Методика раннего развития Масару Ибука
Развитие карапуза
Мое мнение о книге «После трех уже поздно».
В книге очень пространственно и обобщенно приведены факты наблюдений и исследований автора, до боли не хватает конкретики и подробностей. Например, в разделе «Ребенку проще запомнить «голубь» чем «девять» в котором говорится, что ребенок наделен способностью по образам узнавать предметы, наделен замечательной образной памятью очень кратко изложен смысл, без конкретных практических советов, и так во всей книге. Да, говориться об интересных фактах, но как применять их на практике, для нас мам это же самое главное.
Что я для себя вывела, из этой замечательной книги.
- Развиваем ребенка с рождения до 3 лет усиленно. Структура мозга формируется к трем годам на 80%.
- Не будем недооценивать способности и возможности маленьких детей:
-не сюсюкаем с ребенком (ребенок должен слышать правильную, понятную речь), общаемся с ними как со взрослыми
-учим языкам
-музыке
-активно развиваем физически
-знакомим с произведениями искусства мировой культуры
3. Правила нужно четко устанавливать с рождения, приучать ребенка к ним. Быть с карапузом строгим и ласковым.
4. Ребенок учится в игре, запоминает только то, что ему интересно, нельзя его учить насильно, это не эффективно.
5. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоили в детстве.
6. Главное окружение, а не гены. Не оставляйте ребенка с людьми в которых не уверены, это может дать печальные результаты (комплексы, акцент, вредные привычки и т.д.).
7. Комната лишенная стимулов вредна для малыша. Создайте условия для развития интеллекта карапуза.
8. Ребенок видит все иначе, не пресекайте его воображение и видение.
9. Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка. Делаем фундамент жизни ребенка крепким с самого начала.
10. Чаще берите ребенка на руки. Соприкосновение с родителями самое важное для малыша.
11. Не бойтесь брать ребенка с собой в постель.
12. Никогда не игнорируйте плач ребенка. От этого увеличивается уровень интеллекта (по мнению ученых).
13. Игнорировать ребенка хуже чем баловать. Ребенок выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, когда вырастает, и будет более уравновешенным и добрым.
14. Нервозность родителей заразна, ребенок чувствует напряжение в семье, и это отражается на нем.
15. Отец должен чаще общаться с ребенком.
16. Чем больше детей в семье, тем лучше они общаются друг с другом. Общение детей надо поощрять.
17. Присутствие дедушки и бабушки создает хороший стимул для развития ребенка.
18. Ссоры между детьми развивают навыки общения.
19. В два-три года у ребенка формируется чувство собственного достоинства.
20. Злоба и зависть у ребенка- это выражение собственного бессилия.
21. Нельзя высмеивать своего ребенка в присутствии других.
22. Ребенка лучше похвалить чем отругать
23. Ребенку нравиться все ритмичное.
24. Интересное дети считают- правильным, а не интересное- неправильным.
25. Интерес ребенка надо подкреплять и стимулировать.
26. Говорите ребенку правду на половые темы.
27. Важно соблюдать распорядок дня, это развивает чувство времени.
28. Новые ТВ программы позволяют ребенку правильно говорить.
29. Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания и черты лидера.
30. Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть.
31. Дети- великие подражатели.
32. Успехи в одном деле дают уверенность в других делах.
33. Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Все что делает ребенок руками: рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу развивает его творческие способности и интеллект.
34. Избыток игрушек, рассеивает внимание ребенка. Ребенок может играть с чем угодно, воображая. Если хотите развить в ребенке нестандартное мышление и изобретательность не покупайте ему все, что он просит.
35. Не стоит убирать подальше то, что может быть опасно для ребенка. Стоит специально предлагать ему вещи разные по текстуре, материалу и форме.
36. У ребенка свои собственные представления о порядке. Будьте осторожны с любой переменой обстановки.
37. Ребенок может играть необычно с обычными игрушками, использовать их не по назначению, и не надо поправлять его - это может отбить охоту играть вообще.
38. Игры по ролям, лепка, вырезание узоров и складывание бумажных фигур развивают творческие задатки ребенка.
39. Физические упражнения стимулирую развитие интеллекта.
40. Как только ребенок научился ходить, он должен делать это всегда, везде, как можно чаще.
41. Нет ничего важнее воспитания детей.
42. Пусть ваш ребенок будет лучше вас.
Масару Ибука родился в 1908году в Японии. После смерти отца, мать, чтобы устроить личную жизнь, оставила его на попечение дедушки и бабушки. Маленький Ибука унаследовал от отца пытливый характер и инженерный склад ума. Однажды он разобрал будильник, но собрать его так, чтобы он работал, не смог.Дедушка, воспитывая малыша
Что же подвигло инженера заняться педагогикой? Конечно же, его ребенок. Сын Масару Ибуки страдал заболеванием нервной системы (аутизмом). Масару посвятил много сил изучению различных развивающих педагогических методик. Изучая вопросы воспитания, Ибука много наблюдал за детьми и подростками. Он пришел к выводу (возможно не первый, но еще раз подтвердил теорию), что умственные возможности человека формируется до трех лет. Ведь когда мы начинаем обучать ребенка? Ближе к поступлению в школу. А к этому возрасту динамичное развитие клеток головного мозга завершено на 80%!
Ибука стал основателем школы «Обучение талантам» и ЯПОНСКОЙ АССОЦИАЦИИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ. Масару Ибука написал книгу, которая популярна и сейчас. Для многих родителей она стала настольной.
В своей книге, посвященной раннему развитию: « После трех уже поздно », автор призывает родителей направить усилия на развитие детского мозга от рождения до трех лет.
Ибука Масару считает главным в воспитании ребенка – среду, в которой он существует с рождения. Благодаря разному жизненному опыту, дети проявляют разные способности. Ребенок впитывает информацию, как губка, поэтому его запросто можно обучить иностранным языкам, музыке, плаванию, творческому мышлению и т.д.
В книге приведен пример, подтверждающий выводы автора о важности среды воспитания.
К примеру, Моцарт. Мы привыкли считать его гением, ведь он в три года дал свой первый концерт! Но проанализировав его детство, мы увидим, что его очень строго воспитывал отец, который хотел сделать своего ребенка выдающимся. Моцарту с самого раннего детства родители создали благоприятные условия для творчества и дали хорошее образование.
С другой стороны - история о двух девочках, которые жили в волчьей стае и были найдены миссионерами. Они не разговаривали и имели волчьи повадки. Все попытки «очеловечить» их ни к чему не привели, говорить Амала и Камала так и не научились. А то, что «заложила» в них волчья стая, так и осталось с ними на всю жизнь.
Вот, что советует Масару Ибука родителям, которые хотят вырастить разносторонне развитого ребенка:
Нужно подкреплять интерес ребенка. Когда дети маленькие, сложно распознать склонность ребенка к какому – либо виду деятельности. Когда у малыша появляется интерес, важно вовремя среагировать и всячески его поддерживать. Ведь часто интерес перерастает в увлечение, увлечение в хобби, а хобби со временем может стать профессией. А что может быть лучше чем работа, от которой получаешь удовольствие? Поэтому нужно дать шанс ребенку попробовать и проявить себя в разных областях.
Малыша можно и нужно учить иностранному языку. Желательно, чтобы ребенок слышал иностранный язык от его носителя, ведь у детей отличный слух. Не обязательно ехать за границу или нанимать гувернантку – француженку. Сейчас множество курсов языка есть на дисках. Очень хорошо помогают в изучении языка малышам
Нужно прививать ребенку музыкальный вкус. В одном из японских детских садов провели исследование, и оказалось, что детские песни нравятся малышам гораздо меньше, чем классическая музыка. Больше всего малышам понравилась пятая симфония Бетховена. Ребенок слушает музыку, которую ему предлагают, поэтому первичное развитие музыкального вкуса лежит на совести родителей.
Ходьба очень полезна. Ходьба и свежий воздух стимулирует умственную деятельность. Поэтому Масару Ибука считал, что как только ребенок научился ходить нужно как можно реже использовать коляску, пусть больше ходит.
Плавание. Цель - не научить ребенка плавать (хотя это тоже благая цель, ведь позже ребенку нужно преодолевать свой страх), а получить общее благоприятное влияние на организм малыша. Плавание укрепляет мышцы, улучшает сон и аппетит. Сейчас грудничковое плавание становится все более популярным, жаль, что не во всех городах есть специализированные бассейны для младенцев, приходится ограничиваться ванной.
Лепка, апликации, рисование карандашами и красками развивает задатки творчества у ребенка. Малыш, освоивший лепку в раннем возрасте, опережает своих сверстников в освоении навыков самообслуживания и пр. Аппликация и рисование способствуют развитию творческих способностей. И не нужно малышу «подсказывать», что небо должно быть синим, а трава зеленой, пусть рисует так, хочется ему.
Обеспечьте ребенка предметами для игр – это не обязательно покупные игрушки, а то, что стимулирует фантазию малыша – различные по форме и фактуре безопасные предметы (проявите фантазию и вы). Если ребенок не может сам, его нужно учить играть.
Но самое главное – окружить ребенка любовью, теплотой и верой в него.
Книга Масару Ибуки написана легко, читается быстро. Встречаются родители, которые не согласны с некоторыми его предложениями, например то, что ребенка до года нужно познакомить с разными вкусами - от сладкого до кислого и горького. Встречаются как противники, так и сторонники его методов воспитания. Но, в любом случае, такой выдающийся человек, как Масару Ибука, заслуживает внимания к своему труду. Методика