Наш "несадовский" опыт
Прежде всего, хочу сказать огромное спасибо этому сообществу: его создателям и активным участникам за поддержку и за ту информацию, которую вы выкладываете. Имея 10-летний опыт работы практическим психологом и даже ученую степень по психологии, я все равно остаюсь открытой всему новому. И со вторым ребенком мне пришлось серьезно менять свои взгляды на садик, на развитие дошкольников, на роль семьи, потому что многие положения детской психологии, которые мы учили в институте, уже не работали с дочкой. И благодаря вашему сообществу я познакомилась с Петрановской, Ньюфельдом, Писарик, Шишовой, которые открыли мне смысл теории привязанностей и роль семьи и домашнего воспитания в дошкольном возрасте. Но это лирическое отступление. Далее под кат
Иногда в своих постах девочки просят поделиться своим опытом воспитания деток без детского садика. Мне бы хотелось рассказать о нашем скромном опыте и поделиться своими наблюдениями. А вдруг это кому-то поможет? Или хоть немного поддержит? Мой сын ходил в сад с трех лет. Тогда, 12 лет назад, и мыслей не возникало, что может быть по-другому. Владик ходил в садик без слез и возражений, часто с удовольствием, иногда с небольшим ворчанием. Но болел он так, что я проклинала свою жизнь все 3 года до его школьного возраста. Полю я тоже изначально записала в сад, на очередь мы встали чуть ли не с рождения. Но ближе к 3 годам меня начали мучить тягостные сомнения.
Первое и самое главное. Поля очень привязана ко мне и плохо переносит разлуку со мной. Даже на развивалке, куда я вожу ее уже 2 года, где она нежно любит девочек-педагогов и свою компанию, я обязательно должна сидеть в корридоре и не дай Бог мне уйти хоть на минуту, она устраивает истерику. Что уже говорить о незнакомой группе детского сада, куда, по гениальному замыслу воспитателей, я должна привести ее и бросить. Все рассказы "продвинутых" родителей о силе позитивного мышления и о том, что я должна сама быть на позитиве и тогда ребенок будет на позитиве, меня не пронимают. Какой бл...дь позитив, если ребенок рыдает от горя разлуки с мамой????
Второе сомнение поселилось во мне, когда я уже находясь в группе, посмотрела Полькиными глазами на детскую площадку сада. Маленький, убогий клаптик земли под палящим солнцем с маленькими растерянными детьми, тщательно огражденный. Ни качелей, ни горок, ни турников. На единственную лесенку влезть Поле не разрешили. В песочницу можно, но только ни в коем случае не с ногами. Снимать обувь нельзя. Поля привыкла проводить время на огромной площадке в парке или во дворе, где она лазит по множеству горок, знакомится с детьми, играется в песочнице так, как ей нравится. Помещение группы тоже довольно убогое по сравнению с двумя большими комнатами в нашей развивалке.
Сомнение три родилось из моих наблюдений за здоровьем садовских детей. Поля много времени проводит в коллективе. Развивалка, друзья, семья конечно же. И конечно же, она немало болеет вирусами, наверное, не меньше, чем садовские дети. НО у Поли болезни начинаются легким насморком и им же через несколько дней заканчиваются. Параллельно теми же вирусами болеют садовские дети, у которых та же вирусная инфекция оканчивается ларингитом, фарингитом, бронхитом или пневмонией. Так в каком случае, спрашивается, идет укрепление иммунитета? Ну и было еще много сомнений, но их озвучивать не буду, чтобы не замучить вас окончательно. И так вон сколько накатала.
Ну а теперь опыт. О режиме. Режим у нас есть. Он в чем-то похож на режим садика, но немного сдвинут во времени. Поля просыпается около 9 часов, потом мы какое-то время нежимся. Умываемся, чистим зубы, завтракаем. Потом Поля требует позаниматься, и без зтого на улицу она выходить не хочет. Здесь я придерживаюсь принципов свободной педагогики. У нас на полочках в свободном доступе разложены карандаши, фломастеры, краски, пластилин, кинеический песок, природные материалы, развивающие журналы, пазлы, настольные игры, игрушки. Поля выбирает то, что ей нравится. Обычно таких мини-занятий 2-3 с утра получается. Конечно, это большое преимущество перед садиком, потому что занятия по желанию, в своем темпе. Если рисует или конструирует, то только то, что хочет и как хочет. Желание есть всегда, и не только в будние, но и в выходные. После занятий мы выходим гулять. Обычно прогулка длится с 12 до 2-3, в холодную погоду будет, конечно же, меньше. Гуляем в парке, где много детей, есть постоянные друзья. Друзья есть как среди тех, кто не ходит в садик, так и среди тех, кто ходят. Но часто случается так, что садовских рано забирают или они "вычухиваются" от болезней. Пока что проблем с компанией нет. Но если будет, то организуем тусовку для несадовских детей специально для общения. Где-то в 2-3 у нас обед. Потом мы отдыхаем, обедаем. Обычно в обед Поля просит почитать, сложить пазлы или поиграть в настольную игру. Днем Поля не спит. Часов в 4-5 у нас обычно развивалки. Развивалок много: общая развивалка, английский, рисование, хлопотопки. Каждый будний день 1-2 занятия. Все в одном месте, в 10 минутах ходьбы Полькиным шагом от нашего дома. Поле очень нравится,если бы что-то не нравилось, тут же прекратили бы. После занятий мы еще гуляем, обычно 1-3 часа, по желанию и по погоде. Вечером ужинаем, моемся и читаем. Засыпает Поля приблизительно в 10.
Вот такой вот режим у нас. Теперь о том, что мне кажется очень важным для того, чтобы жизнь дома была в радость и для ребенка, и для мамы.
1) поддерживать дома порядок и приучать к этому ребенка. Я всегда была очень большой бардачницей и мне всегда было некогда поддерживать порядок, потому что я много работала, училась, писала диссертацию и все это обычно одновременно ))) Но перед Полькой я почувствовала огромную ответственность, ведь гораздо приятнее и спокойнее жить в порядке. И ребенок чувствует себя спокойнее, когда каждая вещь на своем месте. Полю я приучаю класть тут же на место все, что стало не нужным. Больше 20 минут разбросанные вещи я не терплю. И так же, если она играется с подругами. Перед уходом все должно быть убрано. Поля убирает без возражений и порой даже по своей инициативе. Часто возмущается, если брат что-то кладет не на место. С братом сложнее, но у меня принцип: кормить обедом после того, как вещи сложены и лежат на своих местах, а завтраком, когда застелена постель. Мелочи, но это работает.
2) учить ребенка тому, что у мамы есть свое время и свои дела. Например, Поля знает, что каждое утро я делаю зарядку. И если она просыпается и видит, что я не сделала зарядку, то она играется сама и ждет. Так же и с домашними делами. Я рассказываю все, что мне нужно сделать перед тем, как я начну с ней играть. И она ждет, иногда играет сама, иногда скучает, но это ее право.
3) маме самой нужно быть очень организованной. И в этом плане мне тоже пришлось серьезно меняться. Все домашние дела у меня распределены по дням недели и в основном делаются с утра с 7 до 9, пока Поля спит. Некоторые делаются вместе с Полей. В этом плане советую Флай. Я в свое время проходила пару марафонов. Не сразу, но постепенно эта система вошла в мою жизнь в том объеме, который мне нужен.
4) маме обязательно нужно иметь что-то для души и отдельно от ребенка. Для меня это настольный теннис, чтение книг и мои проекты здесь на бб. Это то, что меня подпитывает душевно и дает силы. Тут я спокойно, но настойчиво напоминаю о себе и требую помощи от своих близких. Близкие, спасибо им, понимают меня.
5) вести активный образ жизни. Я очень удивляюсь, когда здесь же в сообществе девочки писали о том, что несадовские дети замкнутые, дикие, не знающие границ и т.д. Мне это абсолютно не показалось. На самом деле, это-счастье, когда мама не работает и может вместе с ребенком бывать в разных местах и общаться с разными людьми. Мы с Полькой по возможности стараемся не сидеть на месте: разные парки, разные дворы, праздники, кафе, да и по делам ходим вместе. Там всегда можно встретить и познакомиться с новыми детками, подружиться, обменяться телефонами. По моим наблюдениям, Полькины навыки общения ничем не отличаются от навыков общения тех, кто был в детсаду с 2-х или с 3-х лет: так же может познакомиться на улице, завести игру, так же делиться игрушками или, наоборот, не делится и отстаивает свое. Общение - это как ходьба, это то, что заложено в ребенке, этому невозможно научить.
6) многие мои знакомые говорят о том, что ребенок дома ничего не хочет делать, шляется от планшета к компьютеру. У нас такой проблемы нет, потому что Поля не приучена ни к мультикам, ни к компьютерным играм. Но в любом случае, если есть такая проблема, то есть смысл обозначить этому определенная время, потому что телемания порождает пассивного ребенка, который не будет искать себе самостоятельное занятие.
7) подумала-подумала...и решила еще раз написать про режим. Все-таки, для ребенка понимание режима очень важно, потому что ставит его в какие-то рамки и дает ему ощущение стабильности жизни. И не важно, какой он, этот режим, главное, что он есть.
8) ну и, пожалуй, последнее. Одна из уникальных возможностей, которая дает сидение дома с ребенком - это возможность для ребенка проникнуться бытом. Поэтому не стоит уводить ребенка от домашних дел, лучше делать их вместе, в том объеме, в котором ему интересно. И здорово обсуждать с ребенком все дела, которые сегодня делались или предстоит сделать.
ну все...Посылаю этот длиннющий пост в сообщество. Спасибо тем, кто дочитал его до конца. И тем, кто до половины, тоже спасибо.