, под голеностопный сустав кладется небольшой валик. Поясничная область спины Поглаживание в направлении от позвоночника в стороны и немного вниз, интенсивное растирание, разминание в виде надавливания или сдвигания, ударные приемы не применяются. Ягодично-крестцовая область Поглаживание в круговом или Х-образном направлении, интенсивное растирание (тыльной поверхностью согнутых пальцев), разминание двумя или одной рукой, тонизирующие ударные приемы (поколачивание, похлопывание, рубле-ние), поглаживание. Задняя поверхность ноги Бедро Поглаживание в направлении от подколенной ямки вверх и кнаружи, интенсивное растирание, разминание одной или двумя руками, легкие ударные приемы (похлопывание, руб-ление одним-двумя пальцами), поглаживание. Голень Общее поглаживание от пятки вверх до подколенной ямки, далее — дифференцированный массаж: наружная часть голени (наружная головка икроножной мышцы) растирается мягко, внутренняя поверхность (внутренняя головка мышцы) — интенсивно. Разминание по наружной части проводится мягко и медленно, по внутренней — более энергично. На внутренней поверхности голени применяют легкие ударные приемы, на наружной — вибрацию, растягивание. В конце — общее поглаживание. Область коленного сустава Коррекция: поглаживание боковых поверхностей сустава, их растирание, надавливание на внутреннюю поверхность {внутренний мыщелок бедра). При надавливании на внутренний мыщелок бедра одной рукой, другой - удерживайте голень в нижней трети и старайтесь привести ее к средней линии. КОРРИГИРУЮЩИЙ ПРИЕМ 1Ахиллово сухожилие Поглаживание и растирание (щипцеобразное). Подошвенная поверхность стопы. Положение стопы при массаже — легкая супинации (подъем внутреннего края). Одной рукой надо поддерживать стопу, а другой — массировать. В данной области применяют самые интенсивные приемы поглаживания и растирания — гребнеобразные. Причем, если ребенок боится щекотки, — попробуйте воздействовать еще глубже (чем глубже проводится прием, тем больше его успокаивающий эффект). Кроме разминания краев стопы, можно сделать легкое рубление или поколачивание по внутреннему краю и растяжение наружного. Массаж другой ноги проводится аналогично. И. п. — ребенок меняет положение: ложится на спину, под коленями — валик. Передняя поверхность ноги Тыльная поверхность стопы Поглаживание по тыльной поверхности от пальцев к голеностопному суставу, растирание граблеобразное или поперечное, энергичное растирание внутреннего края стопы, легкое поколачивание или рубление пальцами там же, поглаживание и растяжение наружного края. Голеностопный сустав Кольцевое растирание, поглаживание и растирание вокруг лодыжек, интенсивно — вокруг внутренней лодыжки. Коленный сустав Коррекция: круговое поглаживание области сустава, растирание боковых поверхностей (мыщелков бедренной кости), надавливание на внутренний мыщелок с приведением голени КОРРИГИРУЮЩИЙ ПРИЕМ 2Лечебная гимнастикаУпражнения лечебной гимнастики лучше делать несколько раз в день, один раз после массажа, другой — во время ежедневных занятий, сочетая их с общеразвивающими упражнениями. Укреплять мышцы стоп следует в положении сидя. Часть упражнений можно делать стоя (лучше с опорой) или в ходьбе. Некоторые упражнения должны стать полезными привычками, например: * Поза «сидя по-турецки». * Вставание из позы «сидя по-турецки» . Ребенок сидит по-турецки. Предложите ему встать, опираясь на наружные края стоп. Помогайте ребенку, поддерживая за руки. При повторении упражнения следует менять положение ног так, чтобы в положении сидя сверху была поочередно то левая, то правая нога. * Захват игрушки подошвами. * Приседание с широким разведением колен. * Стояние на наружных краях стоп. * Ходьба на наружных краях стоп. * Ходьба по «узкой дорожке», ходьба вдоль толстой верев-, по округлому бревну, по ребристой двускатной доске. * «Лягушка» - прыжки на корточках Упражнения выполняются в положении сидя.1. Сгибание и разгибание стоп вместе или попеременно. Дозировка упражнений составляет от 4 – 5 раз на этапе разучивания упражнения и до 10 – 12 раз на этапе закрепления и совершенствования упражнения. 2. Попеременно удары носками и пятками в пол. Дозировка упражнений составляет от 4 – 5 раз на этапе разучивания упражнения и до 10 – 12 раз на этапе закрепления и совершенствования упражнения. 3. Круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны. Дозировка упражнений составляет от 4 – 5 раз на этапе разучивания упражнения и до 10 – 12 раз на этапе закрепления и совершенствования упражнения. 4. Катание подошвами округлого предмета. Дозировка упражнений составляет от 4 – 5 раз на этапе разучивания упражнения и до 10 – 12 раз на этапе закрепления и совершенствования упражнения.
|