В начале было детство
Необычная книга. Душевная. Содержательная. Она соткана из историй разных детей и их творчества. Автор, Елена Макарова - педагог, художник, арт-терапевт по ходу повествования невзначай даёт бесценные советы и описывает жизнь, как она есть, через призму детского восприятия. "В начале было детство" - второй том трилогии "Как вылепить отфыркивание". Это книга, которую невозможно пересказать ни в тезисах, никак, потому что то ценное, что в ней есть - не сухой остаток, а послевкусие, размышления по ходу. И всё же, не могу не поделиться некоторыми откровениями.
Вот уже четыре года применяю на практике совет Елены Макаровой, вычитанный когда-то из её книги: "С тремя предметами, случайно попавшими в поле зрения, можно играть до бесконечности. Теряя функциональность, предметы становятся волшебными. Крышка от кефирной бутылки с бусиной на ней - блюдечко с яблочком, покрутишь яблочко и узнаешь, что делается на другом конце света. В этой игре ребёнку открывается, что ВСЁ МОЖЕТ БЫТЬ ВСЕМ и что ни задумаешь - можно сделать. Вылепить, нарисовать, скомбинировать из предметов, склеить, выгнуть из проволки и т.д. Способность ребёнка одушевлять своей фантазией неодушевлённый мир как бы сама диктует педагогу метод обучения. Его можно назвать "проведением через разное". "Провести через разное" - значит углубить и разнообразить представление ребёнка о путях, ведущих к достижению цели".
Её слова стали для меня неосознаваемой установкой, когда мы идём копать с Сашей в песочницу: "Детям необходимо всё трогать, они воспринимают предметный мир через осязание. Запрещая детям прикасаться к предметам, мы лишаем их полноты познания, вызываем тактильный голод, неудовлетворённость. Это может привести их впоследствии к неприятию ласки, к неумению проявлять нежность. Вот почему лепка, копание в песочнице, выпекание куличей, рытьё ям, осязание предметов органически необходимы детям. Нельзя лишать их возможности брать в руки или хотя бы трогать те вещи, к которым их влечёт. Последствия строгих запретов куда хуже разбитой чашки".
А когда Маша сидя в машине на заднем кресле занимается сочинительством абры-кадабры, я вспоминаю вот эти слова: "Дети без усилий сопрягают "далековатые идеи". Именно поэтому они с раннего возраста сочиняют стихи, песни, дома, дворцы, города, планеты. Сочинительство - их стихия. В нём рождаются образные модели мироздания".
У Елены очень большой опыт работы с детьми. Откровенно и точно она даёт портреты некоторых ребят. Например, "Игорь умел читать, писать и считать. Впервые в жизни я встретилась с живым существом, в котором не было ни любви, ни сострадания". " Прежде чем обучать искусству чтения, письма и счёта, в детях должны быть развиты основные способности наблюдения, мышления и речи". И рассказывает, как занималась с ними, делится подходами и приёмами. Во время лепки я с детьми использую один из её приёмов, названный "живая деталь". В книге он описывается так: " Это протянутая рука: ухватись за неё, и она поможет долепить недостающее. Она возбуждает воображение и снимает страх перед предстоящей трудоёмкой работой. Я говорю: "Это - глаза. А остальное - долепите".
"Чтобы научить ребёнка рисовать, нужно спросить его: "Умеешь ли ты рисовать?" - "Нет", - скажет он. Ты должен ответить: "Каждый человек (тем более ребёнок) умеет рисовать". Над этим он задумается: как же так, он умеет и не знал, что умеет! В первую очередь ребёнку нужно внушить веру в собственные силы". "Детям нужен личный опыт миротворчества, а вовсе не заимствованные знания". Честное наблюдение: "К моменту окончания младшей школы у ребёнка, как правило, пропадает талант,. потому что школа не развивает, а эксплуатирует его способности: нарисуй для стенгазеты, покажи всем, как надо правильно рисовать. Ребёнок производит отработанные им шаблоны и попадает в тупик". "Ум....не есть знание и совокупность знаний, а есть хватка, приём, метод. С годами накапливается опыт, углубляется понимание, но теряется непосредственность. Мы смотрим на мир сквозь множество запылённых призм, у нас "осколочное" зрение, оно не даёт ощущения цельности, приобретённого в детстве и утраченного в процессе взросления. Взросление наступает тогда, когда ребёнок впервые задаётся мыслью, что будет потом, вслед за "сейчас"", - как верно отмечено, правда?
www.mamademus.com