Статьи по воспитанию,которые хочется перечитывать
"Ты что, обалдел, что ли? Ну ка убери все на место, иначе тетю с уколами позову" - говорит соседка по палате своему 2,5 летнему сыну, который весело раскручивает рулон туалетной бумаги. Теткой с уколами мальчика пугали по несколько раз за день. Мама не ведает, что если так будет продолжать, потеряет доверие к себе. Трудный замкнутый подросток ей обеспечен.
"А ну угомонись, щас как дам подзатыльник" - слышу за спиной у себя в бассейне обращение к 3х летнему мальчишке, который разыгрался. А мальчишка на маму даже не смотрит уже, хотя цепляется за нее, отпустить боится. "Даже от самого близкого человека можно ожидать чего угодно, не говоря уже об остальном мире" - вот он мамин посыл.
"Плохая девочка" - говорит бабушка внучке, которая выплевывает запиханные в нее макароны. Ну тут много всего может последовать: начиная от проблем со здоровьем и весом (ведь чтоб быть хорошей, надо есть, даже если не лезет), заканчивая закомплексованностью, зажатостью, неверием в себя и невротизмом.
А бесконечные "Упадешь!" - обязательно упадет. И взрослый юноша, и дядька - постоянно будет падать. И не только физически. Главное, почаще говорите ему "Упадешь".
Навеяно размышлениями Светланы Ройз.
***
Из Фейсбука Светланы Ройз: "Обычно я тушуюсь и отшучиваюсь, когда мне говорят, что я "похожа на психолога Светлану Ройз". Несколько дней подряд мне впервые хотелось, чтоб меня узнали - и, мало того, впервые была готова консультировать "на пленэре" на озере - мультимногократно...
Я знаю, что после таких "погружений" быстро пишутся главы Ребенковедения.
- Коридор санатория. Мама тянет за руку плачущего трехлетку. Время от времени покрикивая. "Вот я позвоню папе, он тебя "наругает" и не разрешит конфету. (Мама и не догадывается, что делая из папы "карателя" и кризис- менеджера, себя перемещает в беспомощную детскую позицию - минимум, сестры. и теряет авторитетность, и провоцирует распределение ролей "папа - страшила, ребенок - жертва и вредина, она сама - и не при чем). мальчик заходится в плаче. В это время из своей комнаты вышла женщина - ровесница санатория. "А кто здесь так плачет?! Сейчас отдам тебя милиционеру. Нельзя так плакать и кричать. Я вызываю милицию!"... Мама продолжает тянуть мальчика, женщина продолжает укорительно вещать, мальчик испуганно затихнув, затем, продолжает реветь" (когда кто-то с самыми лучшими побуждениями вклинивается в воспитательный процесс, запугивая, критикуя, обесценивая, задача родителей защитить ребенка. Как минимум, сказав женщине - "спасибо за заботу. Мы справимся". Сказав сыну - "мне тоже оч не нравится, как ты себя ведешь. Но я тебя никому не отдам. А милиционеры, кстати, часто помогают находить деток и защищают их"
- в столовой. От каждого столика доносится - кушай! Ну почему ты не ешь овощи! Если не поешь, не будешь плавать . Дети плачут, родители - как грозовые тучи... у нас на тарелках пюре и рыба. Мы с Михой попробовали - отложили. Человеку это есть точно нельзя. Малышку за соседним столиком насилуют этой "полезной" и вкусной снедью. С угрозами и шипением. (Про еду писала много в ребенковедении). Ее заставили съесть эту "ну и гадость эта ваша заливная рыба"... И этот опыт запомнится как насилие.
- Озеро. Папа строго старшему (7 лет) сыну -
Что ж ты за недоделок такой. постоять спокойно не можешь! мальчик через пару секунд - "я не недоделок. я и по математике умею, и по письму!"
После папы включилась бабушка с воспит.минутой. Громкой. На все озеро. Мальчик: Сейчас начнется слово на букву "х"
Бабушка, переглядываясь с родственниками - Что - хаос?
- Нет, мама знает.
- А почему начнется?
- Потому что ты меня все время учишь и учишь, и воспитываешь, и заставляешь слушать то, что я давно знаю....
Я наблюдала, уговаривала себя тем, что у каждого своя карма и свои задачи, что каждый проявляет любовь и заботу по- своему, обещала себе быстрее писать книгу, делать телепрограмму, пока одна женщина, отдыхающая с тремя детками, удивительно мудро с ними обращающаяся, вдруг не подошла с :
"Вы похожи на психолога Светлану Ройз, а это Миша - я его по фб узнала. Я заметила, что вы наблюдаете за всеми. Что можно сделать, чтобы всего этого не было - кивнула она на истеряще- кричаще- напряженный "пляж".
И я для себя сформулировала. Если бы мы научились так же публично, как воспитываем и одергиваем ребенка, проявлять свое тепло и нежность. Если бы для сравнения посчитали, сколько раз за час даем команд и оценок, а сколько поддержки и тепла, если бы в нашей любви проявлялось бы еще Уважение к малышу. Если бы мы себе задали вопрос - если бы передо мной был чужой ребенок, я вел бы себя так? А если передо мной был дорогой гость, например, Бог ковырялся рядом в песочнице, как бы я с ним обращался- возможно и не пришлось бы одергивать, бить, кричать, гасить истерики...
Потом пришло несколько "да":
- Да, дите до 7 лет не может сидеть смирно ни минутки. Это обусловлено вызреванием долей мозга.
- Да, дите не понимает, почему "нет", если только что это же было "да"
- Да, дите не может остановить игру по команде, потому, что это процесс и есть эмоциональная инерция
- Да, дите, которое называется амбидекстр - право- леворукий, часто воспринимает информацию с задержкой 5-7 сек. Оно не тупое и не глухое. Это особенность обработки информации.
- Да, дите может бояться становиться на песок или дотрагиваться до воды (если у него были сложности в родах, если и в 3-4 года проявлен гипертонус). Ему просто нужно чуть больше времени на привыкание.
- Да, дите нормальное, даже если 20 раз подряд бросает в песок совочек и игрушки. И смеется. Оно так исследует траекторию полета. И развивается.
- Да, дите не разбаловано, если плачет и беспокоится в отсутствии мамы, даже если оно осталось с любящей бабушкой.
- Да, дите не понимает "человеческого голоса", если этот голос все время звучит сверху и подает команды.
- Да, дите кричит "мое", не потому что жадина или плохо воспитан - оно так учится отстаивать свои границы. И это действительно его машинка.
- Да, дите любит и принимает нас - взрослых безусловно, привыкает к нашим тональностям. И иногда думает "когда вырасту, никогда не буду поступать так со своими детьми"... А, когда вырастет, будет новым и новым витком повторять слова мам- пап- бабушек- дедушек...пока мы чего- то не изменим..."
♡ Предназначение быть Мамой
____________________________________________________
Стереотипы воспитания ребёнка и психосоматика
1. "Не пей холодную воду, а то горло заболит". - Горло болит не от холодной воды, а от невысказанных эмоций/мыслей. Если ребенку рот не затыкать тогда, когда он говорит, кричит, плачет, а также не ругать его за его слова, эмоции и способы их выражения, то горло болеть не будет.
2. "Не балуйся с едой." - Дети вообще не умеют баловаться. Они познают мир и физические свойства предметов, в том числе и еды.
3. "Не смотри так близко, а то глаза сломаешь/зрение посадишь" - Что значит сломаешь? Куда зрение посадишь, на диван что ли?))) Зрение ухудшается (становится близоруким), когда формируются неприятные ассоциации с будущим. Например, когда взрослый говорит грубо: "вот вырастишь - узнаешь", "вырастешь - поймешь как трудно живется/зарабатывается и т.д." А также зрение становится близоруким, когда человек отказывается видеть детали, тоже в следствии запретов на это. Дети очень любят всё рассматривать, трогать, в том числе и на улице, а взрослые их дергают, наезжают, требуют не возиться, не ковыряться. Родители всячески вытаскивают детей из макромира во взрослую скучную жизнь.
4. "Хватит дурачиться/баловаться/беситься". - Да с чего бы это? Когда еще дурачиться, как не в детстве? Если в детстве не надурачиться как следует, то потом это желание "побыть клоуном" будет постоянно вылезать во взрослом возрасте в самых странных формах и образах на фоне общей серьезности человека. Еще и будет сопровождаться внутренней неудовлетворенностью.
5. "Что ты такое говоришь! Как тебе не стыдно?!" - Очень чревато вешать на ребенка стыд и чувство вины. Взрослый так сбрасывает свою ответственность за себя, свое состояние, свой уровень сознания, свой метод воспитания на ребенка. И потом ребенок живет с этим чужим грузом, болеет, становится несчастным, озлобленным на мир, начинает пакостничать и вредничать.
6. "Хватит реветь! Успокойся!" - Это всё равно что сказать: "Хватит очищать свою душу, оставь внутреннюю боль в себе и живи с ней дальше, сделай вид, что тебе не больно, обмани себя". Не выплаканная боль будет всегда копиться и делать ребенка злее и черствее.
7. "Упадешь, ударишься, больно будет". - Если так говорить ребенку, то так и будет. Эти слова - это не предостережение для ребенка, а факты, которые программируют его Сознание на такой исход событий. Вместо таких фраз нужно помочь ребенку попробовать себя там, где еще не попробовал, дать ему руку, оказать поддержку, вселить в ребенка уверенность в его силах и способностях.
_________________________________________________________
10 уловок при общении с детьми! Сохраните, чтобы не забыть!
1. Вместо раздраженного: “Пошли скорее, сколько тебя ждать!”
Скомандовать: “На старт, внимание… марш! Побежали!”
2. Вместо угрожающего: “Ешь, иначе не получишь десерт.”
Обрадовать: “После того, как исчезнет эта крооохотная котлетка, к тебе прилетит что-то вкусное.”
3. Вместо грубого: “Убери за собой”
Произнести мечтательным голосом: “Вот если бы ты был волшебником, и смог бы наколдовать порядок на столе…”
4. Вместо рассерженного: “Не мешай!”
Сказать: “Иди, поиграй немного сам. А когда я освобожусь, мы устроим мини-праздник.”
5. Вместо недовольного: “Не капризничай, пиратская футболка в стирке, надевай ту, которая есть.”
Примирить с неприятностью: “Смотри-ка, а вот родственница твоей пиратской футболки. Давай ее наденем?”
6. Вместо риторического: “Ляжешь ты, наконец, спать!”
Поинтересоваться: “Показать тебе хитрый способ укрывания одеялом?”
7. Вместо злого: “По попе захотел?”
Выпустить пар: “Интересно, кому это я сейчас ухи оторву и шею намылю?”
8. Вместо бессильного: “Чтобы я никаких “не хочу” не слышала!”
Неожиданно закричать: “Ой, смотри, капризка прибежал. Лови, лови его, чтобы он нам настроение не портил!”
9. Вместо нудного: “Сколько раз повторять”
Сказать таинственным шепотом: “Раз-два-три, передаю секретную информацию… Повторите, как слышали.”
10. Вместо менторского: “Руки помыл?”
Предложить: “Спорим, что вода с твоих рук потечет черная?”
Удивительно, что стоит заменить привычные замечания новыми словами и меняется все – интонация, ваше настроение, реакция ребенка! Стоит только попробовать!;)
♡ Предназначение быть Мамой
______________________________________________________________
Учите своих детей, что для того, чтобы быть счастливыми в жизни не надо иметь ничего дополнительно: ни человека, ни места, ни какой-то вещи. Учите своих детей, что настоящее счастье находиться внутри них самих.
Учите их, что они самодостаточны.
Учите их, что поражение - это только вымысел, что каждая попытка - это успех. И что каждое достижение приводит к победе, и что первая победа не менее почётна, чем последняя.
Учите своих детей, что они все соединены со всей жизнью, что они - ОДНО со всеми людьми, и что они никогда не разделены с Богом.
Учите своих детей, что они живут в мире невероятного изобилия, что всего в этом мире достаточно для всех и всё это равно на всех, а не находится в накоплении большинства, которое это же большинство и получает.
Учите своих детей, что чего бы они ни захотели в своей жизни иметь - не есть недостойно или невыполнимо. Что им не надо соревноваться с другими из-за чего-то и что Божье благословение для всех.
Учите своих детей, что их никогда не будут осуждать, что им не надо беспокоиться, чтобы всегда быть правыми. Что им не надо быть лучше, чтобы выглядеть прекрасными в глазах Бога.
Учите своих детей, что последствие и наказание - не одно и то же.
Что смерти нет в мире и что Бог никогда никого не осуждает.
Учите своих детей, что для Любви нет условий и что им не надо беспокоиться, если они теряют чью-то любовь, потому что их собственная любовь, подаренная безусловно, - самый большой подарок, какой они только могут дать миру.
Учите ваших детей, что быть особенными - не значит быть лучше,
Что показывать превосходство перед другими - не значит, что люди смогут увидеть, кем эти люди являются на самом деле. И что самое большое исцеление в знании: "мой способ не значит лучше, мой способ - просто другой".
Учите ваших детей, что нет ничего, что бы они не смогли сделать в жизни. Учите их, что иллюзия незнания о Вселенских законах искореняется с планеты Земля и единственное, что необходимо вернуть всем людям на планете - это напоминание о том, кто они есть на самом деле.
Учите этому своих детей не через слова, а через свои действия. Не через дискуссии, а через демонстрирование.
И то, что вы будете делать, ваши дети будут отражать. И как вы живёте сейчас - так они будут жить.
Учите их этому, и вы научите их великому.
И помните... мы все едины.
(с) Нил Дональд Уолш