Алёна
8 лет
Итоги раннего детства. Заключительный пост в этом сообществе
Пришла пора прощаться с этим великолепным сообществом (не надолго), но я себя поймала себя на мысли, что хочется все таки написать о результатах трехлетия моего сына Тихона. Три года - наиважнейший этап в развитии ребенка, он знаменуется не только всем известным кризисом, это переход от одной ступени развития к другой, закончилось трепетное раннее детство, и начался замечательный, полный осознанных и осмысленных открытий, период младшего дошкольного возраста.
РЕЧЬ: полностью сформирована, к трем годам научился выговаривать все буквы, за исключением "Р" (ранее были проблемы с выговариванием шипящих, не получалось их произносить в отдельно взятых комбинациях). Надеюсь скоро и с "р" проблем не будет, тк на данный момент у него нет замещения "р" на "л" , он старается ее выговаривать, пока что это звучит примерно так: Каына (Карина), эта "ы" звучит на американский манер,язык приподнимает к верхнему нёбу. Умеет развернуто отвечать на вопросы (если в настроении). Очень хорошо усваивает информацию на слух, запоминает ее и понимает. Сейчас у Тихона классический период "почемучки". За день я слышу 1852367 раз это слово.
Мама, что это за машина? Тайота. Почему? Так ее назвали. Почему? Потому что у всех машин есть определенный названия. Почему? Ну вот смотри, у людей есть имена, а у машин названия. И так до бесконечности)))) Пока я сама не спрошу у него Почему? Как ты думаешь)))) Тут мой сын переключается. Кстати, стихотворение Маршака "Рассеянный с улицы Бассейной" читать невозможно. Все догадались по каким причинам!
Еще бы хотелось написать об эволюции произношения своего имени: до 2,5 лет называл себя Ти-Ти, с 2,5 до 2,9 он стал себя называть Тикон, и наконец с 2,9 он полностью выговаривает свое имя. Как тебя зовут: Тихон! Как твоя фамилия: Пачеко (Панченко)
В саду он старается произносить полностью имя отчество воспитателя и нянечки: Любовь Александыовна, стал буквально недавно говорить: мамоЧика, папочЧика (делает акцент на этой Ч), вместо баба и ди-ди (дедушка его научил так себя называть, как-то прикольнулся, и Тихон вместо деда его называет ди-ди) старается говорить бабуШка, дедуШка, смешно и очень мило выглядят попытки сказать бабуличка и дедуличка.
В заключении могу сказать: капитальный речевой прорыв начался после 2,8 лет, когда он постепенно начал разговариваться, переходя на взрослую речь. Сейчас в своей первой младшей группе он один из "говорящих" деток, их меньшинство.
ПАМЯТЬ:
Как я уже писала выше, Тихон аудиал, те легче всего он усваивает информацию на слух, ему не всегда нужно визуальное или сенсорное восприятие информации. Примеры: мы всегда читаем перед сном, и бывает, что во время чтения он может заниматься своими делами, ну например, играть машинкой, в книгу он даже не смотрит. Раньше я думала, кому я все это читаю, но если вдруг резко остановиться, и попросить закончить предложение из стихотворения - он с легкостью это сделает. Или внезапно сам может спросить что-то интересующее его по тексту рассказа\сказки, или внезапно подорваться, чтобы посмотреть картинку. Кроме того, из-за его шилопопости и нехочухости, большую часть информации я ему просто напросто рассказываю, без всяких развивающих занятий. И он прекрасно ее усваивает. Но все же есть одно но. В 3г2мес Тихон умеет легко считать до 10. НО, у него пока нет соотношения счет - цифра, те я не уверена, что он знает визуально цифры, пальчики свои он пересчитывает, забавно их загибая, но как выглядят цифры, он может не знать. Ну или не все цифры. Потому как мы все таки играем цифрами и с цифрами, надо просто-напросто закреплять эти знания. Вообще надо сказать, что легко усваивает информацию, знает свое ФИО, на какой улице живет, сколько лет, всех членов семьи поименно, всех соседских детей и имена их родителей))))))
СЕНСОРИКА:
Для своего возраста владеет всем: различает предметы по величине (большой-маленький, короткий-длиный, висыокий-низкий), так же может находить предметы по заданным признакам. Знает световой спектр (белый, черный, коричневый, синий, голубой, розовый, красный, бордовый, серый, зеленый, сиреневый, фиолетовый итд), знает геометрические фигуры (круг, квадрат, ромб, треугольник, прямоугольник) и может находить предметы по этим признакам (круглые, квадратные и прочее)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР:
Знает названия основных частей растений и животных, различает предметы одежды и их сезонность, знает названия животных и их детенышей (теперь нужно усваивать различия домашние и дикие животные), определяет явления природы, пока некоторая путаница с временами года, но это тоже в планах проработки. Учимся сейчас различать фрукты и овощи (тоже путается пока).
ВНИМАНИЕ:
Вот тут у нас есть некоторые сложности. Так как есть определенные проблемы с усидчивостью, объективно оценить его знания сложно, но я все же попробую подитожить.
К трем годам ребенок должен уметь выполнять задание, не отвлекаясь в течении 3-4х минут - он это будет делать, если ему интересно и он в соответствующем настроении, иначе никак. Классический методический игровой подход абсолютно не срабатывает, у нас получается не задание в игровой форме, а сплошная игра, с элементами обучения, с редкими вопросами, т.е. игра, игра, игра.
Только начали пробовать (буквально по 1,5 минутки) теневое лото - подобрал правильно (те соотношение контур-силуэт делает правильно, нужно развивать и закреплять), найти 2 одинаковых предмета среди 5-6, не всегда получается, из-за отсутствия интереса, например. Найти отличия на картинках сумеет, но пока больше 2ух не находил. Подобрать пару к предмету сможет, но все это без особого интереса и вникания в суть.
МЫШЛЕНИЕ:
С этим, я считаю, все в порядке для его возрастной группы, но мышление нужно развивать и закреплять усвоенное. Вот с этим классическим пониманием у нас так же проблемы, так как проводить развивающие занятия на мышление с ним практически невозможно (лото - в топку, пазлы - ноль внимания и прочая атрибутика лежит невостребованным грузом в ящике)Но тем не менее, что Тихон все таки умеет:
- понимает назначение знакомых предметов
- узнает разрезанную картинку по ее половинке
- подбирает пары одинаковых предметов
- умеет находить предмет по заданным признакам
- находить лишний предмет и обосновывать свой выбор, тут некие проблемки с обоснованием )))))) но все же лишний предмет находит
- выбирать предметы одной смысловой группы (например выбрать только посуду, или только транспорт, который плывет по воде).
Если честно, не знаю справится ли он с таким заданием: «покажи зонтик (из трех) не самый большой, но и не самый маленький». Надо пробовать подсовывать, но думаю и с этим он справиться.Знает право\лево: с легкостью называет правую руку\ногу, правый поворот и тд. Кроме того может правильно показывать право\лево в зеркальном изображении.
А вообще, сейчас интересно наблюдать как он выстраивает вербально мыслительно-логические связи, пока и «каши» много бывает, но радует, что у него очень живой интерес ко всему.
МОТОРИКА:
Тут тоже не все однозначно, ну например: карандаш, фломастер, кисточку он держит правильно (причем с самого начала), владеет ножницами и может резать по прямым или косым линиям (зигзаги не получаются). А вот с графомоторикой у нас целая трагедия: не интересно ему! Категорически! Обводить пунктирные линии различных траекторий - это просто целая беда, просто калякает-малякает и злится, если я где-то начинаю настаивать и через 1 минуту все наше занятие заканчивается ((( Та же самая история и с точками в пределах определенной области (например нарисовать корм для птичек на тарелочке), и с прямыми и косыми линиями. Проведет одну-две, и все опять каляки-маляки. Я если честно, сильно расстраиваюсь!! Прямо злюсь, но понимаю, что наверное еще пока что не время. Буду пробовать чуть попозже, может и с усидчивостью хоть немного изменятся дела. Зато круги разных размеров прекрасно умеет рисовать )))))
Не очень любит пальчиковые игры, те его невозможно посадить перед собой и заниматься-играть, произнося короткие стишки, и показывая элементы. Поэтому мы либо перед сном показываем театр теней на стене, или играем в человечков, гоняясь руками друг за другом, ну или если какое-то упражнение уж очень понравится (все таки бывает такое), то мы его раз по 50 проговариваем и показываем. Поэтому задача №2 по развитию моторики - упражнения на графомоторику, не очень хочется, чтобы в дальнейшем у Тихона были проблемы с написанием.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
В этом плане абсолютно нет проблем: умеет прыгать в высоту, вперед и назад. легко перепрыгивает предметы и запрыгивает на ступеньки. Умеет стоять на одной ноге и держать равновесие. Кидает мяч в высоту, вдаль, в цель. Лазает по твердым и мягким лестницам. Осваивает рукоход. Хорошо пинает мяч ногой. Владеет самокатом и велосипедом (с 2мя страховочными колесами), толокаром и электромобилем.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ:
В саду все делает сам. Дома через раз. Что умеет, но ленится: кушать самостоятельно, ходить на горшок, снимать\одевать нижние предметы одежды, мыть руки, умываться. Проблемы у нас с чисткой зубов, с утра мы чистим зубы через раз, поэтому вечером я всегда чищу ему зубы во время купания, это дается легче, чем с утра. Опять же жду сдвигов в этом направлении. Начал позволять расчесывать себя (раньше это было практически нереально сделать) и обрезать ногти на ногах, тоже были с этим проблемы. Сейчас я как-то могу договориться, чтобы он полежал спокойно, пока я это сделаю. Еще одна не закрытая тема: подгузник на ночь. Он до сих пор подсыкивает ночью, но я понимаю, что тянуть более некуда (днем он уже год как спит без подгузников), поэтому я уже в течении трех дней настраиваю его на то, что у нас осталось в пачке последние подгузники, и все - мы начинаем спать без них, в одних трусиках. Он воспринимает это очень спокойно и понимает о чем я ему говорю. Буквально 2 недели назад Тихон переехал в отдельную детскую, и теперь у меня есть возможность спокойно его укладывать без подгуза, так как до этого момента у нас был совместный сон. Будем пробовать.
Хотелось бы записать для себя. Переезд в отдельную кровать. Тихону 3г1 мес. Мы сделали отдельную комнату. Опять же долго его настраивали, что теперь у него будет своя собственная комната. Но когда в первый же вечер, после купания, я его понесла в детскую случился 20тиминутный жуткий рев, с умоляниями пойти в нашу прежнюю спальню, на нашу кровать )))) Я все таки его уговорила остаться здесь, клятвенно пообещав, что буду спать с ним. За 2 недели случился большой прогресс: он уже знает и воспринимает, что это его комната (правда периодически спрашивает, зачем она ему), чтобы он заснул мне не надо лежать рядом с ним, теперь я сажусь рядом на пол, глажу его и пою песенки, надеюсь через время (не знаю через какое) научить его засыпать без этих поглаживаний (раньше, при СС, засыпая, он накручивал мне волосы - от этого уже постепенно ушли, хотя крутить мои волосы ему все так же нравится). Ну и надеюсь со временем у нас станет меньше, а то и совсем исчезнут ночные позывные через весь дом: мамаааааааа ))))))) Я же прекрасно понимаю, что всему свое время, ребенка абсолютно не надо торопить.
КОММУНИКАЦИЯ:
Обратила внимание, что Тихону больше нравится играть со старшими детками (4ех-пятилетками), чем с младшими или ровесниками, и больше нравится с мальчиками, чем с девочками (девчонки же с ним, наоборот, очень любят играть). Тихон по характеру натуральный сангвиник, думаю далее проявятся и холерические черты темперамента. Поэтому он такой весь громкий, быстрый, смелый, легкий на подъем. Все это присуще деткам постарше, и Тихон с легкостью вливается в эти игры, его так же с легкостью принимают в свой коллектив. Если где-то он не находит отклика - не расстраивается. Пока. Как будет далее - не знаю. Он абсолютно не агрессивен, ничего не делает из-подтишка, с детьми не драчлив, легко относится к ушибам и ранениям, зачастую это все происходит вообще без слез, или же очень-очень быстро успокаивается. В периоды обострения возрастного кризиса, он бывает в скверном настроении, которое отражается не только на его сотоварищах, но и на нас - родителях. Тут он и ударить может, и нагрубить. Я это пресекаю. С мои ребенком нужен только такой подход: твердо пресечь, а потом объяснить, почему такое поведение недопустимо. Я учу его корректно выражать свои эмоции - вербально, без писка и крика, но пока мы еще в процессе. Усугубляется все тем, что я сама и муж мой такие же темпераментные, но я реально стараюсь выжимать из себя все ресурсы терпения, которые только возможны. Прошу это делать и мужа, но у него есть проблемы по части терпимости)))) Конечно же, бывает так, что когда он перегибает палку - пока не прикрикнешь - не подействует, потом снова все налаживается. Спокойный и монотонный тон, либо изображение обиды, вызывают у Тихона улыбку и недоумение.
Вобщем, вот таким мой мальчишка переступил порог трехлетия. Есть над чем работать, пунктиков очень много, и я искренне и очень надеюсь, что у меня получится хотя бы половина из задуманного и запланированного. На данный момент, я вижу, что все-таки есть результат всех усилий, миллиона слов, и тысяч прочитанных букв. А сейчас я просто желаю ему здорового, счастливого детства, а положительных эмоций и ярких событий, мы - родители, постараемся ему подкинуть! )))