Свободные родители. 19 тезисов
Книга Адель Фабер и Элейн Мазлиш "Свободные родители, свободные дети" соткана из рассказов родителей о детях, об отношениях, сложных ситуациях и как с ними справиться. Это такое практическое пособие, как раз для тех, кому скучно читать теорию о воспитании. Две мамочки пять лет ходили в экспериментальную группу к детскому психологу Хаиму Гинотту (автор книги "Родитель-ребёнок:мир отношений"), где и почерпнули этот опыт. Речь о том, что воспитание - процесс формирования человека.
1. Как разговаривать с детьми? Никогда не оценивать, описывать то, что чувствуешь. Ребёнок разлил молоко. Я говорю ему: "Молоко разлилось", и протягиваю губку. Если сказать ему: "Неряха!" и т.д., ребёнок всю свою энергию направил бы на защиту, а не на решение проблемы.
2. У любого ребёнка хватает судей, прокуроров и присяжных, а нужен ему надёжный адвокат и защитник. Если вы используете нападения, оскорбления и угрозы, то ваш ребёнок, то ваш ребёнок очень быстро научится оскорблять, нападать, угрожать и отступать, почувствовав угрозу.
3. При любой возможности заменяйте абзац на предложение, предложение на слово, а слово на жест.
4. Избавиться от фраз-сорняков: "почему ты всегда..", "кто это сделал?", "ты никогда..", "что с тобой происходит!" на полезные выражения: "ты хочешь...", "уверена, что ты....", "значит, ты чувствуешь, что...", "было бы полезно, если бы..."
5. Родителя настолько нужно, чтобы их дети были счастливы, что они очень часто лишают детей опыта разочарования, подавленности и горя, необходимого для взросления. "Не плачь, - говорят они. - Мы купим тебе новую собаку".
6. Отрицая чувства ребёнка, мы заставляем его строить обманчивый мир слов и защитных механизмов, которые не имеют ничего общего с его внутренней реальностью.Не позволяя ему понимать собственные чувства, мы блокируем его способность понимать чувства других людей. Мы же не хотим, чтобы наши дети выросли эмоционально инфантильным?!
7. Нужно позволять другим людям помогать нам с детьми.
8. Если ребёнок точно знает, кто он такой, люди не смогут навесить на него ярлыки - "лжец", "безответственный ребёнок", "ленивец", "глупец". Его самооценка - это ключ к свободе. А у ребёнка, которого непрерывно оценивают, таких знаний почти никогда не бывает. Он часто остаётся зависимым человеком. Ему нужно, чтобы окружающие говорили ему, кто он такой, что он может делать и насколько хорошо. Нужно относиться к ребёнку так, словно он уже готов и способен на многое.
9. Не существует детей-эгоистов. Есть лишь дети, которым нужно показать радость щедрости. Не существует ленивых детей. Есть лишь дети, которым не достаёт мотивации.
10. Родители должны уважать собственные границы. У родителей есть главная обязанность: собственное счастье.
11. Родители имеют право на собственные чувства. И лучше всего быть с детьми откровенными. Как часто случается, что дети не помогают нам. Мне понравился пример: " Когда я прошу о помощи, и не получаю её, я обижаюсь...Когда я тащу тяжелые сумки, то буквально закипаю изнутри! Я несу сумки сама, но вам придётся иметь дело с обиженной матерью." Знаете, как обычно происходит? Дети чего-то требуют - мать не обращает внимания на свои негативные чувства - возникает обида - обида выходит наружу - кому-то становится больно - страдает вся семья.
12. Одна мать говорит: "В прошлом, когда я сосредотачивалась на собственных потребностях, то делала это из духа противоречия (" Я тоже человек. у меня тоже есть права") . Теперь я превратилась в пчелу-царицу - нервный центр, от которого зависит вся колония, которая определяет жизнь всего улья. И не приведи Господь пренебречь интересами Царицы!!!"
11. Когда я слышу, что ребёнку что-то нужно, я спрашиваю себя: "Это ему действительно нужно или он этого хочет?" У ребёнка много реальных потребностей, которые можно и нужно удовлетворять. Его желания - бездонная бочка.
12. Не манипулируйте чувством вины. Знаете, какие эмоции вызывает у нас человек, заставивший испытывать угрызения совести? Мы его ненавидим!
13. Родители не обязаны объяснять детям свои действия или оправдываться. Авторитет взывает к послушанию. Только слабость объясняется.
14. Пытаться сохранять спокойствие, когда вас пожирает гнев, это всё равно что одной ногой давить на газ, а другой - на тормоз. Выплёскивайте гнев короткими вспышками и без оскорблений.
15. Родители отвечают не за счастье детей, а за их характер.
16. Вам не нужно мириться с недопустимым поведением. Вашим детям будет полезно узнать, что за вашими словами стоит готовность к действию. Формула такая: не наказание - действие.
17. Когда мать говорит себе: "Я положу конец этому поведению раз и навсегда!", то она обречена на неудачу. дети ничему и никогда не учатся "раз и навсегда". Они учатся сейчас, а потом снова и снова".
18. наказывая ребёнка, мы мешаем ему разобраться в самом себе. Люди говорят: "Но если его не наказывать, то он и до убийства может дойти". Как раз наоборот. Наказывая ребёнка, мы облегчаем ему жизнь. Он чувствует, что заплатил за свой поступок и исполнил приговор. Теперь же он свободен и может вести себя по-прежнему. Но чего же мы хотим от ребёнка, который ведёт себя неподобающе? Мы хотим, чтобы он заглянул в себя, испытал определённый дискомфорт, проделал эмоциональную работу и начал нести ответственность за собственную жизнь.
19. Иногда родитель помогает детям, не помогая им. Так дети учатся ответственности и самостоятельности.
www.mamademus.com