Могут ли дети учиться самостоятельно и как к этому прийти?
Говоря о семейном образовании с людьми, которые впервые слышат об этом, часто слышу в ответ: "да мы, вроде бы не против, но у нас нет ни возможности, ни желания учить ребенка самим до 11 класса".
Я тоже не намерена это делать. По этой причине наши дети не учатся в школе). Не представляю себе длинные вечера и бессонные ночи с домашним заданием между глаз))). А поделки или проекты?... Есть вариант пустить все на самотёк - пусть учится по мере своих способностей, но тогда, как учитель, который работал в школе и знает о чем говорит, скажу: можно сразу рассчитывать только на троечный аттестат без каких-либо будущих перспектив. Если ребенок имеет успехи в школе - 99% вероятности, что виной этому прилежные родители. Я к таковым родителям себя не отношу (к тем кто, понимая ненужность процесса, готов во что бы то ни стало следовать указаниям со стороны, жертвовать временем и силами своими и своего ребенка ради какого-то "статуса" школьного хорошиста или даже отличника).
Я больше отношусь к тем смелым оптимистам, которые хотят вопреки общественному мнению, чтобы его ребенок развивался без общественных ярлыков и стереотипов. Именно развивался, а не соответствовал общепринятым нормативам о развитии посредством следования школьной программе и сдачи ВПР.
Истинные показатели развития: прилежание, дисциплина, тяга к новым знаниям, умение самостоятельно добывать эти знания и применять на практике.
Естественно, это не приходит само собой, это нужно привить и взрастить в ребенке, создать трамплин, так сказать. Но это того однозначно стоит, ведь после трамплина - свободный полет по намеченной траектории.
Обозначу три необходимых условия для создания этого трамплина.
1. Чем раньше начать прививать ребенку любовь к познанию, тем лучше.
Среди масс бытует такое выражение: "у ребенка должно быть детство". А смысл такой: играть в планшет, смотреть мультики. Иногда допускают: играть в игрушки и гулять. Вот это детство. Остальное: стряпать с мамой пирожки, помогать по дому, изучать глобус, читать книги, учиться дисциплине - это из взрослой тяжёлой неприятной жизни. Сторонникам данной теории все, что я буду писать дальше не понравится).
Детство - это... Я решила спросить своего пятилетнего сына, что такое детство. И вот что он ответили: детство - это когда дети маленькие играют, учатся, рисуют, кушают, книжки читают, занятия проводят, на тренировку ходят, прописывают... Дальше я устала ждать и писать, скорее всего этот список закончился бы к утру следующего дня. Самым удивительным и, не скрою, приятным оказалось отсутствие в этом списке гаджетов и мультиков. Даже в голову ему не пришло. Видимо, нет детства у ребёнка в том смысле, в каком понимают его взрослые))).
А правда в том, что дети любят учиться, любят строгость, границы, ограничения. И любят это с рождения. Младенцы, с которыми занимаются с самого начала более спокойные, веселые. Ведь вместе с занятиями они получают любовь и внимание. Это же касается дисциплины. Как бы парадоксально это не звучало, но дети любят строгость. Конечно, если эта строгость обусловлена любовью, а не личными амбициями. У детей ярко выражена эмпатия, как говорят в народе: чувствуют людей. Когда дети чувствуют искреннюю любовь и заботу, то строгость воспринимают правильно, даже от чужих людей. Другое дело, когда чужому человеку тяжело любить не своих детей и чаще от него исходит одна строгость, а ещё чаще пустая раздражительность. Это, конечно, разные вещи, не будем их путать.
В школе и в детских садах встречается обычно такая форма "строгости", а воспитание направлено на то, чтобы подстроить детей под себя, ради своего удобства и комфорта. В семьях тоже, к сожалению, такое случается не редко, когда "дисциплина"(ребенок не мешает папе/маме) поддерживается с помощью гаджетов.
В данном посте речь идёт о дисциплине, как о методе организовать жизнь ребенка в благоприятных для него обстоятельствах: ради четкого понимания границ дозволенного, ради его развития и умения взаимодействовать с социумом.
Ещё раз отмечу: ребенок любит учиться, любит, когда родители его контролируют и направляют. Конечно, уровень контроля тоже должен быть адекватным и меняться по мере роста ребёнка: когда младенец начинает ползать и ходить, он находится под неусыпным контролем, когда выбирает себе супруга - нуждается лишь в совете. Поэтому, пока любознательность малыша не сошла на нет, надо ее питать и растить).
В большинстве семей эту любознательность убивают на корню. Каким образом? Приведу простой пример. Мама месит тесто на пирожки, подходит трехлетняя дочь и хочет тоже попробовать. Мама понимает, что это затянется на время и будет иметь последствия в виде грязной дочери и, возможно, не таких красивых пирожков, и говорит: иди поиграй/мультик посмотри, подрастешь - будешь стряпать. Ещё пример: сын спрашивает у папы как работает стиральная машинка. Папа смотрит в этот момент телевизор или читает наиважнейшие новости в одноклассниках и отвечает что-то типа: в школе объяснят, сам не знаю - чудеса науки, или "да, сынок, вот до чего техника дошла".
Таких примеров миллионы, каждый день они встречаются у всех, даже у нас. Так и происходит постепенное умирание любознательности у детей, а школа вконец вырывает последний едва живой корешочек.
Итак, первое, на что хотелось бы обратить внимание - приветствуйте, развивайте любознательность, отвечайте на вопросы, читайте книжки и занимайтесь с детьми с самого первого дня их жизни. Пусть сначала это будут добрые слова, зарядка, обнимашки:), молитвы, объяснения, беседы. Это важно, не жалейте на это времени. Пусть лучше пол будет грязным, но ребенок будет удовлетворён (в правильном смысле, я не имею ввиду баловать малышей).
2. Дисциплина - самое главное, дисциплина прежде всего!
Когда-то в молодости я участвовала в театральных постановках и у одной из них был сценарий об инструментах, которые работали в мастерской. Пила пилила, рубанок брал по поверхности, винт смотрел вглубь... Это все, конечно, о человеческих характерах. Руководил процессом молоток, который говорил: дисциплина самое главное, дисциплина прежде всего!
Тогда эта сценка и эти слова вызывали у нас смех и веселье, но спустя годы, пришло понимание смысла этих слов. Дисциплина - это даже важнее мотивации. Мотивация зависит от нашего настроения, желаний, возможностей, а дисциплина - твёрже и действеннее. Люди склонны к лени: немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь... А ещё, когда наша жизнь донельзя полна заботами и переживаниями, то надо же хоть дома как-то расслабиться. А детей и подавно не нужно напрягать, успеют ещё хлебнуть... Тоже известная и в корне неправильная позиция. Не приученный прилагать усилия человек как раз и будет страдать и уставать всю свою жизнь. И воспринимать эту самую жизнь как тяжкий крест.
Те же, кто с детства приучен к дисциплине и усидчивости умеет правильно расставить приоритеты и планировать свое время. У такого все разложено по полочкам, все спорится в руках и даже в труде он находит покой и свое счастье. Я не из таких людей,к сожалению, я только учусь. Но хочу, чтобы мои дети учились вместе со мной. Ведь чем раньше они это освоят, тем проще им будет потом.
Необходимый минимум для спокойного успешного семейного обучения, когда ребенок учится самостоятельно - это способность ребенка дисциплинировать себя.
Начинается это, конечно, со способности родителей дисциплинировать (да и вообще воспитать) своего ребенка. Когда ребёнок приучен садиться за занятия на столько, чтобы пройти тот минимум, который ему необходим. Когда он умеет разбираться со своими "хочухами и нехочухами", прилагать усилия. И чем раньше вы начнёте это воспитывать в ребенке, тем легче, лучше, гуманнее это будет для него. Заблуждаются те, кто считает: до семи лет вообще напрягать его не буду. Хочет бегать - пусть бежит. В семь лет таким детям гарантирован либо стресс (если его отдадут в школу), либо крайняя степень сложностей при СО. Все проблемы, которые могут постичь семейников, встретят таких детей. К сожалению, не по вине их самих. Приучайте детей спокойно сидеть и слушать вас, когда вы читаете им, объясняете что-то, молитесь. Если вам говорят, что ваш ребенок гиперактивный, скорее всего он просто не дисциплинирован. Есть и хорошая новость - все в ваших руках.
3. Обязательно находите способы для применения знаний и навыков ваших детей.
Устраивайте викторины, конкурсы, разгадывайте кроссворды, головоломки, устраивайте квесты, проводите опыты, эксперименты, обучайте бабушек и дедушек, играйте в интеллектуальные настолки.
Знания, приобретенные и накопленные, но не используемые стираются из нашей головы. Чувствуя бесполезность этих знаний ребенок со временем теряет всякий интерес и желание приобретать новые знания. Поэтому делайте все, чтобы сохранить и приумножить. Участвуйте в олимпиадах и конкурсах, придумывайте проекты и ищите аудиторию для реализации этих проектов. Мотивируйте детей и это сторицей окупится. Примененные на практике знания - это как добрые семена, они принесут много плода.
Лизу, свою старшую дочь, я начала обучать в раннем детстве. Ненавязчиво и дозированно, но регулярно. Приходилось дисциплинировать (да и до сих пор приходится), заставлять напрягаться. На днях ей исполнилось восемь лет. Больше года она обучается самостоятельно. Я только проверяю периодически ее знания и направляю дальнейший процесс обучения с помощью новых книг, игр, заданий. Мы не следуем школьной программе, мы следуем развитию ее мозга, "кормим" ее любознательность и интересы. К слову сказать, аттестацию мы сдаём, но никогда к ней не готовимся. Сейчас она сдает второй класс, но так как для нее там сложного ничего нет, решили сдать и третий. Переступить, так сказать границу комфорта и приложить кое-какие усилия.
Кроме того, она уже сама ведёт занятия для группы семилетних детей (и
пятилетнего брата), учится объяснять, заинтересовывать. Она любит рисовать, делать поделки, оригами, постоянно что-то мастерит. То есть, при правильном воспитании, вдохновении и мотивации самостоятельное обучение ребенка легко возможно уже в семилетнем возрасте - то есть с самого первого класса. И это не миф. Это реальность. Кто знает нашу Лизу с удовольствием подтвердят мои слова.
Надеюсь, с младшими детьми у нас получится тоже ))), в любом случае есть Лиза, которая любит объяснять и учить))). Так что младшенькие в надёжных руках.
